ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2020 года N 155-пп


О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 2 июня 2015 года N 200-пп



В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом "а" статьи 31.2 и статьей 40 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области" Правительство Архангельской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Архангельской области от 2 июня 2015 года N 200-пп "Об утверждении Концепции организации местного самоуправления в Архангельской области на 2015 - 2020 годы".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ



Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 31.03.2020 N 155-пп



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 2 ИЮНЯ 2015 ГОДА N 200-ПП


1. Наименование изложить в следующей редакции:


"О РАЗВИТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"



2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Установить, что приоритетные направления развития местного самоуправления в Архангельской области определяются в соответствии:


с Концепцией организации местного самоуправления в Архангельской области;


с Концепцией создания и развития муниципальных округов Архангельской области.".


3. Дополнить пунктами 1.1 и 1.2 следующего содержания:


"1.1. Утвердить прилагаемые:


Концепцию организации местного самоуправления в Архангельской области;


Концепцию создания и развития муниципальных округов Архангельской области.


1.2. Установить, что в рамках реализации Концепции организации местного самоуправления в Архангельской области приоритетным для соответствующего муниципального района Архангельской области, на территории которого не осуществляется объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района Архангельской области, и наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа Архангельской области, является сохранение двухуровневой модели организации местного самоуправления с условием:


значительного укрупнения поселений, входящих в состав муниципального района Архангельской области, и определения решаемых поселениями, входящими в состав муниципального района Архангельской области, вопросов местного значения;


возложения на местную администрацию муниципального района Архангельской области исполнения полномочий администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района Архангельской области (за исключением Приморского и Котласского муниципальных районов Архангельской области, административные центры которых являются городскими округами).".


4. В пунктах 2 и 3 слово "Концепцией" заменить словами "концепциями, предусмотренными пунктом 1.2 настоящего постановления.".


5. В Концепции организации местного самоуправления в Архангельской области на 2015 - 2020 годы, утвержденной указанным постановлением:


1) в наименовании и по тексту слова "на 2015 - 2020 годы" исключить;


2) в последнем абзаце пункта 2 раздела "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления" слова "(за исключением муниципальных образований "Приморский муниципальный район" и "Котласский муниципальный район", административный центр которых является городским округом)" заменить словами "(за исключением Приморского и Котласского муниципальных районов Архангельской области, административные центры которых являются городскими округами)".


6. Дополнить Концепцией создания и развития муниципальных округов Архангельской области следующего содержания:

"Утверждена
постановлением Правительства
Архангельской области
от 02.06.2015 N 200-пп


КОНЦЕПЦИЯ

СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ



I. Основные положения



Настоящая Концепция создания и развития муниципальных округов Архангельской области (далее - муниципальный округ) разработана в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), статьей 40 Устава Архангельской области и представляет собой систему взглядов, подходов, принципов и приоритетов работы по формированию в Архангельской области условий для создания и развития муниципальных округов как нового типа муниципальных образований.


Анализ территориальной организации местного самоуправления в Архангельской области, основные подходы и направления ее развития, изложенные в настоящей Концепции, последовательно развивают и дополняют положения Концепции организации местного самоуправления в Архангельской области на 2015 - 2020 годы, изначально утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 2 июня 2015 года N 200-пп (далее - Концепция на 2015 - 2020 годы).


Настоящая Концепция направлена на формирование в Архангельской области условий для создания и развития муниципальных округов в целях:


обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Архангельской области (далее - муниципальные образования) и повышения качества жизни их жителей;


повышения эффективности муниципального управления в целях создания условий для обеспечения качественного решения органами местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) вопросов местного значения;


сокращения уровня дифференциации в социально-экономическом состоянии (развитии) муниципальных образований.


Заложенные в настоящей Концепции подходы к дальнейшему совершенствованию территориальной организации местного самоуправления определяют видение новой системы территориальной организации местного самоуправления в Архангельской области на долгосрочную перспективу. Такие подходы к территориальной организации местного самоуправления обусловлены Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ) и предусмотренным в части 2 статьи 2 указанного федерального закона переходным периодом до 1 января 2025 года.


Настоящая Концепция определяет ключевые ориентиры для органов местного самоуправления, исполнительных органов государственной власти Архангельской области (далее - исполнительные органы) и иных государственных органов государственной власти Архангельской области, общественных объединений и иных организаций, действующих в сфере местного самоуправления, при переходе к организации такого типа муниципальных образований как муниципальные округа.


Создание муниципальных округов осуществляется на основе инициативы органов местного самоуправления и с учетом мнения населения соответствующих территорий.


II. Анализ развития территориальной организации

местного самоуправления в Российской Федерации

и Архангельской области в 2007 - 2019 годах



Действующая система местного самоуправления в Архангельской области сформировалась в ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, концепция которого предусматривала переход к введению на сельской территории двухуровневой системы местного самоуправления - сельских (городских) поселений, объединенных в муниципальные районы.


Основным критерием создания сельского поселения изначальная концепция Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (пункт 11 части 1 статьи 11) предусматривала пешеходную доступность до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Именно этот подход был заложен в основу определения статуса и границ муниципальных образований при разработке и принятии областного закона от 23 сентября 2004 года N 258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области".


Уже в ходе начала реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ было скорректировано его содержание и критерий пешеходной доступности не стал являться обязательным в связи с тем, что Федеральным законом от 28 декабря 2004 года N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в пункт 11 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ включено словосочетание "как правило".


Такое изменение концепции Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ позволило еще до его вступления в силу с 1 января 2006 года и окончания переходного периода при установлении статуса и границ территорий муниципальных образований сократить количество вновь создаваемых сельских поселений на территориях муниципальных районов.


В Архангельской области такие решения приняты применительно к Няндомскому муниципальному району (создано три поселения), Котласскому муниципальному району (создано четыре поселения, областным законом от 2 марта 2005 года N 3-2-ОЗ количество сельских поселений уменьшено на два поселения), Виноградовскому муниципальному району (областным законом от 3 марта 2005 года N 15-2-ОЗ количество сельских поселений уменьшено на пять), Каргопольскому муниципальному району (областным законом от 26 апреля 2005 года N 23-3-ОЗ количество сельских поселений уменьшено на шесть), Онежскому муниципальному району (областным законом от 26 апреля 2005 года N 24-3-ОЗ количество сельских поселений уменьшено на девять).


Отсутствие реальной способности осуществлять местное самоуправление на территориях небольших городских и сельских поселений вследствие отсутствия необходимых для этого ресурсов (кадровых, финансовых, имущественных и иных) и изменение концепции Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ вызвало процесс укрупнения городских и сельских поселений.


Основной целью укрупнения муниципальных образований являлось повышение эффективности муниципального управления, оптимизация местных бюджетов, укрупнение кадрового потенциала и привлечение квалифицированных кадров.


Взвешенный подход к укрупнению поселений дает возможность добиться относительного "выравнивания" территорий с точки зрения их бюджетной обеспеченности. При рассмотрении возможности объединения одним из критериев для вновь образуемых поселений считается повышение доли собственных доходов в общем объеме доходов вновь образуемого поселения.


Сокращение количества сельских поселений положительным образом сказывается на управляемости и мобильности местной власти, позволяет в дальнейшем сэкономить организационные и финансовые ресурсы на проведение выборов.


При укрупнении муниципальных образований сокращаются расходы на управление и средства местного бюджета высвобождаются для решения проблем муниципального образования, его дальнейшего развития. Укрупнение поселений позволяет уменьшить численность муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления. При этом в каждом вновь образованном поселении штат сотрудников местной администрации, наоборот, несколько увеличится, что позволит эффективнее распределить увеличивающиеся обязанности и нагрузку между муниципальными служащими и иными работниками местной администрации.


Практика реализации реформы местного самоуправления показала, что в маленьких поселениях наиболее актуальны проблемы реальной способности органов местного самоуправления решать вопросы местного значения. Как правило, на территории таких поселений нет своих собственных производств, ресурсной базы, а значит, нет и налогооблагаемой базы. При этом в штате местной администрации сельского поселения состоит по 5 - 6 муниципальных служащих, а также глава муниципального образования и депутаты представительного органа муниципального образования. В результате в некоторых сельских поселениях удельный вес расходов на содержание управленческого аппарата достигает 70 - 90 процентов местного бюджета.


Начиная с 2007 года в субъектах Российской Федерации начался процесс совершенствования территориальной организации местного самоуправления, основную тенденцию которого составляло укрупнение поселений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»