ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2014 года N 207-п
О внесении изменений в постановление Правительства области от 10.10.2011 N 770-п
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-ри приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 10.10.2011 N 770-п "Об областной целевой программе "Доступная среда" на 2012-2015 годы"следующие изменения:
1.1. В заголовке слова "Об областной целевой" заменить словами "О региональной".
1.2. В преамбуле слова "постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"" заменить словами "распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р".
1.3. В пункте 1 слова "областную целевую" заменить словом "региональную".
1.4.Областную целевую программу "Доступная среда" на 2012- 2015 годы, утверждённую постановлением, изложитьв новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 10.10.2011 N 770-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 14.03.2014 N 207-п)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ярославской области"Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
ПаспортПрограммы
Наименование | региональная программа Ярославской области "Доступная среда" на 2012-2015 годы | |
Основания для | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденнаяраспоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р ; | |
Куратор | заместитель Губернатора области Сенин Александр Николаевич, тел. 40-09-06 | |
Ответственный исполнитель | департамент труда | первый заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Аминов Дмитрий Владимирович, |
Соисполнители Программы | департамент здравоохранения и фармации Ярославской области | начальник информационно-аналитического отдела департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Белякова Светлана Витальевна, |
департамент образования Ярославской области | заместитель директора департамента образования Ярославской области Сумеркина Вера Михайловна, тел. 74-60-44 | |
департамент информатизации и связи Ярославской области | заместитель директора департамента информатизации и связи Ярославской областиШишов Игорь Леонидович, | |
агентство по делам молодежи Ярославской области | начальник отдела социальных программ и молодежных учреждений агентства по делам молодежи Ярославской области Сычев Сергей Васильевич, | |
агентство по физической культуре и спорту Ярославской области | главный специалист организационно-правового отдела агентства по физической культуре и спорту Ярославской области Кузьмин Михаил Михайлович, тел. 40-02-75 | |
агентство транспорта Ярославской области | главный специалист отдела организации пассажирских перевозок агентства транспорта Ярославской области Коржова Ирина Михайловна, | |
департамент строительства Ярославской области | главный специалист отдела мониторинга и планирования развития территорий комитета градостроительного развития департамента строительства Ярославской области Дубова Анастасия Александровна, | |
департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области | заместитель председателя комитета инфраструктуры - начальник отдела инфраструктуры департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области Мурашов Алексей Владимирович, | |
департамент культуры Ярославской области | главный специалист отдела развития отрасли департамента культуры Ярославской области Николаева Елена Николаевна, | |
департамент государственной службы занятости населения Ярославской области | начальник отдела кадровой и административно-хозяйствен-ной работы департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Антонова Елена Николаевна, тел. 32-15-34 | |
управление массовых коммуникаций Правительства области | заместитель начальника управления массовых коммуникаций Правительства области Катков Александр Александрович, | |
Цель | обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Ярославской области | |
Задачи | совершенствование нормативно-правовой и организационной осн овы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ярославской области; | |
Целевые | доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов; | |
Срок и этапы | 2012-2015 годы. | |
Объемы | - общий объем финансирования реализации Программы составляет 705778,4629 тыс.рублей, из них: | |
Ожидаемые | в результате реализации мероприятий Программы ожидается: |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными методами
Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р, приказомМинистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", постановлением Правительства области от 03.05.2011 N 342-п "О концепции областной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы".
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества граждан с ограниченными возможностями.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" (далее - Конвенция ООН), что фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
В положениях Конвенции ООН отражена необходимость принятия надлежащих мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым для населения или предоставляемым ему наравне с другими гражданами. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, ограничивающих доступность среды жизнедеятельности, должны распространяться в частности:
- на здания, дороги, транспорт и другие объекты;
- на социальные программы и услуги, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов;
- на информационные, коммуникационные и другие службы.
Основным критерием доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является снижение степени ограничения жизнедеятельности, выражающейся в способности к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю за своим поведением, обучению и способности к трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с одной стороны, и способности среды адаптироваться к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.
Доступность среды жизнедеятельности зависит от степени доступа к ней следующих групп населения:
люди с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления);
люди с нарушением функции органа зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;
люди с нарушением функции органов слуха и речи;
люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды.
Также кМГН можно отнести престарелых людей, маленьких детей, людей с грудными детьми в колясках, граждан с временным расстройством здоровья и других лиц.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на недостаточном уровне.
В Ярославской области проживают более 143000 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 3000 детей-инвалидов (около 2500 детей находятся на учете по поводу психических заболеваний, около 600 детей с диагнозом детский церебральный паралич); около 3000 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления); более 3000 инвалидов с дефектами органа зрения; более 2000 инвалидов по слуху и речи.
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. В среднем инвалиды составляют около 11 процентов населения области.
Численность лиц старше трудоспособного возраста составляет 381 тысячу человек, или 27 процентов от населения области.
Мероприятия по созданию условий доступной среды для инвалидов и других МГН на территории области проводятся в рамках различных областных и ведомственных целевых программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований области с привлечением бюджетных средств и средств собственников и арендаторов объектов.
В настоящее время на территории области наблюдается стабилизация роста инвалидизации населения.
Численность граждан, впервые признанных инвалидами
(на конец года, тыс. человек)
Процесс стабилизации ситуации выражается в следующем:
- отмечается уменьшение количества повторных освидетельствований как среди взрослого, так и среди детского населения. Соотношение освидетельствования взрослого и детского населения практически не меняется;
- выросли показатели реабилитации для взрослого населения, но снизились для категории детей-инвалидов;
- суммарный показатель утяжеления групп инвалидности меняется незначительно и имеет тенденцию к медленному снижению;
- показатель первичной инвалидности на 10 тысяч взрослого населения составил 105,9, что на 6,1 ниже, чем в 2009 году;
- отмечается снижение уровня инвалидности в трудоспособном возрасте.
Достигнутые результаты являются следствием совершенствования уровня и качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и их реабилитации, реализации решений по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, повышению уровня их социально-экономического положения.
Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем остается неприспособленной для инвалидов.
Также активность данной категории граждан ограничивают психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе, информационные барьеры, обусловленные отсутствием необходимой информации в различных областях знаний, социальные барьеры, связанные с непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми.
Нерешенность данной проблемы порождает серьезные социально-экономические последствия, решение которых возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов и других МГНжилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи, информации.
Многие инвалиды практически изолированы в своих квартирах из-за отсутствия в подъездах домов специальных пологих спусков (пандусов), из-за невозможности безопасного перемещения по улицам в связи с отсутствием световых табло, светофоров со звуковым сопровождением, иных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленностью общественного транспорта к нуждам инвалидов. Таким образом, большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусов, звуковых и световых указателей) недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН остается актуальной на всей территории Ярославской области.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации (независимо от организационно-правовых форм) должны обеспечивать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также возможность беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Исходя из положений указанного Федерального закона, одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Ярославской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости.
В соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нацеленными на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других МГН при посещении административных зданий и служебных помещений, проведен мониторингна территории муниципальных образований области. По итогам мониторинга выявлены основные проблемы, связанные с формированием доступной среды для инвалидов: более 2 тысяч зданий жилого фонда, в которых проживают инвалиды-колясочники, требуют оснащения специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими свободное перемещение инвалидов; количество объектов социальной инфраструктуры, не отвечающих требованиям безбарьерной среды для жизнедеятельности, приближается к 3 тысячам; около 2 тысяч инвалидов трудоспособного возраста нуждаются в трудоустройстве; недостаточный уровень доступности гарантированных государством услуг в сфере образования и занятости, здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры и спорта, транспорта, информации и связи; низкий уровень охвата социально-реабилитационными мероприятиями, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.
Актуальной является проблема постоянного мониторинга уровня доступности объектов социальной сферы и транспортной инфраструктуры. Должны быть созданы и систематически действовать межведомственные муниципальные комиссии и областная комиссия по обследованию инфраструктуры городов и поселков.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия: