В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, коррупция является одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества. Рост коррупции в России - один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. Коррупция негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционном рейтинге страны.
В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, действие структурных ограничений социально-экономического развития нашей страны усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, к числу которых отнесены высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции. Одним из принципов перехода к инновационному социально ориентированному развитию государства в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности должно стать снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции.
Противодействие коррупции остается важнейшей задачей деятельности российского государства и гражданского общества.
Коррупция приобрела высокую общественную опасность. Она начала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, стабильности демократических институтов и моральным устоям общества, препятствовать здоровой конкуренции, затруднять экономическое развитие. Подменяя публично-правовые решения и действия коррупционными отношениями, основанными на удовлетворении в обход закона частных противоправных интересов, коррупция оказывает разрушительное воздействие на структуры власти и управления, становится существенным тормозом экономического и социального развития, препятствует успешной реализации приоритетных национальных проектов.
Наибольшая опасность коррупции в том, что она стала распространенным фактом жизни, к которому большинство членов общества научилось относиться как к негативному, но привычному явлению.
Предупреждение коррупции в органах местного самоуправления является важнейшим механизмом по снижению ее уровня.
На всех уровнях власти принимаются меры по борьбе с коррупцией. Основным документом в сфере противодействия коррупции является Федеральный закон от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В Псковской области действует Закон Псковской области от 17.07.2008 N 784-ОЗ "О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления".
С 2010 года в муниципальном образовании "Город Псков" реализовались долгосрочная целевая программа "Противодействие коррупции в муниципальном образовании "Город Псков" на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением Администрации города Пскова от 19.07.2010 N 1544, муниципальная программа муниципального образования "Город Псков" "Противодействие коррупции в муниципальном образовании "Город Псков" на 2013 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Администрации города Пскова от 02.11.2012 N 2922, муниципальная программа муниципального образования "Город Псков" "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденная Постановлением Администрации города Пскова от 01 октября 2014 г. N 2454.
Реализация указанных нормативных актов свидетельствует о формировании комплексного подхода к решению задач по снижению уровня коррупции, повышению взаимодействия с населением по выявлению коррупционных проявлений, устранению причин и условий коррупционных правонарушений, пресечению деятельности лиц их совершающих.
Коррупция как социальный процесс носит латентный характер, поэтому объективно оценить ее уровень без серьезных и масштабных социологических исследований и антикоррупционного мониторинга практически невозможно.
Оценить результативность и эффективность мер и программ противодействия коррупции, а также выработать конкретные мероприятия, призванные снизить количество коррупционных проявлений, возможно при помощи мониторинга восприятия уровня коррупции.
Проведение мониторинга коррупционных рисков необходимо также для исключения возможности совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений.
В целях эффективного решения задач по вопросам противодействия коррупции необходимо объединение усилий институтов гражданского общества и деятельности органов муниципальной власти.
Внедрение механизмов противодействия коррупции существенно снизит возможности коррупционных действий (бездействия) при принятии решений, устранит информационный дефицит в порядке предоставления муниципальных услуг и осуществления муниципальных функций, упростит получение различных документов.