Современная государственная политика в сфере образования направлена на модернизацию российского образования. Главное -обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образования. Основным условием конкурентоспособности страны является инновационный путь развития экономики. В свою очередь, развитие экономики невозможно без инвестиций в человека, в образование.
Одна из главных задач модернизации образования - повышение качества образования. Качество образования признается как многоаспектная категория, интегральная характеристика системы образования, комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, развития и становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса - это критерий эффективности деятельности образовательной организации, основным результатом работы которой являются качественно подготовленные выпускники. Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал.
В современном социуме, где знания, уровень интеллектуального развития его членов становится ключевым стратегическим ресурсом, определяющим фактором развития экономики и становления новых общественных отношений, значительно повышается статус образования, формируются новые требования к его уровню и качеству. Образование сегодня, как никогда ранее, должно быть направлено не на обеспечение процесса, а на достижение современных образовательных результатов, в том числе экономических и социальных.
Государственная программа подготовлена с учетом целей и задач, представленных в следующих правовых актах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 2227-р;
план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"»;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года N 61;
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ Президента от 07 мая 2012 года N 597);
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (далее - Указ Президента от 07 мая 2012 года N 599).
Приоритетные направления государственной политики в сфере образования Архангельской области (далее - сфера образования) определены следующими правовыми актами Архангельской области;
Комплексом мер по модернизации системы общего образования в Архангельской области в 2013 году и на период до 2020 года, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 19 февраля 2013 года N 50-пп;
планом мероприятий по достижению целевых показателей социально-экономического развития Архангельской области, установленных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596- 602 и 606 на 2013 -2015 годы, утвержденным распоряжением Губернатора Архангельской области от 25 февраля 2013 года N 135-р;
планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки Архангельской области», утвержденным распоряжением Правительства Архангельской области от 13 марта 2013 года N 60-рп.
В соответствии с указанными правовыми актами Архангельской области к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования относятся:
обеспечение доступности и качества дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам социально-экономического развития;
повышение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа), детей с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение потребностей экономики Архангельской области в квалифицированных кадрах ей средним профессиональным образованием;
создание условий для предоставления качественных услуг в сфере образования;
модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества, через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность;
создание условий для развития научного потенциала посредством научного сопровождения основных направлений социально-экономического развития Архангельской области;
адресная поддержка работ, осуществляемых исследователями и научными коллективами, способными на выполнение научных исследований, проводимых в интересах Архангельской области;
обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного, общего и дополнительного образования детей посредством строительства и капитального ремонта объектов инфраструктуры системы образования в Архангельской области.