Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2013 года N 37/408-П


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2021 ГОДЫ

(с изменениями на 18 ноября 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2019 N 778-П
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Постановления Правительства Ульяновской области от 21.02.2014 N 4/58-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 20.06.2014 N 16/242-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 14.07.2014 N 18/290-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2014 N 22/398-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 19.12.2014 N 31/586-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 25.02.2015 N 4/73-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 25.02.2015 N 4/74-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 15.06.2015 N 14/275-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 17.08.2015 N 18/393-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 22/530-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 23.11.2015 N 24/591-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 10.12.2015 N 26/649-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 14.03.2016 N 5/94-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 25.04.2016 N 10/178-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 14.07.2016 N 16/335-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 21.10.2016 N 24/491-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 12.12.2016 N 28/586-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 02.02.2017 N 2/53-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 22.05.2017 N 12/243-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 06.07.2017 N 15/326-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 20.10.2017 N 25/496-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 27.11.2017 N 30/583-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 11.12.2017 N 32/616-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 22.01.2018 N 2/25-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 22.05.2018 N 13/209-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 16.08.2018 N 19/371-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 26.09.2018 N 21/447-П   
     Постановления Правительства Ульяновской области от 29.10.2018 N 24/511-П    
     Постановления Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/567-П    
     Постановления Правительства Ульяновской области от 10.12.2018 N 28/616-П   
     Постановления Правительства Ульяновской области от 20.12.2018 N 30/669-П      
     Постановления Правительства Ульяновской области от 29.01.2019 N 1/21-П
     
     Постановления Правительства Ульяновской области от 20.02.2019 N 4/59-П      
     Постановления Правительства Ульяновской области от 16.05.2019 N 9/207-П
     Постановления Правительства Ульяновской области от 27.06.2019 N 12/291-П     
     Постановления Правительства Ульяновской области от 17.07.2019 N 14/330-П     
     Постановления Правительства Ульяновской области от 09.10.2019 N 23/498-П      
     Постановления Правительства Ульяновской области от 18.11.2019 N 27/595-П

____________________________________________________________________

     

В целях реализации стратегических приоритетов политики Ульяновской области по преодолению бедности населения, обеспечению достойного уровня жизни пожилых граждан, инвалидов, граждан, воспитывающих детей, и иных социально незащищенных граждан Ульяновской области, развития социальной сплоченности, а также предотвращения роста напряженности на рынке труда Правительство Ульяновской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ульяновской области "Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области" на 2014 - 2021 годы.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ




Утверждена
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 11 сентября 2013 года N 37/408-П


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2021 ГОДЫ

Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

-

государственная программа Ульяновской области "Социальная поддержка и защита населения в Ульяновской области" на 2014 - 2021 годы (далее - государственная программа)

Государственный заказчик государственной программы (государственный заказчик - координатор государственной программы)

-

Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство)

Соисполнители государственной программы

-

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее - Министерство строительства);
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области (далее - Министерство культуры);
Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области (далее - Агентство);
Министерство образования и науки Ульяновской области (далее - Министерство образования);
Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство здравоохранения)

Подпрограммы государственной программы

-

"Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";
"Семья и дети";
"Доступная среда";
"Содействие занятости населения, улучшение условий, охраны труда и здоровья на рабочем месте";
"Оказание содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом";
"Обеспечение реализации государственной программы";
"Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов"

Проекты, реализуемые в составе государственной программы

-

региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей";
региональный проект "Старшее поколение";
региональный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет".

Цели и задачи государственной программы

-

цели:
повышение качества жизни населения Ульяновской области;
увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни;
создание условий, способствующих эффективному развитию рынка труда с учетом приоритетов развития экономики Ульяновской области;
оказание целевой поддержки занятости лиц предпенсионного возраста путем организации их обучения.
Задачи:
соблюдение принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки;
обеспечение потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в услугах социального обслуживания;
создание на территории Ульяновской области благоприятных условий для жизнедеятельности семьи и детей;
внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей;
повышение уровня доступности организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;
обеспечение участия граждан пожилого возраста и инвалидов в областных общественных и социально значимых мероприятиях;
предотвращение роста напряженности на рынке труда;
повышение конкурентоспособности лиц предпенсионного возраста посредством создания условия для получения ими в процессе обучения востребованных в экономике навыков и компетенций;
создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
содействие трудовой занятости женщин, воспитывающих детей;
содействие в поддержании высокой квалификации и сохранении здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан, сокращение дефицита трудовых ресурсов Ульяновской области в сферах, в которых ожидается наибольший дефицит трудовых ресурсов, за счет привлечения соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), в Ульяновскую область на постоянное место жительства;
снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Ульяновской области;
закрепление соотечественников и членов их семей на территории Ульяновской области и содействие в их социально-культурной адаптации и интеграции;
мониторинг хода реализации государственной программы;
реализация государственной политики в сфере охраны здоровья, охраны труда, содействия занятости населения, социального развития и социальной защиты населения;
реализация организационных, технических и технологических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности энергоресурсов;
формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Ульяновской области.

Целевые индикаторы государственной программы

-

доля малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, являющихся получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта, в общей численности малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, обратившихся за государственной социальной помощью, процентов;
доля граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, процентов;
удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности, процентов;
удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей) и лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, и ветхих зданий в общем количестве зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей) и лиц без определенного места жительства и занятий, процентов;
доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ульяновской области, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Ульяновской области, процентов;
суммарный коэффициент рождаемости в Ульяновской области, единиц;
коэффициент рождаемости в возрастной группе 25 - 29 лет в Ульяновской области, единиц;
коэффициент рождаемости в возрастной группе 30 - 34 лет в Ульяновской области, единиц;
доля доступных для граждан пожилого возраста и инвалидов организаций социального обслуживания в общем количестве организаций социального обслуживания, процентов;
численность граждан пожилого возраста и инвалидов, принявших участие в областных общественных и социально значимых мероприятиях и в мероприятиях, предназначенных для удовлетворения социокультурных потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, тыс. человек;
численность граждан пожилого возраста, приобщенных к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, тыс. человек;
доля жителей старшего поколения, проживающих на территории Ульяновской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности жителей старшего возраста, проживающих на территории Ульяновской области, процентов;
число "мобильных бригад" для организации перевозки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации, единиц;
уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения Ульяновской области, процентов;
доля инвалидов, которым планируется оказать содействие в трудоустройстве, в общей численности инвалидов трудоспособного возраста, процентов;
сохранение в течение текущего года численности инвалидов, работающих в организациях, которым предоставлена субсидия в целях возмещения части затрат в связи с оплатой труда инвалидов, на уровне предшествующего года, человек;
численность работников, прошедших обучение по охране труда в аккредитованных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, человек;
численность получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения, человек;
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, человек;
количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, единиц;
численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, тыс. человек;
удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, процентов;
численность граждан, прошедших опережающее профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование, зарегистрированных в организации, подведомственной органу исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере труда, занятости населения и социального партнерства, в целях поиска подходящей работы, для дальнейшего трудоустройства в организации, человек;
численность лиц предпенсионного возраста, проживающих в Ульяновской области, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, человек;
численность лиц предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, человек;
доля занятых на конец отчетного периода в численности граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, процентов;
доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста на конец отчетного периода, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение, процентов;
численность трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, человек;
численность трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций из числа инвалидов молодого возраста, человек;
численность участников подпрограммы и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, единиц;
доля участников подпрограммы в возрасте до 30 лет в общей численности участников подпрограммы (заявителей и членов их семей) трудоспособного возраста, процентов;
доля участников подпрограммы и членов их семей, не достигших возраста 40 лет, в общей численности участников подпрограммы, процентов;
доля участников подпрограммы, имеющих среднее профессиональное либо высшее образование, в общей численности участников подпрограммы, процентов;
доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общей численности граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания, процентов;
удельный расход электроэнергии в расчете на 1 кв. м общей площади помещений, занимаемых организациями, подведомственными Министерству (далее - подведомственные организации), кВт/ч/кв. м;
удельный расход тепловой энергии в расчете на 1 кв. м общей площади помещений, занимаемых подведомственными организациями, Гкал/кв. м;
удельный расход природного газа в расчете на 1 кв. м общей площади помещений, занимаемых подведомственными организациями, тыс. куб. м/кв. м;
удельный расход воды в расчете на 1 кв. м общей площади помещений, занимаемых подведомственными организациями, тыс. куб. м/кв. м;
доля инвалидов (совершеннолетние), в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, проживающих на территории Ульяновской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, процентов;
доля инвалидов (несовершеннолетние), в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, проживающих на территории Ульяновской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации), процентов;
доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общей численности детей, проживающих на территории Ульяновской области, нуждающихся в получении таких услуг, процентов;
доля выпускников-инвалидов 9-х и 11-х классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов 9-х и 11-х классов в Ульяновской области, процентов;
доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста, проживающих на территории Ульяновской области, процентов;
доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, проживающих на территории Ульяновской области, нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов представлены в организацию, подведомственную органу исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере труда, занятости населения и социального партнерства, в отчетном периоде, процентов;
доля трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в организацию, подведомственную органу исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере труда, занятости населения и социального партнерства, процентов;
доля трудоустроенных инвалидов в общей численности граждан, проживающих на территории Ульяновской области, впервые признанных инвалидами и обратившихся в организацию, подведомственную органу исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере труда, занятости населения и социального партнерства, процентов;
доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в региональную систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, проживающих на территории Ульяновской области, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Ульяновской области, процентов;
доля семей, проживающих на территории Ульяновской области, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи, в общем количестве семей, включенных в программу ранней помощи, процентов;
доля специалистов, проживающих на территории Ульяновской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов, проживающих на территории Ульяновской области, процентов.

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

2014 - 2021 годы, этапы не предусмотрены

Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по годам реализации

-

объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации государственной программы составляет 66512457,28464 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2014 году - 4926978,213 тыс. рублей;
в 2015 году - 7746451,7625 тыс. рублей;
в 2016 году - 8387346,00566 тыс. рублей;
в 2017 году - 9155009,24946 тыс. рублей;
в 2018 году - 9639926,57144 тыс. рублей;
в 2019 году - 9493695,68258 тыс. рублей;
в 2020 году - 8556399,5 тыс. рублей;
в 2021 году - 8605629,5 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации государственной программы, составляет 17176064,3589 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2015 году - 2056181,142 тыс. рублей;
в 2016 году - 2131060,2109 тыс. рублей;
в 2017 году - 2122269,69 тыс. рублей;
в 2018 году - 2116230,3 тыс. рублей;
в 2019 году - 2912056,516 тыс. рублей;
в 2020 году - 2903307,1 тыс. рублей;
в 2021 году - 2934959,4 тыс. рублей

Ресурсное обеспечение проектов, реализуемых в составе государственной программы

-

общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение проектов, реализуемых в составе государственной программы, составляет 1138665,366 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2019 году - 142536,722 тыс. рублей;
в 2020 году - 498064,322 тыс. рублей;
в 2021 году - 498064,322 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых областному бюджету Ульяновской области на финансовое обеспечение проектов, реализуемых в составе государственной программы, составляет 2953609,316 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2019 году - 983021,016 тыс. рублей;
в 2020 году - 984038,5 тыс. рублей;
в 2021 году - 986549,8 тыс. рублей.

Ожидаемый эффект от реализации государственной программы

-

увеличение доли малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, являющихся получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта, в общей численности малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, обратившихся за государственной социальной помощью;
увеличение доли граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта;
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ульяновской области, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Ульяновской области;
увеличение доли доступных для граждан пожилого возраста и инвалидов организаций социального обслуживания в общем количестве организаций социального обслуживания;
увеличение численности граждан пожилого возраста и инвалидов, принявших участие в областных общественных и социально значимых мероприятиях и в мероприятиях, предназначенных для удовлетворения социокультурных потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
увеличение численности граждан пожилого возраста, приобщенных к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни;
повышение конкурентоспособности лиц предпенсионного возраста;
повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций из числа инвалидов молодого возраста, а также степени профессиональной адаптации и успешности профессионального становления молодых специалистов;
снижение уровня регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения Ульяновской области;
увеличение численности работников, прошедших обучение по охране труда в аккредитованных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
сокращение численности лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;
увеличение количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
переселение на территорию Ульяновской области к окончанию 2020 года 7000 участников подпрограммы и членов их семей, из них 2300 участников подпрограммы и 4700 членов их семей;
доведение доли участников подпрограммы, являющихся квалифицированными специалистами, в общей численности участников подпрограммы до семидесяти процентов (в каждом периоде);
увеличение доли инвалидов (совершеннолетние), в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, проживающих на территории Ульяновской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации;
увеличение доли инвалидов (несовершеннолетние), в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, проживающих на территории Ульяновской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации);
увеличение доли детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общей численности детей, проживающих на территории Ульяновской области, нуждающихся в получении таких услуг;
увеличение доли выпускников-инвалидов 9-х и 11-х классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов 9-х и 11-х классов в Ульяновской области;
увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста, проживающих на территории Ульяновской области;
увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, проживающих на территории Ульяновской области, нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов представлены в организацию, подведомственную органу исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере труда, занятости населения и социального партнерства, в отчетном периоде;
увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в организацию, подведомственную органу исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере труда, занятости населения и социального партнерства;
увеличение доли трудоустроенных инвалидов в общей численности граждан, проживающих на территории Ульяновской области, впервые признанных инвалидами и обратившихся в организацию, подведомственную органу исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере труда, занятости населения и социального партнерства;
увеличение доли реабилитационных организаций, подлежащих включению в региональную систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, проживающих на территории Ульяновской области, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Ульяновской области;
увеличение доли семей, проживающих на территории Ульяновской области, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи, в общем количестве семей, включенных в программу ранней помощи;
увеличение доли специалистов, проживающих на территории Ульяновской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов, проживающих на территории Ульяновской области

1. Введение. Характеристика проблем, на решение
которых направлена государственная программа


Государственная программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296, государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363, государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 N 522-пр.

Сбережение человеческого капитала в Ульяновской области - одна из значимых и приоритетных задач на период 2014 - 2021 годов.

Численность населения Ульяновской области по состоянию на 1 января 2014 года составляет 1267,5 тыс. человек. В Ульяновской области проживает 154,9 тыс. семей, имеющих детей. Число детей в указанных семьях составляет 214 тыс. человек. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 4,8 тыс. человек (2,26 процента от общей численности детского населения Ульяновской области). В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных исполнительным органам государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сферах образования, социальной защиты и здравоохранения, воспитывается 1,1 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 22,4 процента от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Ульяновской области.

В Ульяновской области проживает 335,6 тыс. граждан старше пенсионного возраста (26,5 процента), 126,9 тыс. инвалидов (более 8 процентов), из них трудоспособного возраста - 37,0 тыс. человек (39,1 процента), детей-инвалидов - 4,6 тыс. человек (3,6 процента).

Число получателей мер социальной поддержки с 2006 года в Ульяновской области увеличилось в 1,6 раза и составляло в 2013 году 480 тыс. человек. В течение года социальные услуги получают более 20,6 тыс. человек. С 2011 года количество организаций социального обслуживания в регионе увеличилось с 26 до 30.

Доля проживающих на территории Ульяновской области граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ульяновской области, по данным Росстата, составляет 13,4 процента, уровень зарегистрированной безработицы - 0,54 процента, размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в регионе составляет 19217 рублей.

Ситуация в социальной сфере Ульяновской области характеризуется рядом проблем, требующих своевременного решения.

В настоящее время в условиях глобализации, большого разрыва в уровне доходов граждан, относящихся к различным социальным группам, наблюдается ситуация социально-экономической поляризации и связанное с этим изменение ценностных ориентиров у людей. Исследования, проведенные в 2013 году в рамках реализации проекта по развитию социальной сплоченности в Ульяновской области по методологии SPIRAL (Societal Progress Indicators for the Responsibility of All) (Совет Европы), показывают, что ценностно-мотивационные установки большинства граждан, принадлежащих к различным категориям, направлены на удовлетворение прежде всего личных потребностей, при этом крайне редко люди выражают готовность действовать во благо и в интересах других.

Особо остро проблемы социальной разобщенности проявляются в отношении социально уязвимых групп населения - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц без определенного места жительства. За последние десятилетия в Ульяновской области, как и в России в целом, в зону бедности попали не только социально не защищенные слои (безработные граждане, неполные семьи), но и значительная часть инвалидов и граждан пожилого возраста - пенсионеров, в том числе обладающих льготными статусами ветеранов войн, ветеранов труда и другими.

При этом вследствие развития системы социальной поддержки граждан по статусному принципу, а не по принципу адресности развивается иждивенческая позиция большинства клиентов социальных служб, а социальная помощь рассматривается как необходимое и должное действие. Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся не только физического, но и психического и духовного здоровья людей, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов.

С целью недопущения увеличения на территории Ульяновской области численности граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ульяновской области в 2014 - 2021 годах, необходимо осуществить переход к предоставлению мер социальной поддержки и государственной социальной помощи по адресному принципу.

Анализ демографической ситуации в Ульяновской области показывает ежегодное значительное увеличение доли граждан пожилого возраста в общей численности населения, что соответствует российским и мировым тенденциям.

Стационарное социальное обслуживание продолжает пользоваться особым спросом у населения. Это обусловлено большим числом одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов либо желанием родственников и близких переложить ответственность за больных членов семьи и заботу о них на государство.

В последние годы в организациях социального обслуживания сложилась устойчивая тенденция к увеличению доли граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию. Это связано со старением лиц, давно проживающих в организациях социального обслуживания, а также с поступлением новых граждан в зависимом состоянии.

Наибольшее количество граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на постельном режиме, проживает в геронтологическом центре - 132 человека (27 процентов), в психоневрологическом интернате в селе Акшуат - 164 человека (40 процентов) и доме-интернате в г. Димитровграде - 160 человек (53 процента).

Для указанной категории граждан необходимы адаптация помещений, приобретение специализированного оборудования для обеспечения ухода за больными, проведение капитального ремонта в отделениях милосердия, в которых размещаются лежачие больные.

10 процентов граждан, проживающих в домах-интернатах общего типа и геронтологическом центре, - инвалиды молодого возраста. Указанная категория лиц нуждается в особых условиях проживания и реабилитации, поэтому необходимо создавать специализированные учреждения с адаптивной реабилитационной базой, а также развивать нестационарные формы реабилитации, приближенные к месту жительства.

Особым спросом у населения сегодня пользуются услуги временного размещения граждан, обеспечения медико-социального ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как в стационарной форме, так и на дому. Особенно это касается одиноко проживающих граждан пожилого возраста, поскольку те, кто осуществляет за ними уход, нуждаются в отдыхе и решении личных проблем.

Проблемой остается высокая степень износа материально-технической базы организаций социального обслуживания. В связи с недостаточностью объема выделяемых на соответствующие цели бюджетных ассигнований работы по ремонту зданий, в которых размещаются организации социального обслуживания (в том числе с круглосуточным пребыванием людей), а также систем инженерно-технического обеспечения указанных зданий выполняются частями, в недостаточном объеме, что приводит к их обветшанию и росту потребности в капитальном ремонте.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии угрозы для жизни и здоровья граждан, проживающих и пребывающих в организациях социального обслуживания.

Для повышения качества, расширения спектра и увеличения объема реализуемых реабилитационных мероприятий необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов, совершенствование всех видов реабилитации за счет приобретения современного оборудования, внедрения новых технологий.

Эффективность планирования расходов и использования для их финансового обеспечения бюджетных ассигнований - одна из важнейших задач для организаций социального обслуживания.

В настоящее время в Ульяновской области не обеспечивается автоматизированный учет потребности граждан в социальном обслуживании и учет предоставленных их получателям социальных услуг, что не позволяет формировать потребность в социальных услугах, эффективно организовать деятельность работников организаций социального обслуживания, вести учет рабочего времени и трудозатрат и соответственно организовать персонифицированный учет расходов областного бюджета Ульяновской области, связанных с предоставлением социальных услуг. В соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" необходимо создание реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.

Таким образом, в 2014 - 2021 годах требуется проведение комплексных мероприятий по модернизации и развитию системы социального обслуживания в Ульяновской области с внедрением механизмов составления и реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг исходя из потребности граждан в социальных услугах.

К приоритетным направлениям социальной политики Ульяновской области в сфере социального обслуживания отнесены в том числе следующие:

модернизация и развитие сектора социальных услуг;

обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций, предоставляющих социальные услуги;

развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развитие взаимодействия государства, населения, бизнес-структур и гражданского общества.

Еще одной актуальной задачей региональной политики является создание благоприятных условий на территории Ульяновской области для жизнедеятельности семьи и детей.

В Ульяновской области число вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на протяжении 3 лет не снижается (в 2011 году - 664, в 2012 году - 660, в 2013 году - 665).

По состоянию на 1 января 2014 года число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 4828 человек (2,26 процента общей численности детского населения Ульяновской области).

В семьях граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ульяновской области, не считая граждан, имеющих усыновленных детей, воспитывается 3720 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 77,05 процента в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 2011 года произошло перераспределение численности детей по формам устройства в семьи: уменьшилось количество детей, воспитывающихся в семьях опекунов и попечителей (с 2135 детей в 2011 году до 1653 детей в 2013 году), увеличилось количество усыновленных детей (с 40 детей в 2011 году до 51 ребенка в 2013 году) и значительно увеличилось количество детей, воспитывающихся в приемных семьях (с 1544 детей в 2011 году до 2033 детей в 2013 году).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»