В 2011 году были внесены изменения в бюджетное законодательство области, необходимые для перехода к трехлетнему бюджетному планированию. В соответствии с Законом Курской области от 21 июня 2011 года N 40-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "О бюджетном процессе в Курской области", начиная с 2012 года, предусматривается утверждение областного бюджета на три года.
Принятие трехлетнего бюджета способствует более тесной увязке стратегических приоритетов развития Курской области с планируемыми бюджетными ассигнованиями, повышению прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений.
В целях улучшения качества управления региональными финансами и организации бюджетного процесса принято постановление Администрации Курской области от 07.07.2011 N 301-па "О порядке конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств областного бюджета", что позволяет определить наиболее эффективные направления финансирования принимаемых расходных обязательств.
Ежегодно приказами комитета финансов Курской области утверждается Методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета и построения межбюджетных отношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Курской области на очередной финансовый год и на плановый период.
Для увеличения поступления доходов в консолидированный бюджет Курской области необходимо проведение последовательной налоговой политики, установление оптимальной налоговой нагрузки.
На территории области действуют Законы Курской области "О транспортном налоге", "О налоге на имущество организаций", "Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков", "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков", "О ставках налога на игорный бизнес в Курской области", "О введении на территории Курской области патентной системы налогообложения". В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации комитетом финансов Курской области принят приказ от 18 марта 2011 года N 10н "Об утверждении Порядка организации работы по согласованию проектов решений налоговых органов о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, а также пени и штрафов, подлежащих зачислению в областной бюджет".
Доля региональных налоговых льгот в общем объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составила в 2010 году 1,3%, в 2011 году - 1,6%, в 2012 году (оценка) - 2,3%.
Для проведения работы по инвентаризации установленных региональным законодательством льгот по налогам и оценке их эффективности постановлением Администрации Курской области от 05.09.2011 N 441-па утвержден Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) региональных налоговых льгот.
В рамках реализации названного выше постановления Администрации Курской области от 05.09.2011 N 441-па проведена оценка за 2011 год эффективности налоговых льгот, установленных Законами Курской области "О налоге на имущество организаций", "О транспортном налоге", "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков".
В результате данной оценки по организациям, осуществляющим производство и реализацию произведенной ими сельскохозяйственной продукции, при условии, что в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) доля выручки от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов, льгота в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество организаций признана неэффективной.
По результатам оценки Губернатору Курской области представлены предложения об установлении с 1 января 2015 года ставки по налогу на имущество организаций в размере 0,2% для организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими сельскохозяйственной продукции, при условии, что в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) доля выручки от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов, что позволит увеличить доходную базу областного бюджета.
Кроме того, при планировании областного бюджета отклонение фактического объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за отчетный период от первоначального плана составило в 2010 году 5,7%, в 2011 году - 14,8%, в 2012 году - 3,6%.
В связи с вышеизложенным, для улучшения налоговой политики Курской области и увеличения доходов областного бюджета необходимо осуществлять анализ эффективности региональных налоговых льгот и повышать качество прогнозирования поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет.
Ведение учета бюджетных обязательств создает возможности осуществления контроля, своевременно производить оплату расходов и обеспечить уверенность поставщиков в платежеспособности учреждений, финансируемых из областного бюджета.
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении областного бюджета позволяет оценить степень выполнения расходных обязательств Курской области, повысить прозрачность бюджетной системы Российской Федерации на всех этапах бюджетного процесса, обеспечить подотчетность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств, выявить тенденции в изменении финансового состояния областных учреждений.
На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика доли расходов, осуществляемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов областного бюджета (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета).
С 2012 года осуществлен переход к преимущественно программно-целевым методам финансирования расходов областного бюджета, конечной целью которого станет формирование программного бюджета. В рамках данного направления повышения качества бюджетного планирования и эффективности расходования бюджетных средств в 2012 году доля расходов, осуществляемых в рамках целевых программ, в общей сумме расходов областного бюджета возросла в 2 раза по сравнению с 2011 годом (с 23,9% до 50,5%).
Расходы областного бюджета в соответствии с Законом Курской области от 11 декабря 2012 года N 124-ЗКО "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в рамках программно-целевого метода в 2013 году запланированы в сумме 18 млрд. 421,8 млн. руб., или 52,9% общих расходов областного бюджета.
Одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на процесс увеличения доли программно-целевых расходов областного бюджета, является разработка и принятие нормативно-правовой базы Курской области: в части долгосрочных областных целевых программ - постановление Администрации Курской области от 25.05.2012 N 480-па "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ"; в части ведомственных целевых программ - постановление Администрации Курской области от 02.08.2012 N 680-па "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
В целях повышения эффективности бюджетных расходов, повышения качества государственных услуг велась работа в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
В рамках реализации указанного Федерального закона на территории Курской области разработаны и утверждены Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственных заданий органами исполнительной власти Курской области и областными государственными учреждениями, порядок осуществления областным бюджетным учреждением полномочий исполнительного органа государственной власти Курской области по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления, порядок определения объема и условия предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным учреждениям Курской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), порядок осуществления контроля за деятельностью областного бюджетного и областного казенного учреждения, примерная форма соглашения о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидий областным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Однако в целях обеспечения выполнения и создания условий для оптимизации расходных обязательств Курской области необходима дальнейшая разработка нормативов финансовых затрат, связанных с оказанием областными государственными учреждениями в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), использование их для оценки деятельности субъектов бюджетного планирования, предоставляющих государственные услуги населению. При составлении проекта областного бюджета для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными учреждениями Курской области государственных услуг физическим и юридическим лицам необходимо использование показателей государственных заданий.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств в случае недостаточности доходов областного бюджета в области в соответствии с Законом Курской области от 19 декабря 2011 года N 111-ЗКО "О резервном фонде Курской области" предусматривается создание резервного фонда Курской области.
Резервный фонд формируется за счет налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет, не имеющих целевого назначения, остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета на начало отчетного финансового года, не имеющих целевого назначения, других источников финансирования дефицита областного бюджета.
В условиях предельной ограниченности ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество государственных услуг. Задача использования бюджетирования, ориентированного на результат, состоит в оптимизации текущих расходов без нанесения ущерба конечному результату.
Обеспечение выполнения и создания условий для оптимизации расходных обязательств Курской области предполагает разработку нормативных и методических основ, организационное руководство в сфере бюджетного планирования, обеспечение исполнения областного бюджета. Повышение эффективности использования бюджетных средств невозможно без оптимизации расходов бюджета и внедрения принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
Планирование и исполнение расходов областного бюджета в настоящее время осуществляется без достаточного учета эффективности и результативности использования бюджетных средств, используемых государственными учреждениями для оказания государственных услуг (выполнения работ). Финансирование деятельности государственных казенных учреждений Курской области осуществляется без оценки результатов их деятельности, предоставляются субсидии на выполнение государственных заданий государственным бюджетным и автономным учреждениям фактически без учета результатов выполнения государственных заданий по предоставлению государственных услуг (выполнению работ).
В этих условиях в рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию областных целевых и ведомственных программ и обоснований бюджетных ассигнований. При принятии решений об их финансировании должен быть четко определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.