Основные задачи и полномочия Министерства внутренних дел по Республике Татарстан закреплены в Положении о Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан, утвержденном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 августа 2017 г. N 596 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан".
Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция. Приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Министерством внутренних дел Российской Федерации реализуются мероприятия, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности".
Общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений, являются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации". Федеральным законом установлены правовые и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.
Ряд приоритетов, целей и задач, относящихся к сфере деятельности органов внутренних дел и других субъектов профилактики правонарушений, определен в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся следующие.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечение государственной и общественной безопасности определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются в том числе защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств. Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия-2030), согласно которой к стратегическим приоритетам отнесены безопасность государства, граждан и общества.
Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. N 1-р, в качестве целей определены повышение безопасности дорожного движения и стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2021 N 901 "Об утверждении Концепции обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах Республики Татарстан до 2030 года" утверждена Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах Республики Татарстан до 2030 года. Цель Концепции - определение стратегических направлений повышения безопасности жизнедеятельности на дорогах Республики Татарстан. Условием достижения цели является решение следующих задач: цифровая трансформация технологий государственного контроля грузовых и пассажирских перевозок, движения пешеходов и средств индивидуальной мобильности; цифровая трансформация технологий профессиональной подготовки и аттестации водителей транспортных средств; внедрение интеллектуальных систем управления дорожным движением; совершенствование дорожной инфраструктуры; повышение культуры использования водителями и пассажирами потенциала активной и пассивной безопасности современных транспортных средств; расширение спектра мобильных сервисов информирования водителей и пешеходов о потенциально опасных изменениях условий движения; грантовая поддержка прикладных решений на основе искусственного интеллекта в сфере безопасности дорожного движения; концентрация кадровых ресурсов и технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности дорожно-транспортного комплекса на стратегических направлениях.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определено, что в 2024 году необходимо обеспечить снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года. Осуществляемая в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" деятельность органов внутренних дел по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, а также в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" направлена на обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов.
(в ред. Постановления КМ РТ от 22.08.2024 N 681)
В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", одними из основных направлений реализации государственной политики по противодействию экстремизму являются осуществление принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности, повышение эффективности работы по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организаций. Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2017 N 655-р утвержден План мероприятий по реализации в 2017 - 2025 годах в Республике Татарстан Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Кроме того, Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации отнесен высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденная Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г., предусматривает среди прочих целей указанной национальной системы снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организаций.
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года", стратегическими целями определены сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, а также снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков.
Согласно Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р, централизация функций, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, позволяет гарантировать со стороны государства в целом надлежащий уровень защиты потребительских прав граждан за счет комплексной реализации полномочий, призванных обеспечивать защиту прав потребителей в гражданско-правовом, административном и судебном порядке. Важное место в рамках национальной системы защиты прав потребителей занимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Организация действенного взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей обеспечивается в рамках функционирования различных межведомственных органов (советов, комиссий), создаваемых высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также практикой целого ряда субъектов Российской Федерации по принятию специальных региональных программ по защите прав потребителей, либо по включению вопросов потребительской тематики в другие программы (комплексные планы мероприятий). Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.04.2018 N 269 "О создании Координационного совета по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей в Республике Татарстан" образован Координационный совет по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей в Республике Татарстан. Координационный совет по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей в Республике Татарстан является совещательным органом, образованным в целях создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещения населения в области прав потребителей, реализации торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей в Республике Татарстан.
Основные задачи государственной программы Республики Татарстан неразрывно связаны со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, которой определен главный стержень - человек, а в качестве одного из приоритетов Стратегии обозначено: формирование и накопление человеческого капитала, создание комфортного пространства для развития человеческого капитала и создание общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать. Рост уровня потребительской грамотности, стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке Республики Татарстан, являются одними из ключевых условий повышения благосостояния людей и улучшения качества жизни, и, как следствие, повышения продолжительности жизни населения.