АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2014 года N 69
О внесении изменений в постановление Администрации края от 05.10.2012 N 523
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Алтайского края от 29.11.2023 N 453.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Администрации края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края" постановляю:
внести в постановление Администрации края от 05.10.2012 N 523 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы" (в редакции от 09.01.2013 N 2, от 01.03.2013 N 103, от 16.08.2013 N 454, от 04.10.2013 N 515, от 25.12.2013 N 693) следующие изменения:
в наименовании и пункте 1 постановления слова "долгосрочная целевая программа" в соответствующем падеже заменить словами "государственная программа Алтайского края" в соответствующем падеже;
долгосрочную целевую программу "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы, утвержденную указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Алтайского края А.Б.КАРЛИН
Приложение
к Постановлению
Администрации края
от 21 февраля 2014 г. N 69
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
Паспорт государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы
Ответственный исполнитель программы | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
Участники программы | управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям; |
Подпрограммы программы | подпрограмма 1 "Развитие подотрасли растениеводства" на 2013 - 2020 годы (приложение 1); |
Цели программы | повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития приоритетных подотраслей, обеспечения воспроизводства и повышения эффективности использования земельных и других ресурсов; |
Задачи программы | стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции; |
Индикаторы и показатели программы | индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); |
Сроки реализации программы | 2013 - 2020 годы |
Объемы финансирования программы | общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы (далее - "Программа") за счет всех источников составит 37735290,5 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), из них: |
Ожидаемые результаты реализации программы | увеличение в 2020 году по отношению к 2012 году производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на 47,2%, в т.ч. продукции растениеводства - на 81,8%, продукции животноводства - на 15,4%; |
1. Общие положения
Программа определяет цели, задачи и направления развития сельскохозяйственного производства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Объектом Программы является сельское хозяйство, которое рассматривается в качестве ведущей системообразующей сферы экономики края, формирующей агропродовольственный рынок, обеспечивающей продовольственную и экономическую безопасность, определяющей трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Предметом регулирования Программы являются условия развития сельского хозяйства Алтайского края.
В настоящей Программе используются следующие определения:
сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"), осуществляемой гражданами, проживающими на территории Алтайского края;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы - зарегистрированные на территории Алтайского края перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные потребительские кооперативы, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
крестьянские (фермерские) хозяйства - хозяйства, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
племенные хозяйства - сельскохозяйственные товаропроизводители, обладающие высокоценным маточным поголовьем и имеющие свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре, выданные Минсельхозом России;
научные и образовательные организации - организации, осуществляющие деятельность в сфере научных исследований и образования.
Нормативная правовая база разработки Программы:
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
постановление Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 года N 420 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы";
постановление Администрации Алтайского края от 25 июня 2012 года N 330 "Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края на период до 2025 года".
Перечень подпрограмм установлен в соответствии с задачами, определенными основополагающими документами в части развития агропромышленного комплекса, а именно: увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по тем направлениям аграрного производства, рентабельность которых недостаточна для их самостоятельного эффективного развития.
Структура и перечень подпрограмм соответствуют принципам программно-целевого управления экономикой и охватывают основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка, технико-технологическое и информационное обеспечение отрасли, развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
Состав подпрограмм рассчитан на комплексное развитие аграрного сектора агропромышленного комплекса и его основных сфер, получение высокого синергетического эффекта в целом по экономике региона.
2. Общая характеристика сферы реализации Программы
Алтайский край является одним из крупнейших в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации аграрных регионов. Его агропромышленный комплекс не только полностью удовлетворяет потребность населения края в основных видах сельскохозяйственной продукции и продовольствия, но и обеспечивает продовольственную безопасность других территорий страны.
Сельское хозяйство играет важную роль в формировании экономики края и уклада жизни населения. На его долю приходится более 18% валового регионального продукта против 6 - 7% по России. В сельской местности проживает более 45% населения края. Обладая огромным сельскохозяйственным потенциалом, Алтайский край занимает первое место в России по площади пашни (6,5 млн га), 4-е место - по поголовью крупного рогатого скота, которое насчитывает более 830 тыс. голов.
По объему производства валовой продукции сельского хозяйства край находится на 1-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. По итогам 2013 года на его долю приходится более 5% российского производства зерна, 4% маслосемян подсолнечника, 12% льна-долгунца, 4,4% молока, 3% картофеля, около 3% мяса и яиц, около 2% сахарной свеклы и овощей.
Значителен вклад Алтайского края в решение проблемы продовольственной безопасности страны. За пределы региона ежегодно вывозится 85% производимой крупы, около 70% муки и жирного сыра, 60% макаронных изделий, более 30% молоко- и мясопродуктов. Поставляемые на инорегиональные рынки качественные и недорогие по сравнению с импортными аналогами продукты питания опосредованно являются социальной помощью населению других субъектов Российской Федерации.
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в крае был обеспечен рост производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов. Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2006 - 2013 годы составил 147,3%, в том числе в растениеводстве - 157,7%, в животноводстве - 130,4%. Несмотря на отрицательное воздействие засухи 2008, 2011 и 2012 годов, среднегодовые темпы прироста объемов производства в отрасли сложились на уровне 6% (в среднем по России - 4,2%). Во многом это обеспечено благодаря успешной реализации ряда высокотехнологичных инвестиционных проектов, технической модернизации производства и совершенствованию деятельности крупных агропромышленных формирований.
2012 год стал одним из самых сложных в развитии сельского хозяйства края за последние 60 лет. Из-за аномальной засухи пострадало в сильной степени более 3,0 млн га посевов сельскохозяйственных культур, полностью погибло более 749 тыс. га, ущерб, причиненный крестьянам, по прямым затратам составил порядка 2,0 млрд рублей. Негативные природно-климатические условия отрицательно сказались на экономических результатах развития отрасли. По итогам 2012 года объем чистой прибыли сельскохозяйственных организаций в сравнении с 2011 годом сократился более чем на 40% и составил 2,9 млрд рублей, уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций края сложился в пределах 9% (в Российской Федерации - 14,6%). Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем числе (657 организаций) составил 74,3%, среди крупных и средних сельхозорганизаций (225 организаций) - 78,8%.
Последствия засухи 2012 года в большей степени отразились на развитии молочного скотоводства. В условиях недостатка кормов потребовалось приложить серьезные усилия, для того чтобы не допустить значительного падения поголовья крупного рогатого скота и сохранить его продуктивные качества. В целом это удалось. В рейтинге регионов России по итогам 2013 года край сохранил 4 место по поголовью крупного рогатого скота и 3 место по объемам производства молока. В хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота на 01.01.2014 насчитывало более 830 тыс. голов, в том числе коров - более 367 тыс. голов. По итогам года обеспечен рост поголовья специализированного мясного скота, свиней и овец. Производство молока составило 1364 тыс. тонн, скота и птицы на убой - 336 тыс. тонн (102,6% к 2012 г.).
Погодные условия 2013 года были не самыми благоприятными для развития растениеводства, тем не менее технические возможности хозяйств края позволили собрать хороший урожай. Валовой сбор зерна в весе после доработки составил 4,9 млн тонн (4 место среди регионов Российской Федерации), подсолнечника - 420,0 тыс. тонн (10 место), сахарной свеклы - 661,3 тыс. тонн (13 место).
По итогам 2013 года сельскохозяйственные организации получили около 4 млрд рублей чистой прибыли, их рентабельность составила 11,4%, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в их общем числе сложился на уровне 88,4%. За 2008 - 2012 годы в основной капитал сельского хозяйства крупными и средними организациями инвестировано 27,8 млрд рублей, что в 2,8 раза выше, чем в 2004 - 2007 годах. Сохраняется устойчивая тенденция роста заработной платы в отрасли, благодаря чему ее соотношение со средним уровнем заработной платы по всем видам экономической деятельности увеличилось до 69%.
В качестве приоритета аграрной политики в крае рассматривается устойчивое развитие сельских территорий. С 2003 года в это направление было инвестировано порядка 7,5 млрд рублей. Более 40% средств направлено на улучшение жилищных условий в сельской местности. В итоге почти 6 тысяч сельских семей, из которых более 40% - это семьи молодых специалистов, переселились в новые дома. Введено в эксплуатацию 615 км газовых сетей, 400 км внутрипоселковых водопроводов, почти 370 км линий электропередачи, построено 77 км сельских автомобильных дорог. Реализация мероприятий по социально-инженерному обустройству сельских территорий ведется в тесной увязке с проектами развития производственной инфраструктуры, что повышает эффективность использования бюджетных средств.
Комплексный подход к развитию сельских территорий дает серьезный импульс росту агропромышленного производства и способствует повышению качества жизни и доходов сельского населения края. В то же время в отрасли сохраняется неустойчивый характер динамики объемов производства продукции растениеводства, отмечается снижение темпов инвестиционной активности в АПК и нестабильность финансового положения аграрных предприятий, что прежде всего обусловлено влиянием неблагоприятных погодных условий.
Необходимость проведения технической и технологической модернизации и интенсификации аграрного производства привела к росту объемов привлекаемых кредитов и усилила финансовую зависимость сельскохозяйственных организаций. За 2007 - 2013 годы объем привлеченных сельскохозяйственными организациями кредитов и займов вырос более чем в 3 раза, а расходы на их обслуживание и погашение удвоились. Доля краткосрочных кредитов в финансировании материальных затрат сельхозорганизаций края за указанный период выросла с 28% до 58%, коэффициент финансовой независимости (доля собственного капитала в его общем объеме) варьировал в пределах 43 - 40%.
Недостаточные темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли в целом обусловлены:
сохраняющимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
недостаточными темпами технологической модернизации аграрного производства;
нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
слабым развитием страхования рисков в сельском хозяйстве;
медленными темпами социального развития сельских территорий, ухудшением социально-демографической ситуации, оттоком трудоспособного населения, сокращением сельской поселенческой сети, дефицитом квалифицированных кадров;