Долгосрочная целевая программа "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение Закона Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы" и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2011 N 857 "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы".
Правительством Республики Татарстан поставлена задача создания в республике высокотехнологичной, инновационно развитой и инвестиционно привлекательной конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения. Одним из необходимых и базовых условий инновационного развития является цивилизованный рынок интеллектуальной собственности как на международном, так и на национальном и региональном уровнях.
Среди стран, имеющих долгосрочные национальные стратегии интеллектуальной собственности и программы научно-технического развития, - Соединенные Штаты Америки, Япония, Китай, страны Евросоюза, Бразилия, Канада, Австралия, некоторые страны Африки, а также Республика Беларусь, Украина, Киргизская Республика и другие государства (всего около 30 стран).
Практически во всех национальных стратегиях интеллектуальной собственности и программах научно-технического развития отмечается положительная взаимосвязь между уровнем использования интеллектуальной собственности и инновационной деятельностью, что делает политику в области интеллектуальной собственности все более важным инструментом для стимулирования экономического роста в условиях глобальной конкуренции.
В Республике Татарстан реализован комплекс мер законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач.
Основой формирования республиканской политики в инновационной сфере призвана стать Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, утвержденная Указом Президента Республики Татарстан от 17.06.2008 N УП-293, в которой сформулированы долгосрочные приоритеты, цели и задачи инновационной политики республики.
Принятый в 2010 году Закон Республики Татарстан "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" определил формы и методы государственного регулирования инновационных процессов, а также правовые основы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
В целях организации информационно-методического обеспечения и повышения эффективности взаимодействия участников инновационной деятельности в республике на каждые три года Кабинетом Министров Республики Татарстан принимается Инновационный меморандум, который определяет концептуальные основы, принципы и перспективные направления формирования республиканской инновационной политики на среднесрочную перспективу.
В настоящее время в республике созданы практически все инфраструктурные элементы хозяйственной и научной деятельности: технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и другие субъекты инновационной инфраструктуры, которые отличаются по видам деятельности, характеру и объему выполняемых функций, оказываемых услуг и способов поддержки инновационной деятельности.
В республике осуществляют деятельность Академия наук Республики Татарстан, объединяющая усилия академической, вузовской и отраслевой науки республики на выполнение фундаментальных, прикладных исследований и инновационных разработок; Казанский научный центр Российской академии наук, включающий в себя ряд академических институтов общероссийского значения, отраслевые институты и высшие учебные заведения, которые ведут работы по широкому спектру научных исследований - от фундаментальных до прикладных.
Несмотря на наличие развитой инновационной инфраструктуры, законодательства и активное взаимодействие с федеральными институтами развития, в республике отсутствует ключевое звено формирования инновационной экономики - рынок интеллектуальной собственности, под которым понимается не только сфера обращения интеллектуальных прав (где есть спрос и предложение интеллектуального товара), но и формирование и реализация государственной научно-технической политики Республики Татарстан в сфере управления интеллектуальной собственностью, основанной на мировом опыте. Создать рынок инноваций, рынок интеллектуальной собственности - основная задача Программы.
Нельзя рассматривать Татарстан в отрыве от регионов Российской Федерации и федерального центра. Региональный рынок интеллектуальной собственности не замыкается в отдельно взятом регионе, это глубоко интегрированная как в межрегиональное, так и в международное сообщество система.
Программа основывается на результатах всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза развития Российской Федерации и Республики Татарстан.
Наиболее важным приоритетом на начальном этапе реализации Программы является формирование нормативной правовой базы Республики Татарстан в пределах ее компетенций, неразрывно связанной с законодательством Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.
Законодательство Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности представляет собой многоуровневую систему, соответствующую современным международным стандартам и регулирующую отношения в области охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, программ для ЭВМ, баз данных, селекционных достижений, секретов производства (ноу-хау), товарных знаков, произведений науки, литературы и искусства и других объектов интеллектуальной собственности).
Российская Федерация является участницей международных договоров, функционирующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), а также членом Евразийской патентной организации (ЕАПО). Законодательство Российской Федерации позволяет отечественным и зарубежным субъектам обеспечивать надежную охрану и эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности, получать дополнительную прибыль, конкурентные преимущества и гарантирует устойчивое и защищенное присутствие товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках. Завершен процесс гармонизации законодательных норм Российской Федерации с нормами Соглашения Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которое является одним из наиболее важных международных соглашений.
Приняты модельные законы государств - участников Содружества Независимых Государств об авторском праве и смежных правах, об охране прав на научное открытие, Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств - участников Содружества Независимых Государств, некоторые другие акты.
Несмотря на сформировавшуюся нормативную правовую базу Российской Федерации, имеется несовершенство российского патентного права, фактически отсутствуют эффективные механизмы правовой охраны и коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных российскими юридическими лицами и гражданами, отсутствуют региональные стратегии и программы субъектов Российской Федерации в сфере развития рынка интеллектуальной собственности.
В пределах полномочий Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации совершенствование нормативной правовой базы в сфере интеллектуальной собственности должно быть сосредоточено на следующих направлениях:
разработка и принятие нормативных документов стратегического планирования, определяющих государственную политику Республики Татарстан в сфере науки и инноваций, основанную на интеллектуальной собственности, и направленных на повышение конкурентоспособности перспективных секторов экономики Республики Татарстан;
разработка нормативных правовых документов, определяющих формы и механизмы государственной поддержки мероприятий в инновационной сфере, целью которых является создание стимулов для роста предложения инноваций и спроса на них со стороны предприятий, организаций, физических лиц;
разработка и принятие нормативных правовых актов о развитии инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности и подготовке квалифицированных специалистов в сфере управления интеллектуальной собственностью;
разработка и принятие законодательных актов, предоставляющих налоговые льготы производителям инновационных продуктов в части поступлений в республиканский и местный бюджеты;
заключение и развитие действующих соглашений межрегионального и международного сотрудничества Республики Татарстан в области интеллектуальной собственности.
Инфраструктура системы интеллектуальной собственности на территории Республики Татарстан представлена следующими основными элементами:
организационные федеральные структуры, реализующие, в частности, функции в сфере интеллектуальной собственности на территории Республики Татарстан (федеральные территориальные органы): Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Татарстанская таможня (территориальный орган Федеральной таможенной службы), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан; Министерство внутренних дел по Республике Татарстан и другие (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и др.);
организационные структуры, реализующие функции государственного управления Республики Татарстан в сфере инновационной деятельности и интеллектуальной собственности: Министерство экономики Республики Татарстан и государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Татарстанский центр научно-технической информации", на которое возложены функции опорной организации Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент);
организационные структуры, реализующие функции управления интеллектуальной собственностью на уровне организаций: службы интеллектуальной собственности организаций;