В соответствии с Законом Курской области «О бюджетном процессе в Курской области» и в целях разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ, Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ (далее по тексту - Порядок).
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Курской области от 10.10.2008 г. № 321 «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации».
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Курской области
А.Н. Михайлов
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
1. Долгосрочные областные целевые программы (далее – областные программы) представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающий эффективное решение приоритетных задач в области государственного управления, экономического, социального, культурного, экологического и иного развития области.
Областные программы являются одним из важнейших средств реализации социально-экономической политики Курской области.
2. Областные программы разрабатываются со сроком реализации на три и более лет.
3. Областная программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках данной областной программы. Деление областной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Подпрограммы разрабатываются и реализуются в соответствии с настоящим Порядком. Требования к структуре и содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к структуре и содержанию областных программ в целом.
Мероприятия областной программы не могут дублировать мероприятия других утвержденных областных целевых программ и ведомственных целевых программ.
4. Разработка и реализация областной программы включают в себя следующие основные этапы:
1) принятие органом исполнительной власти Курской области или иным главным распорядителем средств областного бюджета решения о разработке областной программы;
2) разработка проекта областной программы и пакета необходимых документов;
3) согласование проекта областной программы;
4) рассмотрение на заседаниях Администрации Курской области проектов отдельных областных программ по наиболее важным вопросам социально-экономического развития области по предложению комитета по экономике и развитию Курской области;
5) доработка (при необходимости) проекта областной программы в соответствии с замечаниями, высказанными на заседании Администрации Курской области, и представление его на повторное рассмотрение;
6) утверждение областной программы Администрацией Курской области;
7) управление реализацией областной программы, мониторинг и контроль за ходом ее выполнения.
5. По каждой областной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.
6. Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации областных программ осуществляет комитет по экономике и развитию Курской области.
7. Основанием для разработки областных программ является необходимость решения проблем и задач, стоящих перед Курской областью, а также приоритеты в её развитии.
8. Отбор проблем для их программной разработки и решения на областном уровне определяется следующими критериями:
1) значимость проблемы и анализ причин ее возникновения, соответствие стратегическим приоритетам и целям развития области;
2) невозможность решения проблемы без государственной поддержки;
3) необходимость координации межотраслевых связей для решения данной проблемы;
4) потребность в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения;
5) наличие федеральной целевой программы, в рамках которой могут быть привлечены средства федерального бюджета.
9. При отборе проблем для их программной разработки и решения на областном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Курской области, направления структурной и научно-технической политики, стратегия и прогнозы социально-экономического развития области и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния области, общеэкономические условия развития Российской Федерации.
10. Инициаторами разработки областных программ могут выступать органы государственной власти Курской области, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.
11. Инициатор разработки областной программы (органы местного самоуправления, юридические и физические лица) вносит письменное предложение о разработке областной программы органу исполнительной власти Курской области или иному главному распорядителю средств областного бюджета по соответствующему направлению.
12. В случае согласия с представленным письменным предложением о разработке областной программы, орган исполнительной власти Курской области или иной главный распорядитель средств областного бюджета подготавливает предложение о разработке областной программы, согласовывает его с комитетом по экономике и развитию Курской области и комитетом финансов Курской области и вносит его на заседание Администрации Курской области в установленном порядке.
13. Предложение о разработке областной программы должно включать: анализ проблемы за 3-5 лет и ее значимость; предложения по целям и задачам областной программы, целевым индикаторам и показателям; обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития области; обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом; сроки реализации областной программы; предложения по объемам и источникам финансирования областной программы; предварительную оценку ожидаемой эффективности и результативности реализации областной программы; предложения по государственным заказчикам (государственному заказчику- координатору), исполнителям и разработчикам мероприятий областной программы; оценку возможного срока и стоимости разработки областной программы (в случае обоснованной необходимости привлечения стороннего разработчика).
14. По итогам заседания Администрации Курской области принимается протокольное решение о необходимости разработки проекта областной программы или об отсутствии такой необходимости.
15. Протокольным решением Администрации Курской области определяется: государственный заказчик областной программы; государственный заказчик - координатор для областной программы, имеющей более одного государственного заказчика; для областной программы, государственным заказчиком которой определена Администрация Курской области, назначается исполнитель – координатор областной программы, выполняющий функции государственного заказчика областной программы; сроки разработки областной программы.
16. Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) областной программы:
1) разрабатывает проект областной программы или (при необходимости) осуществляет отбор на конкурсной основе разработчика проекта областной программы, подготавливает исходное задание на формирование областной программы и организует действия разработчиков;
2) представляет согласованный в установленном порядке проект областной программы (с проектом постановления Администрации Курской области об утверждении программы) для утверждения в Администрацию Курской области;
3) разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения областной программы;
4) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию областной программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
5) разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей областной программы;
6) разрабатывает методику оценки эффективности реализации областной программы и ежегодно осуществляет оценку эффективности реализации областной программы;
7) осуществляет на конкурсной основе отбор исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию областной программы;
8) осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности исполнителей областной программы;
9) согласовывает с основными участниками областной программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования, обеспечивает (если предусмотрено в областной программе) привлечение средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников для выполнения областной программы;
10) по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет внебюджетных средств, заключает соответствующие соглашения (договоры);
11) по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств местных бюджетов, согласовывает объемы финансирования из местных бюджетов с органами местного самоуправления;
12) подготавливает предложения по уточнению перечня мероприятий областной программы и объема средств, необходимых для финансирования областной программы на очередной финансовый год и плановый период (при необходимости), а также механизма реализации областной программы и состава исполнителей;
13) подготавливает ежеквартальную и ежегодную сводную информацию о ходе реализации областной программы в целом, а также по каждой подпрограмме и представляет её в комитет по экономике и развитию Курской области.
При наличии в областной программе государственного заказчика-координатора остальные государственные заказчики областной программы или подпрограмм представляют свою информацию о ходе реализации областной программы за отчетный период государственному заказчику-координатору для обобщения.
17. Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) областной программы несет ответственность за разработку и реализацию областной программы.
18. Государственный заказчик - координатор областной программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств областного бюджета, местных бюджетов, федерального бюджета и средств внебюджетных источников.
19. Областная программа формируется в следующем составе:
паспорт областной программы по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;
содержание областной программы, включающей следующие разделы:
I - характеристика проблемы, на решение которой направлена областная программа;
II - основные цели и задачи областной программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, характеризующих эффективность реализации областной программы;
III - перечень программных мероприятий, сроки их реализации и объемы финансирования;
IV - ресурсное обеспечение областной программы;
V - механизм реализации областной программы, включающий в себя механизм управления областной программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
VI - оценка социально-экономической и (или) экологической эффективности областной программы;
VII - контроль за ходом реализации областной программы.
Областная программа может содержать иные разделы, дополнительные обоснования и показатели (пояснительные записки, бизнес-планы и др.).
20. К содержанию разделов областной программы предъявляются следующие требования.
20.1. Первый раздел областной программы должен содержать развернутую постановку проблемы с анализом за последние 3-5 лет, анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетными направлениями социально-экономического развития области, целесообразности программного решения проблемы на областном уровне.
20.2. Второй раздел областной программы должен содержать формулировки целей и соответствующих им задач областной программы.
Требования, предъявляемые к целям областной программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков областной программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации областной программы).
Раздел должен содержать прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей в целом за период реализации областной программы с разбивкой по годам, которые формируются по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку и являются приложением к областной программе.
20.3. Третий раздел областной программы должен содержать перечень программных мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач областной программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах, сроках его реализации.
Перечень мероприятий областной программы формируется по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку и является приложением к областной программе. Мероприятия областной программы должны быть конкретными, исключающими неясность толкования, направленными на получение конечного результата, подлежащего оценке.
Не допускается включение в областную программу мероприятий, дублирующих основную деятельность государственного заказчика и исполнителей, реализация которых возможна в рамках текущей деятельности. По каждому мероприятию указывается исполнитель программного мероприятия.
Объекты капитального строительства, включаемые в перечень программных мероприятий и подлежащих строительству в первые два года реализации областной программы, должны быть обеспечены проектной документацией (стадия «Проект») и положительным заключением государственной экспертизы; подлежащие строительству в последующие годы - должны быть обеспечены документацией и экспертизой в году, предшествующему началу строительства объекта.
Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач областной программы.
В отдельных случаях для достижения целей областной программы, внесения изменений в действующие нормативные правовые акты областная программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
20.4. В четвертом разделе областной программы должно содержаться ресурсное обеспечение, необходимое для реализации областной программы, а также сроки и источники финансирования мероприятий областной программы по годам и в целом за весь период реализации с указанием форм бюджетных ассигнований.
Ресурсное обеспечение областной программы формируется по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку и является приложением к областной программе.
Областная программа предусматривает расходные обязательства области и финансируется за счет средств областного бюджета. В целях комплексного решения поставленных задач областная программа может содержать информацию о финансировании (потребности в финансировании) мероприятий, направленных на решение определенных в областной программе проблем, за счет средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников.
Указанные положения не являются основаниями возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального и местных бюджетов. Расходные обязательства Российской Федерации и муниципальных образований по финансированию мероприятий, направленных на решение определенных в программе проблем, возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обязательства частных лиц по участию в решении определенных в областной программе проблем возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В этом разделе приводится также описание механизмов привлечения средств федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников для софинансирования мероприятий областной программы в рамках действующего законодательства.
Для федерального бюджета делается ссылка на соответствующую федеральную целевую программу или федеральную адресную инвестиционную программу, в рамках которой предполагается привлечение средств для финансирования программных мероприятий.
Указываются условия финансирования из областного бюджета мероприятий и объектов, относящихся к ведению органов местного самоуправления, доля участия местных бюджетов в софинансировании мероприятий областной программы.