ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 мая 2011 года N 342-п

О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2012 - 2015 ГОДЫ

  

В целях формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения доступности и качества государственных услуг в области реабилитации инвалидов и их интеграции в полноценные общественные отношения, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" и в соответствии с постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа).

2. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области совместно с органами исполнительной власти области и структурными подразделениями аппарата Правительства области обеспечить разработку проекта Программы и в срок до 30 сентября 2011 года представить его на утверждение Правительству области.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ




Утверждена
постановлением
Правительства области
от 03.05.2011 N 342-п

КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2012 - 2015 ГОДЫ

1. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2012 - 2015 ГОДЫ


Концепция областной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".

В Программе ставится задача повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, формирования к 2015 году условий для устойчивого развития доступной среды для граждан с ограниченными возможностями, проживающих на территории Ярославской области.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества граждан с ограниченными возможностями.

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов", что фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

В положениях указанной Конвенции ООН отражена необходимость принятия надлежащих мер по обеспечению инвалидов наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

- на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

- на социальные программы и услуги, включая реабилитацию;

- на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.

Основными критериями доступности среды для инвалидов являются, с одной стороны, снижение уровня ограничения жизнедеятельности, выражающейся способностью к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с другой, - способность среды адаптироваться к возможностям и потребностям жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.

Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения. При этом наиболее характерными по особенностям взаимодействия с окружающей средой являются четыре основные группы (категории) инвалидов:

с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.);

с дефектами органов зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;

с дефектами органов слуха и речи;

люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды.

Также в эту группу, кроме инвалидов, можно отнести престарелых немощных людей, маленьких детей, людей с грудными детьми в колясках, граждан с временным расстройством здоровья и т.д.

Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на низком уровне.

В Ярославской области проживают более 143000 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 3000 - дети-инвалиды (около 2500 детей находятся на учете по поводу психических заболеваний, около 600 детей с диагнозом детский церебральный паралич); около 3000 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.); более 3000 - инвалиды с дефектами органов зрения; более 2000 инвалидов по слуху и речи.

Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. В среднем инвалиды составляют около 11 процентов населения области.

Численность лиц старше трудоспособного возраста составляет 381 тысячу человек, или 27 процентов от населения области.

Мероприятия по созданию условий доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории области проводятся в рамках различных областных и ведомственных целевых программ органов исполнительной власти области, программ социально-экономического развития муниципальных образований области с привлечением бюджетных средств и средств собственников и арендаторов.

В настоящее время на территории области наблюдается стабилизация роста инвалидизации населения.


Рис. 1. Численность граждан, впервые признанных инвалидами (на конец года; тыс. человек)*

________________

     * Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Процесс стабилизации ситуации выражается в следующем:

- отмечается уменьшение количества повторных освидетельствований как среди взрослого, так и детского населения. Соотношение освидетельствования взрослого и детского населения практически не меняется;

- выросли показатели реабилитации среди взрослого населения, но снизились для категории детей-инвалидов;

- суммарный показатель утяжеления групп инвалидности меняется незначительно и имеет тенденцию к медленному снижению;

- показатель первичной инвалидности на 10 тысяч взрослого населения составил 105,9, что на 6,1 ниже чем в 2009 году;

- отмечается снижение уровня инвалидности в трудоспособном возрасте.

Также об относительной стабилизации ситуации свидетельствуют данные по причинам первичной инвалидности:

 Причины инвалидности            

 2008 г.

 2009 г.

 2010 г.

Вследствие общего заболевания              

 97,6%  

 98,0%  

 98,1%  

Инвалидность с детства                     

 0,62%

 0,64%

 0,40%

Из числа бывших военнослужащих             

 1,15%

 0,91%

 1,10%

Вследствие трудового увечья и

профессиональных заболеваний               

 0,65%

 0,43%

 0,40%

Из числа участников ликвидации последствий

радиационных аварий и катастроф            

 0,009%

 0,008%

 0,0%  


Достигнутые результаты являются следствием совершенствования уровня и качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и их реабилитации, реализации решений по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, повышению уровня их социально-экономического положения.

Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем остается не приспособленной для инвалидов.

Также активность данной категории граждан ограничивают психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе; информационные барьеры, обусловленные отсутствием необходимой информации в различных областях знаний; социальные барьеры, связанные с непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми.

Нерешенность данной проблемы порождает серьезные социально-экономические последствия, решение которых возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи, информации и т.д.

По итогам мониторинга, проведенного в 2010 году на территории муниципальных образований области, выявлены основные проблемы, связанные с формированием доступной среды для инвалидов: более 2 тысяч зданий жилого фонда, в которых проживают инвалиды-колясочники, требуют оснащения специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими свободное перемещение инвалидов; количество объектов социальной инфраструктуры, не отвечающих требованиям безбарьерной среды для жизнедеятельности, приближается к 3 тысячам; около 2 тысяч инвалидов трудоспособного возраста нуждаются в трудоустройстве; недостаточный уровень доступности гарантированных государством услуг в сфере образования и занятости, здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры и спорта, транспорта, информации и связи; низкий уровень охвата социально-реабилитационными мероприятиями, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.

Актуальной является проблема постоянного мониторинга уровня доступности объектов социальной сферы и транспортной инфраструктуры. Должны быть созданы и систематически действовать межведомственные муниципальные и областная комиссия по обследованию инфраструктуры городов и поселков.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;

ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

SWOT-анализ ситуации, связанной с созданием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, проживающих на территории Ярославской области, указан в приложении 1 к Программе.

Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется следующими причинами:

- масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности;

- комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников; реализация соответствующего комплекса мероприятий;

- межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных объединений, некоммерческих организаций;

- длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления работ и комплекса мероприятий, взаимосвязанных по целям и задачам.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, КУРАТОР И ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ


Программа имеет следующие цели:

- цель 1 - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

совершенствование региональной нормативно-правовой базы с учетом требований доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения;

паспортизация приоритетных объектов в соответствии с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (проектирование планируемых изменений объектов) и разработка проектно-сметной документации;

формирование карт доступности объектов и услуг на территории каждого муниципального образования области (графическое отображение состояния доступности объектов и услуг на карте муниципального образования области с возможностью предоставления информации о маршрутах передвижения и местах получения справочной информации об особенностях предоставления услуг);

реализация изменений приоритетных объектов в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией;

внедрение современных технологий в процесс предоставления услуг с целью повышения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»