АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2010 г. N 459-па



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА И ПЛАНА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2010 ГОДУ ПРОГРАММЫ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(с изменениями на 16 февраля 2012 года)

__________________________________________
Документ с изменениями, внесёнными:
постановлением Администрации Курской области от 7 ноября 2011 года № 560-па
постановлением Администрации Курской области  от 16 февраля 2012 года № 119-па
__________________________________________

Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, которым утверждены Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и план мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, Администрация Курской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Программу по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года;

план мероприятий по реализации в 2010 году Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

2. Комитету финансов Курской области и другим исполнительным органам государственной власти Курской области руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, при формировании и организации исполнения областного бюджета, а также при подготовке проектов областных законов и иных нормативных правовых актов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и реализовать муниципальные программы по повышению эффективности расходов местных бюджетов согласно основным положениям Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ

     



Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 8 октября 2010 г. N 459-па
(в ред., введенной в действие
постановлением Администрации Курской области  
от 16 февраля 2012 года № 119-па, -
см. предыдущую редакцию)

     
ПРОГРАММА
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА


Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", а также Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и планом мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, и основными положениями Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24 мая 2007 г. N 381-IV ОД.

I. Необходимость разработки и реализации Программы


В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:

областные учреждения не имеют возможностей и (или) стимулов для качественного оказания услуг;

отсутствие планомерного введения новых принципов деятельности областных учреждений;

доходная база местных бюджетов по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу остается нестабильной при низкой заинтересованности муниципальных образований в ее наращивании;

требует совершенствования система мер, направленная на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области, дальнейшей оптимизации структуры и расходов на их деятельность;

планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов (за исключением федеральных целевых программ) методологически не взаимоувязано;

не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля;

остаются непрозрачными сферы деятельности участников сектора государственного управления за счет постоянно продлевающихся переходных норм;

формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;

остается ограниченным опыт внедрения государственных заданий.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Курской области в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти Курской области, а также по модернизации управления общественными финансами.

II. Цели и задачи Программы


Цель Программы - повышение качества государственных услуг с полным финансовым обеспечением бесплатных для граждан услуг, создание заинтересованности для областных учреждений в эффективном использовании финансовых ресурсов и государственного имущества Курской области, ориентации на потребителя, снижение издержек, обеспечение прозрачности деятельности областных учреждений (госзадания, отчеты), контроль как за финансовым состоянием, так и результатами деятельности областных учреждений.

Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Курской области как части бюджетной системы Российской Федерации.

Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:

четкое определение сфер ответственности как публично-правовых образований, так и органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;

обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов Курской области с мониторингом достижения заявленных целей;

усиление роли бюджета Курской области в решении вопросов модернизации и инновационного развития экономики Курской области;

создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области по обеспечению государственных услуг;

создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов Курской области и проведению структурных реформ;

повышение качества финансового управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;

повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти Курской области и деятельности органов местного самоуправления, связанной с осуществлением отдельных государственных полномочий Курской области, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;

обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, и полномочиями органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления.

Для решения указанных задач в 2010 - 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:

внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области;

переход к утверждению "программного" бюджета Курской области;

развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;

реформирование государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительными органами государственной власти Курской области, и его дальнейшее развитие;

совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных закупок для нужд Курской области;

повышение энергоэффективности экономики;

(абзац введен в ред., введенной в действие постановлением Администрации Курской области от 7 ноября 2011 года № 560-па)

создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Курской области.

Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов Курской области по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы), направленных на обеспечение участия Курской области в осуществлении государственной политики.

III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета
Курской области как части бюджетной системы
Российской Федерации


В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти Курской области в сфере бюджетной политики необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики:

консервативность и надежность экономических прогнозов, формирование доходов бюджета Курской области с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета Курской области, основанного на реалистичных оценках;

ограничение государственного долга Курской области;

недопустимость увязки в ходе исполнения бюджета Курской области объемов расходов бюджета Курской области с определенными доходными источниками;

планирование бюджетных ассигнований бюджета Курской области исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств Курской области;

принятие новых расходных обязательств Курской области при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований бюджета Курской области на весь период их исполнения;

принятие новых расходных обязательств Курской области с учетом сроков и механизмов их реализации;

соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств Курской области, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств Курской области (в случае необходимости).

На уровне Курской области должны быть созданы необходимые предпосылки для обеспечения стабильности бюджета Курской области, прежде всего путем стабилизации доходной базы бюджета Курской области, а также создания устойчивых стимулов для органов государственной власти Курской области по ее наращиванию.

Для этого, в частности, предлагается реализовать следующие меры:

повысить концентрацию межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях;

усилить ответственность государственных органов власти Курской области за достоверность оценки объемов и сроков исполнения при принятии новых расходных обязательств Курской области (увеличение действующих);

активизировать меры по реализации Закона Курской области от 12 августа 2004 г. N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области" в целях создания благоприятного инвестиционного климата на территории Курской области, расширения налогового потенциала региона;

повысить уровень заработной платы в отраслях реального сектора экономики Курской области в целях обеспечения роста доходов и заработной платы населения Курской области, увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и доходов консолидированного бюджета Курской области;

поэтапно сократить установленные законами Курской области льготы по региональным налогам;

повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти Курской области и органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных органов государственной власти при администрировании налогов и других платежей;

продолжить работу Комиссии Курской области по оперативным вопросам, Межведомственного Совета Курской области по предметам совместного ведения, областной Комиссии по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы, уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в целях систематизации работы территориальных органов федеральных органов государственной власти при осуществлении контроля за исполнением налогоплательщиками обязательств перед бюджетом Курской области по уплате текущих платежей и задолженности по налогам прошлых лет.

IV. Совершенствование разграничения полномочий
и организация деятельности публично-правовых образований


Для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) и принципов деятельности публично-правовых образований (Курской области и муниципальных образований).

Это является необходимым условием для устранения дублирования функций и полномочий между публично-правовыми образованиями и между органами государственной власти Курской области и органами местного самоуправления на уровне одного публично-правового образования, которое приводит как к увеличению бюджетных расходов Курской области, так и к размыванию ответственности за результаты деятельности.

Для успешной реализации разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований целесообразно:

повысить эффективность применения инструментов воздействия на бюджетную политику муниципальных образований Курской области с учетом их дотационности, в том числе с инициированием введения, при необходимости, по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством, временной финансовой администрации на срок до одного года;

проводить мониторинг исполнения доходной и расходной части бюджетов муниципальных образований, управления муниципальным долгом;

предоставлять межбюджетные трансферты из бюджета Курской области с учетом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценки созданных институциональных условий для привлечения инвесторов в муниципалитет.

Кроме того, становится актуальной задача оптимизации структуры органов государственной власти Курской области с целью централизации исполнения специально созданными для этих целей организациями таких функций (непосредственно не связанных с государственным управлением), как поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Курской области, обеспечение органов государственной власти Курской области соответствующими кадрами, строительство объектов государственной собственности и т.п.

Реализация этого принципа в сфере управления финансовыми ресурсами на основе единого бюджетного счета, учета и составления финансовой отчетности доказала свою эффективность и создает предпосылки для его распространения на другие сферы деятельности публично-правового образования.

Эффективное решение обозначенных в разделе задач позволит получить реальное снижение бюджетных расходов Курской области на государственное управление и местное самоуправление.

V. Долгосрочные целевые и ведомственные программы
Курской области как инструмент повышения эффективности
бюджетных расходов Курской области


В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов Курской области как составной части эффективности деятельности органов государственной власти Курской области предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.

Долгосрочные целевые и ведомственные программы Курской области - документы, определяющие цели, задачи, результаты, основные приоритетные направления и инструменты, обеспечивающие участие Курской области в реализации государственной политики, либо обеспечивающие реализацию в установленные сроки утвержденных мероприятий.

Общими принципами разработки и реализации долгосрочных целевых и ведомственных программ Курской области (далее - программы) являются:

формирование программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития Курской области и индикаторов их достижения;

определение исполнительного органа государственной власти Курской области, отвечающего за реализацию Программы (достижение конечных результатов);

установление для программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;

охват программами всех сфер деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении;

наделение исполнительных органов государственной власти Курской области и их должностных лиц, осуществляющих управление программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»