Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 23.12.2015)


      1. Общая характеристика сферы реализации программы, сложившаяся практика и описание основных проблем в указанной сфере

Программа по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р.

Разработка Программы обусловлена необходимостью практического внедрения нормативных механизмов, разработанных в рамках программы повышения эффективности бюджетных расходов, а также выработки эффективных подходов реализации на территории Курской области новых задач, определенных на долгосрочную перспективу федеральными нормативными правовыми актами.

На территории области в 2010 - 2012 годах реализована Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная постановлением Администрации Курской области от 8 октября 2010 года N 459-па.

Целями Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года стали повышение качества государственных услуг с полным финансовым обеспечением бесплатных для граждан услуг, создание заинтересованности для областных государственных учреждений в эффективном использовании финансовых ресурсов и государственного имущества Курской области, ориентации на потребителя, снижение издержек, обеспечение прозрачности деятельности областных учреждений, контроль как за финансовым состоянием, так и результатами деятельности областных учреждений.

Основным критерием эффективности реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года определено своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом ее реализации.

Выполнение мероприятий Программы составило 100%. По всем утвержденным Программой количественным показателям, характеризующим достижение целей Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, достигнуты плановые показатели.

Значительное перевыполнение в 2012 году достигнуто по таким показателям, как удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов областного бюджета (за исключением субвенций) (в 1,8 раза) и доля субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках целевых программ (в 1,6 раза).

Решение задач Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года обеспечило преемственность развития системы управления финансовыми ресурсами Курской области и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере.

В рамках реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, а также в последующий период в сфере управления общественными финансами Курской области достигнут существенный прогресс по следующим направлениям:

1) Повышение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Курской области.

Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы управления общественными финансами Курской области путем:

ограничения объема государственного внутреннего долга областного бюджета;

организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей областного бюджета;

инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;

ликвидации просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;

оценки эффективности и сокращения наименее эффективных налоговых льгот;

расширения горизонта финансового планирования: переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки";

поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных и долгосрочных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных заданий);

создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг;

создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и муниципальными образованиями.

В 2011 году в бюджетное законодательство области внесены изменения, необходимые для перехода к трехлетнему бюджетному планированию. В соответствии с Законом Курской области от 21 июня 2011 года N 40-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "О бюджетном процессе в Курской области" начиная с 2012 года утверждение областного бюджета осуществляется на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Принятие трехлетнего бюджета способствует более тесной увязке стратегических приоритетов развития Курской области с планируемыми бюджетными ассигнованиями, повышению прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений.

В целях улучшения качества управления региональными финансами и организации бюджетного процесса принято постановление Администрации Курской области от 7 июля 2011 года N 301-па "О порядке конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств областного бюджета", что позволяет определить наиболее эффективные направления финансирования принимаемых расходных обязательств.

Ежегодно приказами комитета финансов Курской области утверждается Методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета и построения межбюджетных отношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Курской области на очередной финансовый год и на плановый период.

Ведение учета бюджетных обязательств создает возможности осуществления контроля, своевременно производить оплату расходов и обеспечить уверенность поставщиков в платежеспособности учреждений, финансируемых из областного бюджета.

Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении областного бюджета позволяет повысить прозрачность бюджетной системы Российской Федерации на всех этапах бюджетного процесса, обеспечить подотчетность деятельности органов государственной власти Курской области и администраторов средств областного бюджета, выявить тенденции в изменении финансового состояния областных государственных учреждений.

В целях совершенствования регионального налогового законодательства в 2011 - 2013 годах приняты Законы Курской области:

от 10 февраля 2011 года N 1-ЗКО "О внесении изменения в статью 5 Закона Курской области "О транспортном налоге";

от 2 ноября 2011 года N 88-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "О транспортном налоге";