ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
1. В паспорте:
1) абзацы второй и третий строки "Соисполнители государственной программы" признать утратившими силу;
2) строку "Подпрограммы государственной программы" дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"Обеспечение реализации государственной программы".";
3) строки "Цель и задачи государственной программы" и "Целевые индикаторы государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Цели и задачи государственной программы | - | цель - повышение качества жизни населения Ульяновской области. |
Целевые индикаторы государственной программы | - | доля малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, являющихся получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта, в общей численности малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, обратившихся за государственной социальной помощью, процентов; |
4) строки "Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по годам реализации" и "Ожидаемый эффект от реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по годам реализации | - | общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации государственной программы составляет 31482847,313 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемый эффект от реализации государственной программы | - | увеличение доли малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, являющихся получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта, в общей численности малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, обратившихся за государственной социальной помощью; |
2. Разделы 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа"
Государственная программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296, государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297, государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 N 522-пр.
Сбережение человеческого капитала в Ульяновской области - одна из значимых и приоритетных задач на период 2014 - 2018 годов.
Численность населения Ульяновской области по состоянию на 1 января 2014 года составляет 1267,5 тыс. человек. В Ульяновской области проживает 154,9 тыс. семей, имеющих детей. Число детей в указанных семьях составляет 214 тыс. человек. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 4,8 тыс. человек (2,26 процента от общей численности детского населения Ульяновской области). В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных исполнительным органам государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сферах образования, социальной защиты и здравоохранения, воспитывается 1,1 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 22,4 процента от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Ульяновской области.
В Ульяновской области проживает 335,6 тыс. граждан старше пенсионного возраста (26,5 процента), 126,9 тыс. инвалидов (более 8 процентов), из них трудоспособного возраста - 37,0 тыс. человек (39,1 процента), детей-инвалидов - 4,6 тыс. человек (3,6 процента).
Число получателей мер социальной поддержки с 2006 года в Ульяновской области увеличилось в 1,6 раза и составляло в 2013 году 480 тыс. человек. В течение года социальные услуги получают более 20,6 тыс. человек. С 2011 года количество учреждений социального обслуживания в регионе увеличилось с 26 до 30.
Доля проживающих на территории Ульяновской области граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ульяновской области, по данным Росстата, составляет 13,4 процента, уровень зарегистрированной безработицы - 0,54 процента, размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в регионе составляет 19217 рублей.
Ситуация в социальной сфере Ульяновской области характеризуется рядом проблем, требующих своевременного решения.
В настоящее время в условиях глобализации, большого разрыва в уровне доходов граждан, относящихся к различным социальным группам, наблюдается ситуация социально-экономической поляризации и связанное с этим изменение ценностных ориентиров у людей. Исследования, проведенные в 2013 году в рамках реализации проекта по развитию социальной сплоченности в Ульяновской области по методологии SPIRAL (Societal Progress Indicators for the Responsibility of All) (Совет Европы), показывают, что ценностно-мотивационные установки большинства граждан, принадлежащих к различным категориям, направлены на удовлетворение прежде всего личных потребностей, при этом крайне редко люди выражают готовность действовать во благо и в интересах других.
Особо остро проблемы социальной разобщенности проявляются в отношении социально уязвимых групп населения - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц без определенного места жительства. За последние десятилетия в Ульяновской области, как и в России в целом, в зону бедности попали не только социально не защищенные слои (безработные граждане, неполные семьи), но и значительная часть инвалидов и граждан пожилого возраста - пенсионеров, в том числе обладающих льготными статусами ветеранов войн, ветеранов труда и другими.
При этом вследствие развития системы социальной поддержки граждан по статусному принципу, а не по принципу адресности развивается иждивенческая позиция большинства клиентов социальных служб, а социальная помощь рассматривается как необходимое и должное действие. Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся не только физического, но и психического и духовного здоровья людей, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов.
С целью недопущения увеличения на территории Ульяновской области численности граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ульяновской области в 2014 - 2018 годах, необходимо осуществить переход к предоставлению мер социальной поддержки и государственной социальной помощи по адресному принципу.