(с изменениями на 29 июля 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 29.11.2016 N 499-пп, от 31.10.2018 N 512-пп, от 31.03.2020 N 155-пп, от 11.05.2021 N 230-пп, от 30.08.2023 N 810-пп, от 29.07.2024 N 581-пп)
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области" Правительство Архангельской области постановляет:
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 30.08.2023 N 810-пп)
1. Установить, что приоритетные направления развития местного самоуправления в Архангельской области определяются в соответствии:
с Концепцией организации местного самоуправления в Архангельской области;
с Концепцией создания и развития муниципальных округов Архангельской области.
(п. 1 в ред. постановления Правительства Архангельской области от 31.03.2020 N 155-пп)
1.1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию организации местного самоуправления в Архангельской области;
Концепцию создания и развития муниципальных округов Архангельской области.
(п. 1.1 введен постановлением Правительства Архангельской области от 31.03.2020 N 155-пп)
1.2. Установить, что в рамках реализации Концепции организации местного самоуправления в Архангельской области приоритетным для соответствующего муниципального района Архангельской области, на территории которого не осуществляется объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района Архангельской области, и наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа Архангельской области, является сохранение двухуровневой модели организации местного самоуправления с условием:
значительного укрупнения поселений, входящих в состав муниципального района Архангельской области, и определения решаемых поселениями, входящими в состав муниципального района Архангельской области, вопросов местного значения;
возложения на местную администрацию муниципального района Архангельской области исполнения полномочий администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района Архангельской области (за исключением Приморского и Котласского муниципальных районов Архангельской области, административные центры которых являются городскими округами).
(п. 1.2 введен постановлением Правительства Архангельской области от 31.03.2020 N 155-пп)
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области при реализации государственной политики в соответствующих сферах руководствоваться концепциями, предусмотренными пунктом 1.2 настоящего постановления.
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 31.03.2020 N 155-пп)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области при подготовке и принятии решений в сфере организации местного самоуправления муниципального образования Архангельской области руководствоваться концепциями, предусмотренными пунктом 1.2 настоящего постановления.
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 31.03.2020 N 155-пп)
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Губернатора
Архангельской области
А.П.ГРИШКОВ
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 29.11.2016 N 499-пп, от 31.10.2018 N 512-пп, от 31.03.2020 N 155-пп, от 11.05.2021 N 230-пп)
Концепция организации местного самоуправления в Архангельской области (далее - Концепция), разработанная в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), представляет собой систему взглядов, подходов, принципов и приоритетов по организации местного самоуправления в Архангельской области.
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 31.03.2020 N 155-пп)
Концепция определяет ключевые ориентиры для органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, исполнительных органов государственной власти Архангельской области (далее соответственно - органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти), общественных объединений, иных организаций, действующих в сфере местного самоуправления, при реализации полномочий в сфере местного самоуправления и решении вопросов муниципального развития.
Правовой основой разработки Концепции являются:
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ;
Существующая система местного самоуправления в Архангельской области сформировалась в ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, который (за исключением отдельных положений) вступил в силу с 1 января 2006 года.
За период действия Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ существенно изменились социально-экономическая ситуация в Российской Федерации и Архангельской области, законодательство Российской Федерации и межбюджетные отношения.
При этом в местном самоуправлении накопилось немало проблем. Среди основных - дефицит квалифицированных кадров и финансовых ресурсов. Недостаток финансовых средств на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения в Архангельской области во многом обусловлен высоким уровнем дефицита и дотационным характером как областного, так и местных бюджетов, финансовые возможности которых существенно ограничены.
Проблема практически каждого муниципального образования Архангельской области (далее - муниципальное образование) - отсутствие кадров. Низкий уровень подготовки специалистов отражается на каждой из сфер деятельности муниципального образования. Это касается муниципального нормотворчества, оказания муниципальных услуг, решения вопросов местного значения, отношений с контрольными и надзорными органами. Одним из основных инструментов в решении проблем, касающихся кадрового обеспечения органов местного самоуправления, является резерв управленческих кадров, работа по формированию которого в каждом муниципальном образовании требует повышенного внимания.
Географическое расположение, большая площадь территории, низкая плотность населения, низкая транспортная доступность, большая протяженность отопительного периода оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Архангельской области, создавая определенные трудности в реализации органами местного самоуправления своих полномочий.
Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года в качестве важнейшей задачи определил уточнение общих принципов организации местного самоуправления и развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.
С принятием федеральных законов от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ) и от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ) наступил новый этап развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Значительными полномочиями в сфере организации местного самоуправления наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по разграничению полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, определению структуры органов местного самоуправления. Ранее данные полномочия были урегулированы в законодательстве Российской Федерации либо решались муниципальными образованиями самостоятельно.
Изложенные обстоятельства требуют нового концептуального подхода и формирования системных ориентиров в сфере организации местного самоуправления для органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления. Наличие указанных вызовов предопределило необходимость систематизации работы в данном направлении и формирования единого документа - концепции.
Целью Концепции является совершенствование института местного самоуправления в Архангельской области для обеспечения его эффективной деятельности как необходимого условия улучшения качества жизни населения.
Приоритетными задачами деятельности органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления по достижению поставленной цели являются:
1) совершенствование структуры органов местного самоуправления;
2) совершенствование территориальной организации местного самоуправления;
3) повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
1) единство целей, направлений, задач и механизмов реализации государственной политики в сфере местного самоуправления;
2) определение органами государственной власти Архангельской области моделей организации местного самоуправления в Архангельской области, обеспечивающих функционирование единой системы управления в Архангельской области;
3) преемственность государственной политики в сфере местного самоуправления в ходе реализации органами государственной власти Архангельской области полномочий в сфере организации местного самоуправления;
4) взаимодействие территориальных органов федеральных органов государственной власти на территории Архангельской области, органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления в сфере местного самоуправления;
5) невмешательство органов государственной власти Архангельской области в компетенцию органов местного самоуправления;
6) учет мнения населения при решении вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения соответствующих территорий.