АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2015 года N 253


О внесении изменений в Государственную программу Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в Государственную программу Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 490 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы", изменения, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Емельянову В.В.


Губернатор области                                                                                                А.А. Турчак

Приложение
к постановлению Администрации области
от 29.05.2015 N 253


"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 28.10.2013 N 490

     

Государственная программа Псковской области
"Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы


Паспорт
Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы

Ответственный исполнитель Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы (далее - Государственная программа)

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области

Соисполнители Государственной программы

Отсутствуют

Участники Государственной программы

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
Главное государственное управление юстиции Псковской области;
Государственное управление образования Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;
Государственный комитет Псковской области по культуре;
Государственный комитет Псковской области по транспорту;
Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту;
Государственное управление по связи и массовым коммуникациям Псковской области;
профессиональные образовательные организации Псковской области;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;
органы местного самоуправления городских и сельских поселений области

Подпрограммы Государственной программы

"Доступная среда" на 2014-2015 годы; "Дети-инвалиды на 2014-2015 годы"; обеспечивающая подпрограмма

Цель Государственной программы

Формирование условий для устойчивого комплексного развития доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения Псковской области

Задачи Государственной программы

1. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
2. Создание комфортных условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения путем адаптации ряда социально-значимых объектов инфраструктуры, средств транспорта, связи к их нуждам.
3. Совершенствование комплексной реабилитации взрослых инвалидов и детей-инвалидов.
4. Повышение доступности и качества социальных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей

Целевые индикаторы Государственной программы

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Псковской области;
доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Псковской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Псковской области;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Псковской области;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Псковской области

Этапы и сроки реализации Государственной программы

Первый этап: 2014-2015 годы, второй этап: 2016-2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы (бюджетные ассигнования по ОДЦП, включенным в состав программы, и подпрограммам)

Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы составляет 50597,12 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 20537,12 тыс. рублей;
2015 - 30060,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 0,00 рублей;
из них:
средства федерального бюджета - 28033,20 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 7973,20 тыс. рублей;
2015 - 20060,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 0,00 рублей;
средства областного бюджета - 19795,60 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 9795,60 тыс. рублей;
2015 - 10000,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 0,00 рублей;
средства местного бюджета - 2717,32 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 2717,32 тыс. рублей;
2015 - 0,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 0,00 рублей;
внебюджетные источники - 51,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 51,00 тыс. рублей;
2015 - 0,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 0,00 рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

1. Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Псковской области.
2. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления Псковской области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Псковской области.
3. Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Псковской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Преодоление социальной разобщенности и отношенческих барьеров в обществе

     

1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы

     

1.1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, которая предусматривает создание полноценной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни, обязанность государства уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам. Одним из основных направлений государственной политики по выполнению условий Конвенции о правах инвалидов является повышение качества жизни граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, и обеспечение условий для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества.

Областная долгосрочная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 02 сентября 2011 г. N 332, разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297 (далее также - Государственная программа РФ).

Основой для определения целей и задач Государственной программы является утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, одним из приоритетных направлений которой является повышение качества жизни граждан Псковской области, в том числе и маломобильных групп населения, повышение доступности социальных услуг для населения и повышение их качества.

По состоянию на 01 января 2013 года в Псковской области количество инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составляет 62025 человек, что составляет 9,3 % от общего количества жителей региона.

С 2010 по 2013 год наблюдается снижение общего числа людей с инвалидностью на 0,4 % (с 65,5 тыс. человек до 62 тыс. человек).

Несмотря на общую тенденцию к уменьшению численности инвалидов, в Псковской области наблюдается рост числа детей-инвалидов.

Количество детей-инвалидов на 01 января 2013 года составляет 2102 человека, что составляет 2,2 % от численности детского населения региона. По сравнению с 2010 годом количество детей с инвалидностью увеличилось на 0,1% (с 2016 человек до 2102 человек).

Ежегодно в Псковской области признаются впервые инвалидами более 4000 человек, половина из которых - граждане трудоспособного возраста. Данный показатель имеет тенденцию к снижению. Так, в сравнении с 2010 годом количество граждан, впервые признанных инвалидами, к 2012 году уменьшилось на 167 человек (с 4313 человек до 4146 человек).

Количество впервые признанных инвалидов трудоспособного возраста с 2010 по 2012 год уменьшилось на 251 человека (с 2254 человек до 2003 человек), тогда как количество впервые признанных инвалидами граждан пенсионного возраста за указанный период увеличилось на 84 человека (с 2059 до 2143 человек).

В структуре первичной инвалидности за 2012 год доля инвалидов, имеющих III группу инвалидности, составляет 50,2 % (в 2011 году - 48,8%), доля инвалидов, имеющих II группу инвалидности, составляет 26,3 % (в 2011 году - 28,9 %), доля инвалидов, имеющих I группу инвалидности, составляет 17,1 % (в 2011 году - 15,6 %), доля детей-инвалидов составляет 6,5 % (в 2011 году - 6,7 %).

В 2011 и 2012 годах основными причинами установления инвалидности среди взрослых являлись заболевания системы кровообращения (2011 год - 26,4 %, 2012 год - 26,8 %) и злокачественные новообразования (2011 год - 17,2 %, 2012 год - 18,5 %).

Показатели первичной инвалидности по отдельным нозологическим формам заболеваний взрослого и детского населения с учетом особенностей ограничения мобильности распределились следующим образом:

численность инвалидов с болезнями уха и сосцевидного отростка - в 2012 году составляла 0,7 % от общей численности инвалидов, в том числе 0,7 % среди детей-инвалидов (в 2011 году - 0,6 %, в том числе 0,9 % среди детей-инвалидов), из них признаны впервые инвалидами 45 человек, в том числе 8 детей (в 2011 году - 42 человека, в том числе 10 детей), признаны повторно инвалидами 96 человек, в том числе 32 ребенка (в 2011 году - 104 человека, в том числе 41 ребенок);

численность инвалидов с болезнями глаза и его придаточного аппарата в 2012 году составила 3 % от общей численности инвалидов, в том числе 1,2 % среди детей-инвалидов (в 2011 году - 2,9 %, в том числе 0,6 % среди детей-инвалидов), из них признаны инвалидами впервые 180 человек, в том числе 13 детей (в 2011 году - 178 человек, в том числе 7 детей), признаны повторно инвалидами 413 человек, из которых 29 детей (в 2011 году - 367 человек, в том числе 27 детей);

численность инвалидов с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани в 2012 году составила 7,1 % от общей численности инвалидов, в том числе 1,6 % среди детей-инвалидов (в 2011 году - 7,3 %, в том числе 1,6 % среди детей-инвалидов), из них признаны инвалидами впервые 414 человек, в том числе 17 детей (в 2011 году - 436 человек, в том числе 18 детей), признаны инвалидами повторно 901 человек, из которых 20 детей (в 2011 году - 982 человека, в том числе 27 детей);

численность инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения в 2012 году составила 3,7 % от общей численности инвалидов, в том числе 7,4 % среди детей-инвалидов (в 2011 году - 4,1 %, в том числе 8,5 % среди детей-инвалидов), из них признаны инвалидами впервые 302 человека, в том числе 92 ребенка (в 2011 году - 317 человек, в том числе 84 ребенка), признаны инвалидами повторно 1235 человек, из которых 244 ребенка (в 2011 году - 1215 человек, в том числе 239 детей).

В современных условиях России, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Понятие инвалидности включает в себя дисгармонию отношений человека с окружающей средой, проявляющуюся вследствие нарушения здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности.

Социальная политика в отношении инвалидов первоначально во всем мире была основана на принципах "изоляции" и "компенсации". Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода предрассудков. На сегодняшний день этот принцип выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного содержания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь, с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе определениям доступности и доступа. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности. Обязательства, взятые российским государством перед международным сообществом, предусматривают переход от медицинской модели инвалидности к социальной, обеспечивающей им возможность свободно учиться, работать, посещать любые здания и учреждения вне зависимости от физических ограничений.

Проблемы реабилитации инвалидов и интеграции их в социальную среду остаются крайне актуальными в связи с тем, что не могут быть решены усилиями только одного ведомства. Число людей, для которых затруднено использование элементов существующей среды жизнедеятельности, гораздо больше, чем зарегистрированное статистикой количество инвалидов. К таким маломобильным группам населения относятся и престарелые граждане, и люди с временными или постоянными ограничениями двигательных функций, с недостатками физического развития или маленького роста, а также пешеходы с детскими колясками, громоздким багажом. По оценке специалистов, общая численность маломобильных групп населения составляет порядка 20 - 25 % от общего числа жителей любого региона Российской Федерации.

Основной целью Государственной программы является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации, повышение доступности и качества реабилитационных услуг.

К сожалению, современная инфраструктура не приспособлена для людей с ограничениями здоровья. В Псковской области она включает в себя значительное количество объектов с многообразием их функционального назначения, архитектурно-планировочных, конструктивных и территориальных особенностей, различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Ее обустройство - крайне сложная задача, требующая больших финансовых ресурсов, усилий всех служб Псковской области. Опыт экономически развитых стран Европы показывает, что эффективное решение этих проблем занимает десятилетия.

Исходя из анализа проблемы создания условий для доступности объектов и услуг для маломобильных граждан необходимо особо отметить межотраслевой и межведомственной характер взаимодействия.

Для создания доступной среды для интеграции инвалидов необходимо решить основные проблемы социализации инвалидов:

1. Восстановить социальный статус инвалидов путем проведения мероприятий медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации.

2. Обеспечить научно-методическое, кадровое, экономическое, материально-техническое сопровождение интеграции инвалидов.

3. Адаптировать среду к специальным потребностям инвалидов.

Для решения проблемы N 1 необходимо выстроить систему реабилитации инвалидов, направленную на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Современная социальная политика в отношении инвалидов ориентирована преимущественно на прямые денежные выплаты инвалидам в виде пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, предоставление мер социальной поддержки, социальных услуг в соответствии с действующим законодательством.

У инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса.

Немаловажной составляющей процесса утверждения статуса является возможность трудоустройства, ощущение чувства востребованности на рынке труда, а также иметь возможность развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал не только для себя, но и для общества. Потребность участия в спорте, культуре, науке для людей с ограниченными возможностями остается нереализованной.

Нерешенность проблемы N 2 по обеспечению непрерывности и преемственности реабилитационного процесса (медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации) делает процесс по интеграции инвалидов бессистемным.

Анализ состояния профреабилитируемости и социализации инвалидов показывает, что основными причинами сложившейся ситуации являются:

неразвитость системы учреждений профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, отсутствие организационно-экономических связей между учреждениями, оказывающими реабилитационные услуги инвалидам, и преемственности в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов трудоспособного возраста;

отсутствие системы научно-информационного обеспечения для формирования региональной социальной политики в отношении инвалидов;

низкий уровень занятости инвалидов;

недоукомплектованность материально-технической базы имеющихся профреабилитационных учреждений, необеспеченность надлежащими условиями для предоставления реабилитационных услуг;

отсутствие целевых финансовых средств на оказание услуг по реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

При решении проблемы N 3 выявляется целый ряд недостатков в обеспечении доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, в том числе:

отсутствие оперативной и достоверной информации о препятствиях, существующих у инвалидов;

несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;

отсутствие современной стратегии, способствующей обеспечению современных подходов к проектированию доступной среды для инвалидов;

несоответствие выделяемых ресурсов масштабности и сложности задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

В результате решения проблемы по созданию безбарьерной среды будет создана система мониторинга обеспечения комплексной доступности объектов инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан.

В Псковской области осуществляется комплекс мер по социальной поддержке и созданию условий для полноценной интеграции инвалидов в общество.

В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод постановлением Администрации области от 07 августа 2009 г. N 298 создан Совет по делам инвалидов при Администрации области, в состав которого входят представители органов государственной власти и общественных организаций инвалидов. В числе планируемых к рассмотрению на заседаниях данного совещательного органа вопросов - формирование реестра социально значимых приоритетных объектов инфраструктуры для адаптации в целях обеспечения доступности объектов и услуг для маломобильных групп населения.

1.1.1. Взаимодействие с общественными организациями


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»