КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2011 года N 857
"Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие рынка
интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 31 октября 2023 года N 1376
____________________________________________________________________
В целях повышения конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы" (далее - Концепция).
2. Министерству экономики Республики Татарстан на основе Концепции обеспечить разработку проекта долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы".
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной
собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 15 октября 2011 г. N 857)
1. Введение
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы" (далее - Концепция) является первым этапом разработки долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы" (далее - Программа).
Основанием для разработки Концепции является Закон Республики Татарстан от 22.04.2011 N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы".
Программа должна являться составной частью Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 17.06.2008 N УП-293 "Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года", и согласовываться с положениями Закона Республики Татарстан от 02.08.2010 N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан".
Мероприятия по реализации Программы могут быть скорректированы с учетом промежуточных результатов и новых приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан, а также с учетом изменений законодательства.
Исследованию вопросов развития российского рынка интеллектуальной собственности посвящено много работ ученых и специалистов. Однако результаты этих исследований не трансформировались в соответствующие управленческие решения.
Мировая экономика, вступая в постиндустриальную эпоху, активно преобразует привычные формы экономических отношений, формирует новые механизмы предпринимательской деятельности, трансформирует стиль и образ жизни. Инновации становятся определяющим фактором развития и трансформации экономики, выступая в роли катализатора при адаптации экономики отдельных стран к стремительно меняющимся условиям общемирового функционирования. При этом основным инструментом инновационных преобразований становится интеллектуальная собственность. Именно новейшие разработки, защищенные патентами, могут способствовать эффективному инновационному развитию. Промышленно развитые страны - мировые технологические лидеры формируют высокую долю добавленной стоимости за счет использования результатов интеллектуальной деятельности, при этом международное разделение труда происходит не под действием естественных различий в сырьевых ресурсах, а на базе использования интеллектуального потенциала, человеческого капитала и высокого технологического уровня производства.
Одним из необходимых и базовых условий инновационного развития является цивилизованный рынок интеллектуальной собственности как на международном, так и на национальном и региональном уровнях. Об этом свидетельствует и успешный зарубежный опыт ряда стран (США, Японии, Федеративной Республики Германии, Китайской Народной Республики), и положительный опыт реализации ряда отдельных отечественных проектов.
Таким образом, именно наличие интеллектуальной собственности в коммерциализируемых инновационных продуктах играет определяющую роль в повышении их конкурентоспособности. Ввиду этого особую актуальность приобретает вопрос наиболее эффективного использования и реализации научно-технических достижений, что непосредственно связано с развитием рынка интеллектуальной собственности, обеспечивающего действенный механизм передачи новых наукоемких технологий в реальный сектор экономики страны, а также с совершенствованием механизмов управления интеллектуальной собственностью.
В республике развивается инновационная инфраструктура (технопарки, индустриальные парки, технополис), с другой стороны, потенциал интеллектуальной собственности для создания и коммерческого использования инновационных технологий, полученных по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР), выполненных в университетах, научных учреждениях и на предприятиях, активно не используется.
Сегодня в Республике Татарстан создан законодательный каркас инновационной деятельности. Однако необходимо отметить, что законодательное обеспечение инновационной деятельности в настоящий момент все еще не соответствует требованиям участников инновационного процесса. Несмотря на вступление в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, законодательная база для нужд коммерциализации интеллектуальной собственности до настоящего времени не разработана в полном объеме. До сих пор не существует единой государственной политики в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.
Основной целью региональной инновационной политики является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности местной продукции, эффективное использование научно-технических результатов и решение задач социально-экономического развития. В Республике Татарстан реализован комплекс мер законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач.
Среди основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности Республики Татарстан выделены вопросы совершенствования механизмов системы государственного финансирования и регулирования инновационных процессов, повышения эффективности деятельности региональной инновационной инфраструктуры, развития единой системы государственного учета исследований и разработок Республики Татарстан.
Удельный вес внутренних расходов на научные исследования и разработки в странах Европейского союза, США и Японии составляет 2,2, 2,8 и 3 процента от валового внутреннего продукта соответственно. Российская Федерация со своими скромными расходами на научные исследования и разработки в размере 1,1 процента от валового внутреннего продукта уступает флагманам мирового рынка инновационных товаров и услуг. Однако здесь следует иметь в виду, что за рубежом решающую роль в затратах на НИОКР играют предприятия частного сектора - на их долю приходится примерно 70-80 процентов подобных издержек, в то время как в нашей стране ситуация прямо противоположная.
Анализ расходов бюджета Республики Татарстан показал, что за 2007-2010 годы и первое полугодие 2011 года на финансирование 424 проектов НИОКР в Республике Татарстан направлены государственные ассигнования в объеме 690100,5 тыс. рублей. Это, конечно, далеко не малая цифра. При этом только 6,4 процента работ из общего количества профинансированных проектов НИОКР завершились получением охранных документов (патенты на изобретения, полезные модели, свидетельства на программы для ЭВМ, патенты на селекционные достижения и другое), доля расходов на мероприятия, связанные с охраной и управлением интеллектуальной собственностью, составила не более 2 процентов в расходах на НИОКР университетов и научных учреждений, а доля нематериальных активов в общей сумме активов предприятий составила в среднем менее 3 процентов.
Однако система оценки и учета интеллектуальной собственности, инновационной и научной продукции до сих пор еще недостаточно эффективна, существующая система финансирования НИОКР не отвечает современным реалиям инновационного развития экономики и требует пересмотра. Вместе с тем в Республике Татарстан каждые три года формируется инновационный меморандум, который определяет приоритетные направления инновационного развития экономики. В этой связи для повышения эффективности контроля над целевым и рациональным использованием бюджетных средств предлагается ежегодно формировать государственный заказ на НИОКР по приоритетным направлениям инновационного развития экономики Республики Татарстан, утвержденным инновационным меморандумом Республики Татарстан. Это позволит повысить долю коммерциализации результатов НИОКР и получить экономический эффект от их внедрения в производство.
Необходимы корректная оценка степени инновационности проектов, а также действенных механизмов стимулирования хозяйствующих субъектов и своевременное информирование о текущей ситуации.
Выделяются следующие проблемы инновационного развития:
отсутствие на федеральном уровне законодательного регулирования инновационной сферы и, как следствие, недостаточно детерминированная нормативная база республики;
отсутствие налаженной системы взаимосвязей участников научной и инновационной деятельности;
сложности проведения конкурентного анализа инновационных систем субъектов Российской Федерации в связи с отсутствием современных методик статистического учета результатов интеллектуальной деятельности;
недостаток квалифицированных кадров в сфере инновационного бизнеса, в том числе и в сфере управления интеллектуальной собственностью, неразвитость институтов поддержки инноваций, таких, как офисы коммерциализации, центры трансфера технологий и прочее;
незаинтересованность предпринимательского сектора экономики в финансировании рискованных и дорогостоящих инновационных и инвестиционных проектов, имеющих длительные сроки окупаемости;
неразвитость оценочного бизнеса в сфере инноваций, завышение научными и образовательными учреждениями оценочной стоимости результатов интеллектуальной деятельности, вносимых в уставный капитал малого инновационного предприятия, что может привести к дефициту реальных материальных средств предприятия, необходимых для его операционной деятельности;
отсутствие в научных и образовательных учреждениях отлаженной системы стимулирования участия в научной, изыскательской деятельности, а также коммерциализации профессорско-преподавательским и исследовательским составом собственных разработок.
2. Предложения о целях, задачах и целевых индикаторах Программы
Программа должна быть направлена на реализацию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и развитие благоприятных условий для создания конкурентоспособной продукции.
Цель Программы - формирование действенного механизма получения экономических преимуществ от инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью.
Основными задачами Программы являются:
1. Обеспечение охраны, поддержания интеллектуальной собственности и защиты прав на нее.
2. Формирование механизма вовлечения в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности.
3. Инфраструктурное обеспечение процесса коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (организационное, экономическое, кадровое, нормативно-правовое и другое).
Цель и задачи Программы должны соответствовать приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Татарстан. В частности, реализация мероприятий Программы должна способствовать решению задачи совершенствования научно-технической и инновационной политики с учетом приоритетов развития эффективной инновационной системы Республики Татарстан.
Основными индикаторами реализации Программы являются:
удельный вес нематериальных активов в общей сумме активов предприятий и организаций;
количество инновационно активных организаций.
Индикаторы реализации Программы в рамках задачи обеспечения охраны, поддержания интеллектуальной собственности и защиты прав на нее:
количество поданных заявок на объекты промышленной собственности;
количество зарегистрированных объектов авторского права;
количество зарегистрированных топологий интегральных микросхем;
количество зарегистрированных селекционных достижений;
количество зарегистрированных единых технологий;
количество выданных охранных документов на объекты патентного права;
количество зарегистрированных средств индивидуализации товаров, работ и услуг (товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров);
доля государственных и муниципальных контрактов (договоров), включающих раздел, регламентирующий закрепление прав на результаты интеллектуальной деятельности, от общего числа заключенных государственных и муниципальных контрактов (договоров);
доля договоров о распоряжении исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств бюджета Республики Татарстан, от общего числа договоров, заключенных уполномоченными на распоряжение такими правами органами и организациями.
Индикаторы реализации Программы в рамках задачи формирования механизма вовлечения в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности:
количество используемых собственных результатов интеллектуальной деятельности;
количество заключенных договоров о распоряжении исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности на внутреннем рынке;
количество лицензий, проданных за рубеж;
количество лицензий, приобретенных из-за рубежа.
Индикаторы реализации Программы в рамках задачи инфраструктурного обеспечения процесса коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (организационное, экономическое, кадровое, нормативно-правовое и другое):
обеспеченность квалифицированными кадрами в области охраны интеллектуальной собственности;
доля инновационно активных организаций, имеющих собственные патентные и иные службы по охране интеллектуальной собственности, в общем количестве инновационно активных организаций.
Подробное описание прогнозируемых значений индикаторов в разрезе целей и задач Программы с предложением периодичности их мониторинга и источника информации по значениям индикаторов приведены в приложении к настоящей Концепции.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Целесообразность применения программно-целевого метода в реализации мероприятий Программы обусловлена необходимостью консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций в развитии рынка интеллектуальной собственности Республики Татарстан.
Разработка Программы позволит сконцентрировать усилия и ресурсы на решении проблем развития рынка интеллектуальной собственности, комплексном и системном подходе к решению приоритетных задач инновационного развития экономики Республики Татарстан.
Использование программно-целевого метода позволит:
осуществлять единую экономическую и научно-техническую политику в совершенствовании инновационной инфраструктуры;
определить и скорректировать приоритеты, целевые критерии и пути развития рынка интеллектуальной собственности на каждом из этапов реализации Программы;
обеспечить комплексный подход к развитию всех элементов рынка интеллектуальной собственности, а также эффективное взаимодействие и согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов, участвующих в формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности;
выработать оптимальные организационные, технические и экономические решения в сфере развития инновационной деятельности Республики Татарстан;
использовать единую систему индикаторов для анализа, планирования и прогнозирования развития рынка интеллектуальной собственности;
повысить эффективность использования бюджетных средств за счет реализации мероприятий Программы, в том числе за счет координации работ и исключения дублирования финансирования научно-технических разработок;
скоординировать мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в части сохранения и создания новых рабочих мест, повышения квалификации, переобучения персонала предприятий и организаций.
Таким образом, наилучшей формой решения задачи широкомасштабного внедрения программных мероприятий представляется реализация Программы, скоординированной с соответствующими программами интеграции научно-технических разработок и производства на федеральном и региональном уровнях. Это может стать решающим фактором перехода предприятий и организаций республики, в первую очередь наукоемкого машиностроения, на новый уровень развития.
Применение программно-целевого метода позволит избежать такие возможные негативные последствия и риски, как:
замедление темпов роста промышленного производства;
уменьшение инновационной составляющей на предприятиях;
рост социальной напряженности на рынке труда, обусловленный недостаточной адаптацией выпускников учреждений высшего профессионального образования и специалистов предприятий к модернизации производственных процессов;
снижение показателей эффективности деятельности предприятий и организаций Республики Татарстан (конкурентоспособности продукции, производительности труда, фондоотдачи);
недостаточное внедрение современных информационных технологий в инновационную сферу;
замедление интеграции промышленных предприятий Республики Татарстан в мировую экономику.
Таким образом, программно-целевые методы реализации мероприятий Программы будут способствовать координации и системному подходу к развитию интеллектуальной собственности в Республике Татарстан.