Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 15 января 2013 г. N 11
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие рынка
интеллектуальной собственности в Республике Татарстан
 на 2013-2020 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 31.03.2016 N 190, вступивщего в силу с 31 марта 2016 года.
____________________________________________________________________


В целях повышения конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежном рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью и во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2011 N 857 "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.

3. Министерствам, ведомствам Республики Татарстан, участвующим в реализации Программы, представлять информацию о ее выполнении ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан.

4. Предложить исполнительным комитетам муниципальных образований Республики Татарстан при формировании муниципальных программ социально-экономического развития предусматривать в пределах своей компетенции мероприятия, направленные на развитие интеллектуальной собственности в Республике Татарстан.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Долгосрочная целевая программа
"Развитие рынка интеллектуальной собственности
 в Республике Татарстан на 2013-2020 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 15 января 2013 г. N 11)

     
Паспорт программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2011 N 857 "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы"

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство экономики Республики Татарстан;
государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Татарстанский центр научно-технической информации"

Цель Программы

Формирование действенного механизма получения экономических преимуществ от научно-технической, инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежном рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью

Задачи Программы

Основными задачами Программы являются:
1. Формирование условий для создания интеллектуальной собственности, обеспечения ее охраны, поддержания и защиты прав на нее.
2. Формирование механизма вовлечения в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности

Сроки и этапы реализации Программы

Этап 1: 2013-2015 годы (краткосрочная перспектива).
Формирование организационно-правового механизма создания рынка интеллектуальной собственности.
Этап 2: 2016-2020 годы (долгосрочная перспектива).
Повышение эффективности функционирования рынка интеллектуальной собственности

Объемы и источники финансирования Программы с распределением по годам

Общий объем финансирования Программы составляет 498 млн. рублей.
Источники финансирования Программы:

Год

Средства бюджета Республики Татарстан, млн. рублей

Средства внебюджетных источников, млн. рублей

Всего, млн. рублей

2013

-

10

10

2014

84,5

18,5

103

2015

47,5

20,5

68

2016

46,5

18,5

65

2017

36,5

20,5

57

2018

38,5

22,5

61

2019

40,5

24,5

65

2020

42,5

26,5

69

Итого

336,5

161,5

498

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) с распределением по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Создание нормативной правовой базы Республики Татарстан в сфере интеллектуальной собственности;
развитие инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности;
развитие функциональных направлений в сфере интеллектуальной собственности (создание интеллектуальной собственности, ее охрана, оценка, защита и поддержание прав на нее);
совершенствование работы в области управления интеллектуальной собственностью на ведомственном (отраслевом) уровне, в учреждениях науки и образования, организациях творческой, производственной и торговой сфер;
повышение уровня значимости интеллектуальной собственности, деятельности творческих работников (новаторов), а также субъектов хозяйствования, использующих интеллектуальную собственность для создания новых рабочих мест и выпуска конкурентоспособной продукции.
Показатели (индикаторы) оценки результатов реализации Программы приведены в приложении N 1 к ней

     

1. Характеристика проблемы, на решение
 которой направлена Программа


Долгосрочная целевая программа "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение Закона Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы" и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2011 N 857 "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы".

Правительством Республики Татарстан поставлена задача создания в республике высокотехнологичной, инновационно развитой и инвестиционно привлекательной конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения. Одним из необходимых и базовых условий инновационного развития является цивилизованный рынок интеллектуальной собственности как на международном, так и на национальном и региональном уровнях.

Среди стран, имеющих долгосрочные национальные стратегии интеллектуальной собственности и программы научно-технического развития, - Соединенные Штаты Америки, Япония, Китай, страны Евросоюза, Бразилия, Канада, Австралия, некоторые страны Африки, а также Республика Беларусь, Украина, Киргизская Республика и другие государства (всего около 30 стран).

Практически во всех национальных стратегиях интеллектуальной собственности и программах научно-технического развития отмечается положительная взаимосвязь между уровнем использования интеллектуальной собственности и инновационной деятельностью, что делает политику в области интеллектуальной собственности все более важным инструментом для стимулирования экономического роста в условиях глобальной конкуренции.

В Республике Татарстан реализован комплекс мер законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач.

Основой формирования республиканской политики в инновационной сфере призвана стать Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, утвержденная Указом Президента Республики Татарстан от 17.06.2008 N УП-293, в которой сформулированы долгосрочные приоритеты, цели и задачи инновационной политики республики.

Принятый в 2010 году Закон Республики Татарстан "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" определил формы и методы государственного регулирования инновационных процессов, а также правовые основы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

В целях организации информационно-методического обеспечения и повышения эффективности взаимодействия участников инновационной деятельности в республике на каждые три года Кабинетом Министров Республики Татарстан принимается Инновационный меморандум, который определяет концептуальные основы, принципы и перспективные направления формирования республиканской инновационной политики на среднесрочную перспективу.

В настоящее время в республике созданы практически все инфраструктурные элементы хозяйственной и научной деятельности: технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и другие субъекты инновационной инфраструктуры, которые отличаются по видам деятельности, характеру и объему выполняемых функций, оказываемых услуг и способов поддержки инновационной деятельности.

В республике осуществляют деятельность Академия наук Республики Татарстан, объединяющая усилия академической, вузовской и отраслевой науки республики на выполнение фундаментальных, прикладных исследований и инновационных разработок; Казанский научный центр Российской академии наук, включающий в себя ряд академических институтов общероссийского значения, отраслевые институты и высшие учебные заведения, которые ведут работы по широкому спектру научных исследований - от фундаментальных до прикладных.

Несмотря на наличие развитой инновационной инфраструктуры, законодательства и активное взаимодействие с федеральными институтами развития, в республике отсутствует ключевое звено формирования инновационной экономики - рынок интеллектуальной собственности, под которым понимается не только сфера обращения интеллектуальных прав (где есть спрос и предложение интеллектуального товара), но и формирование и реализация государственной научно-технической политики Республики Татарстан в сфере управления интеллектуальной собственностью, основанной на мировом опыте. Создать рынок инноваций, рынок интеллектуальной собственности - основная задача Программы.

Нельзя рассматривать Татарстан в отрыве от регионов Российской Федерации и федерального центра. Региональный рынок интеллектуальной собственности не замыкается в отдельно взятом регионе, это глубоко интегрированная как в межрегиональное, так и в международное сообщество система.

Программа основывается на результатах всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза развития Российской Федерации и Республики Татарстан.

Наиболее важным приоритетом на начальном этапе реализации Программы является формирование нормативной правовой базы Республики Татарстан в пределах ее компетенций, неразрывно связанной с законодательством Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

Законодательство Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности представляет собой многоуровневую систему, соответствующую современным международным стандартам и регулирующую отношения в области охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, программ для ЭВМ, баз данных, селекционных достижений, секретов производства (ноу-хау), товарных знаков, произведений науки, литературы и искусства и других объектов интеллектуальной собственности).

Российская Федерация является участницей международных договоров, функционирующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), а также членом Евразийской патентной организации (ЕАПО). Законодательство Российской Федерации позволяет отечественным и зарубежным субъектам обеспечивать надежную охрану и эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности, получать дополнительную прибыль, конкурентные преимущества и гарантирует устойчивое и защищенное присутствие товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках. Завершен процесс гармонизации законодательных норм Российской Федерации с нормами Соглашения Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которое является одним из наиболее важных международных соглашений.

Приняты модельные законы государств - участников Содружества Независимых Государств об авторском праве и смежных правах, об охране прав на научное открытие, Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств - участников Содружества Независимых Государств, некоторые другие акты.

Несмотря на сформировавшуюся нормативную правовую базу Российской Федерации, имеется несовершенство российского патентного права, фактически отсутствуют эффективные механизмы правовой охраны и коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных российскими юридическими лицами и гражданами, отсутствуют региональные стратегии и программы субъектов Российской Федерации в сфере развития рынка интеллектуальной собственности.

В пределах полномочий Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации совершенствование нормативной правовой базы в сфере интеллектуальной собственности должно быть сосредоточено на следующих направлениях:

разработка и принятие нормативных документов стратегического планирования, определяющих государственную политику Республики Татарстан в сфере науки и инноваций, основанную на интеллектуальной собственности, и направленных на повышение конкурентоспособности перспективных секторов экономики Республики Татарстан;

разработка нормативных правовых документов, определяющих формы и механизмы государственной поддержки мероприятий в инновационной сфере, целью которых является создание стимулов для роста предложения инноваций и спроса на них со стороны предприятий, организаций, физических лиц;

разработка и принятие нормативных правовых актов о развитии инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности и подготовке квалифицированных специалистов в сфере управления интеллектуальной собственностью;

разработка и принятие законодательных актов, предоставляющих налоговые льготы производителям инновационных продуктов в части поступлений в республиканский и местный бюджеты;

заключение и развитие действующих соглашений межрегионального и международного сотрудничества Республики Татарстан в области интеллектуальной собственности.

Инфраструктура системы интеллектуальной собственности на территории Республики Татарстан представлена следующими основными элементами:

организационные федеральные структуры, реализующие, в частности, функции в сфере интеллектуальной собственности на территории Республики Татарстан (федеральные территориальные органы): Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Татарстанская таможня (территориальный орган Федеральной таможенной службы), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан; Министерство внутренних дел по Республике Татарстан и другие (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и др.);

организационные структуры, реализующие функции государственного управления Республики Татарстан в сфере инновационной деятельности и интеллектуальной собственности: Министерство экономики Республики Татарстан и государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Татарстанский центр научно-технической информации", на которое возложены функции опорной организации Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент);

организационные структуры, реализующие функции управления интеллектуальной собственностью на уровне организаций: службы интеллектуальной собственности организаций;

специальные институты Республики Татарстан, обеспечивающие выполнение отдельных функций в сфере интеллектуальной собственности: институты судебной и правоохранительной систем Республики Татарстан, Национальная библиотека Республики Татарстан, научно-технические библиотеки, Республиканский совет общественной организации "Общество изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан", патентные поверенные, специалисты в области оценки прав на результаты интеллектуальной деятельности и другие.

Одним из важнейших элементов инновационного развития экономики является создание интеллектуальной собственности и капитализация результатов научных исследований и разработок, отражающихся в индикаторах изобретательской активности.

Изобретательская активность. Республика Татарстан стабильно занимает ведущие позиции в Российской Федерации по количеству подаваемых заявок на объекты промышленной собственности в Роспатент и входит в число регионов Российской Федерации с наибольшим количеством ежегодно подаваемых заявок на объекты интеллектуальной собственности.

Динамика подачи заявок в Роспатент от заявителей Республики Татарстан на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки) и место в рейтинге регионов Российской Федерации и Приволжского федерального округа за 2009-2011 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1

     
Динамика подачи заявок в Роспатент от заявителей Республики Татарстан
 на объекты промышленной собственности за 2009 - 2011 годы

Вид объекта промышленной собственности

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Место в рейтинге

Количество

Место в рейтинге

Количество

Место в рейтинге

Количество

РФ

ПФО

РФ

ПФО

РФ

ПФО

Изобретения

5

1

660

5

1

837

4

1

790

Полезные модели

6

2

370

5

1

401

4

1

529

Промышленные образцы

21

7

22

6

3

53

12

5

31

Товарные знаки

7

1

386

7

1

503

8

1

497


Коэффициент изобретательской активности по Республике Татарстан и в среднем по Российской Федерации в 2009-2011 годах представлен в таблице 2.

Таблица 2

     
Сопоставимые показатели изобретательской активности в Республике Татарстан
 и Российской Федерации в 2009-2011 годах

Показатель изобретательской активности

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Коэффициент изобретательской активности в Республике Татарстан

1,75

2,22

2,08

Коэффициент изобретательской активности в Российской Федерации

1,8

2,0

1,85

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»