Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2013 года N 283


Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы"

(с изменениями на 2 июля 2019 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 30.12.2015 N 1021, от 01.03.2016 N 125, от 03.06.2016 N 369, от 21.03.2017 N 164, от 23.07.2018 N 580, от 02.07.2019 N 526, с изм., внесенными Постановлениями КМ РТ от 13.12.2013 N 980, от 25.12.2014 N 1027)


В целях обеспечения устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования замещения традиционных видов моторного топлива экологически более чистыми Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы" (далее - Программа).


2. Министерству финансов Республики Татарстан вносить в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения о финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год при условии наличия софинансирования расходных обязательств бюджета республики со стороны Российской Федерации и частных инвесторов.


3. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан при осуществлении в порядке, определенном законодательством, централизованных закупок автотранспортной техники для учреждений и организаций, находящихся в их ведении, обеспечить приоритетное приобретение автотранспортной техники, использующей в качестве моторного топлива компримированный природный газ.


4. Предложить главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан принять меры, обеспечивающие реализацию Программы на соответствующей территории.


5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.


(п. 5 в ред. Постановления КМ РТ от 21.03.2017 N 164)



Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 26 апреля 2013 г. N 283



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РАЗВИТИЕ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2013 - 2023 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений КМ РТ от 30.12.2015 N 1021, от 01.03.2016 N 125, от 03.06.2016 N 369, от 21.03.2017 N 164, от 23.07.2018 N 580, от 02.07.2019 N 526, с изм., внесенными Постановлениями КМ РТ от 13.12.2013 N 980, от 25.12.2014 N 1027)



Паспорт Программы

Наименование Программы

Государственная программа Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан

(в ред. Постановления КМ РТ от 21.03.2017 N 164)

Основные разработчики Программы

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан,

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан,

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан,

Министерство экономики Республики Татарстан,

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан,

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Цель Программы

Обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения и достижение наибольшей экономической эффективности перевозок автотранспортными средствами

Задача Программы

1. Модернизация материально-технической базы парка автомобильного транспорта.

2. Создание условий для приоритетного использования автотранспортными средствами компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.07.2019 N 526)

Сроки и этапы реализации Программы

2013 - 2023 годы, в том числе:

I этап - 2013 год;

II этап - 2014 - 2018 годы;

III этап - 2019 - 2023 годы

Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 16 902,15 млн рублей, в том числе:

средства, выделяемые из бюджета Республики Татарстан, - 1 042,09 млн рублей;

средства федерального бюджета - 3 447,98 млн рублей;

внебюджетные источники - 12 412,08 млн рублей.

     (млн рублей)

Год

Всего средств

Средства бюджета Республики Татарстан

Средства федерального бюджета

Средства внебюджетных источников

2013

715,61

274,92

0,00

440,69

2014

2 138,26

111,70

764,36

1 262,20

2015

1 621,19

132,40

554,20

934,59

2016

2 932,02

134,89

136,40

2 660,73

2017

612,34

12,78

220,10

379,46

2018

1 543,23

345,4

224,17

973,66

2019

1 547,90

30,00

309,75

1 208,15

2020

1 547,90

0,00

309,75

1 138,15

2021

1 547,90

0,00

309,75

1 138,15

2022

1 547,90

0,00

309,75

1 138,15

2023

1 547,90

0,00

309,75

1 138,15

Всего

16 902,15

1 042,09

3 447,98

12 412,08

Необходимые для выполнения программных мероприятий объемы финансовых ресурсов будут уточняться по мере возможности выделения средств из бюджета Республики Татарстан и федерального бюджета, а также на основе обоснованных годовых планов мероприятий по реализации Программы, ежегодно корректируемых в зависимости от изменений конъюнктуры рынка. Решения по их финансированию должны приниматься отдельными актами Правительства Республики Татарстан при наличии бюджетных средств на эти цели и при условии их софинансирования из федерального бюджета

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.07.2019 N 526)

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ на 20,21 тыс. тонн:

I этап: 2013 год - на 0,45 тыс. тонн;

II этап: 2014 - 2018 годы - на 7,26 тыс. тонн;

III этап: 2019 - 2023 годы - на 12,5 тыс. тонн.

Объем реализации компримированного природного газа с учетом эксплуатируемых в республике автомобильных газонаполнительных компрессорных станций - 466,45 млн куб. метров;

приобретение предприятиями и организациями Республики Татарстан 4 тысяч единиц автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе;

строительство и ввод в эксплуатацию 9 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;

ввод в эксплуатацию 1 передвижного автомобильного газового заправщика;

повышение конкурентоспособности продукции, производимой организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями, за счет снижения доли затрат на моторное топливо в себестоимости продукции;

перевод не менее 8 000 автотранспортных средств физических лиц, юридических лиц (в том числе находящихся в муниципальной и государственной собственности) и индивидуальных предпринимателей на использование газомоторного топлива, осуществляемый с применением механизмов субсидирования части затрат имеющих заключенное партнерское соглашение с обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газомоторное топливо" и принимающих участие в реализации стимулирующих программ развития рынка газомоторного топлива пунктов переоборудования и технического обслуживания;

создание 345 новых рабочих мест;

обучение, повышение квалификации 5 500 человек

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.07.2019 N 526)



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Сегодня на КПГ работают 14,7 млн автомобилей, что составляет 1,5 процента от мирового парка (900 млн единиц). В последние годы мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, ежегодно увеличивается на 25 - 30 процентов. Согласно прогнозу Международного газового союза рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 году 50 млн единиц, а к 2030 г. - более 100 млн единиц. Сегодня в мире насчитывается уже более 20 тысяч АГНКС (рис. 1).


Инфраструктура заправочных станций уже существует и быстро развивается в ряде стран, таких как Германия, Швеция, Швейцария, Австрия, Италия. В Южной Корее 95 процентов муниципальных автобусов работают на КПГ.


На сегодняшний день многие мировые автопроизводители осуществляют серийный выпуск автомобилей, использующих КПГ (Audi, BMW, Cadillac, Ford, Mercedes-Benz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen и другие).


Такое интенсивное развитие этого направления вполне объяснимо - в настоящее время из всех массово используемых видов моторного топлива и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта. Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие - вдвое.


Кроме того, цена газового топлива существенно ниже топлива нефтяного происхождения и составляет 20 - 60 процентов от стоимости бензина и 50 - 70 процентов дизельного топлива. Несмотря на прямую экономическую выгоду от использования природного газа в качестве моторного топлива, правительства разных стран устанавливают дополнительные льготы, стимулирующие приобретение или переоборудование автомобилей, а также приобретение оборудования для АГНКС. Например, в Евросоюзе в 1,5 - 2 раза снижены налоги на газомоторный транспорт. В г. Риме транспорт на альтернативном топливе освобожден от уплаты налогов на 3 года. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. В Швеции автотранспортные средства, работающие на ГМТ, освобождены от сборов на платных стоянках.


За последнее десятилетие использование в качестве топлива для автотранспорта природного газа - метана во всем мире выросло на порядок. В качестве моторного топлива природный газ широко используется, прежде всего, в странах, имеющих собственные газовые месторождения и озабоченных проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности. К таким странам относятся Пакистан, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай и США. Причем в первых трех странах количество газобаллонных автомобилей значительно превышает газовые автопарки других стран. Набирает обороты потребление природного газа и в России. Россия занимает пока 16 место по использованию ГМТ, но, по прогнозам, к 2035 году может подняться на несколько ступеней выше.



Рис. 1



Мировой парк автотранспорта на КПГ




Основными причинами столь стремительного роста являются:


1) экономические преимущества. Одним из основных способов достижения прибыли в любом бизнесе является снижение затрат. Метан - самое дешевое моторное топливо во всем мире, и на ближайшие 200 лет запасы его не исчерпаются. Сегодня цена метана в среднем по России составляет 9 рублей за 1 куб. метр.


Важным преимуществом метана является независимость его физико-химических свойств от низких температур. Многие владельцы автомобилей, переведенных на другой газ, используемый как автомобильное топливо, например, пропан-бутан, сталкивались с ситуацией, когда при температуре окружающего воздуха ниже 27 °C руководство заправочных станций вывешивало обращения к потребителям с просьбой ездить на резервном топливе (т.е. бензине) до повышения температуры. Метану низкие температуры не страшны.


Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые.


Однако необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание по автобусам составляет от 10 до 25 процентов, по грузовикам и спецтехнике - от 15 до 80 процентов. В России по автобусам картина примерно та же: газовые автобусы дороже дизельных на 10 - 20 процентов, по спецтехнике удорожание составляет от 10 до 30 процентов.


Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал "КАМАЗ" при равных условиях эксплуатации окупается на 2 месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за 8 лет эксплуатации доход на 1,6 млн рублей больше;


2) неоспоримым преимуществом природного газа является его экологичность. Сегодня уже все, а не только профессиональные экологи, знают о том, что основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов, на долю автотранспорта приходится 70 - 90 процентов загрязнений воздушного бассейна городов. Например, при сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 200 кг оксида углерода, 25 кг углеводородов, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг сернистых соединений. Именно поэтому во всем мире ужесточают требования к экологической безопасности автомобилей, вводят жесткие стандарты Евро - 5, Евро - 6, разрабатывается стандарт Евро - 7.


При анализе результатов исследований токсичности автомобилей с ГМТ двигателями видно, что при использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 8 раз по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует. Выбросы автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ составляют за 2011 год 301,8 тыс. тонн в год. В целом по Республике Татарстан выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2011 году составили 579,7 тыс. тонн в год;


3) безопасность. Метан почти в 2 раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации он сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен. Кроме того, нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом все время присутствует смесь их паров с воздухом. Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются в наименее уязвимые места в автомобиле.


В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются, газ стравливается через специальные вставки и выгорает.


Следует отметить, что по утвержденной классификации горючих веществ по степени чувствительности метан относится к наиболее безопасному 4 классу (к слабочувствительным веществам). Самый опасный по данной классификации - пропан-бутан, отнесенный ко 2 классу, бензин, в свою очередь, относится к 3 классу. Основные потребители метана - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы и коммунально-дорожная, строительная, специальная техника.


По экономическим, экологическим, ресурсным и техническим критериям КПГ еще долго будет оставаться наилучшим моторным топливом.


По территории Республики Татарстан в настоящее время проходят автомобильные дороги федерального значения протяженностью 1063 километра, что обуславливает значительный поток транзитного автомобильного транспорта, пересекающего Республику Татарстан, который будет увеличиваться в ближайшей перспективе. Достаточно развита сеть дорог регионального и местного значения. Плотность дорог Республики Татарстан на 01.01.2013 составила 215,8 км на 1000 кв. км (в том числе с асфальтобетонным покрытием - 179,5 км на 1000 кв. км), а индикатор обеспеченности дорогами составляет 0,22 км на 1 кв. км площади.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»