УКАЗ
от 12 октября 2011 года N 979
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 15.12.2017 N 2280.
____________________________________________________________________
(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 13.03.2013 N 1929, от 26.12.2013 N 2417, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2801, от 25.12.2014 N 249, от 20.10.2015 N 760, от 05.09.2016 N 1383, от 17.07.2017 N 2025)
В целях перехода на программно-целевое планирование расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы".
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2801, от 25.12.2014 N 249)
2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеева П.Н.
(п. 2 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 760)
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
12 октября 2011 года
N 979
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2020 ГОДЫ"
(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 13.03.2013 N 1929, от 26.12.2013 N 2417, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2801, от 25.12.2014 N 249, от 20.10.2015 N 760, от 05.09.2016 N 1383, от 17.07.2017 N 2025)
Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1. | Наименование государственной программы | Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2801, от 25.12.2014 N 249) | |||
2. | Статус программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) | |
3. | Основание для разработки государственной программы | - Водный кодекс Российской Федерации; - Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р; - Федеральный закон от 23 июня 1997 г. N 117 "О безопасности гидротехнических сооружений"; - Концепция развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.05.2010 N 254; - Концепция защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)) от 27.05.2010 N 253 | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 05.09.2016 N 1383) | |||
4. | Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 05.09.2016 N 1383) | |||
5. | Соисполнители государственной программы | ГКУ "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)", ГКУ "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", муниципальные образования (по согласованию) | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 05.09.2016 N 1383, от 17.07.2017 N 2025) | |||
6. | Цель и задачи государственной программы | Цель Программы: гарантированное обеспечение успешного функционирования водохозяйственного комплекса в условиях современного экономического развития республики. Задачи Программы: 2. Охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. 3. Строительство, капитальный ремонт и эксплуатация гидротехнических сооружений, обустройство водохранилищ, используемых в водообеспечении. 4. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод необходимыми сооружениями инженерной защиты. 5. Консервация и ликвидация хвостохранилищ как объектов повышенной экологической опасности | |
7. | Целевые индикаторы государственной программы | 1. Численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена. 2. Доля водопользователей, имеющих договоры и решения на пользование водными объектами, к общему числу водопользователей. 3. Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях. 4. Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние. 5. Количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения, а также магистральных каналов и трактов водоподачи для повышения их водоотдачи. 6. Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления. 7. Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние. | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 05.09.2016 N 1383) | |||
8. | Сроки реализации (этапы) государственной программы | 2012 - 2020 годы | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2801, от 25.12.2014 N 249) | |||
9. | Наименование подпрограмм (стратегические направления) | Подпрограмма N 1 "Рационализация водопользования"; Подпрограмма N 2 "Охрана водных объектов"; Подпрограмма N 3 "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и негативного воздействия вод"; Подпрограмма N 4 "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений"; Подпрограмма N 5 "Консервация и ликвидация хвостохранилищ" | |
10. | Предельный | Всего: 2 502 418,14 тыс. руб.; | Всего: 9 154 174,05 тыс. руб.; |
2012 - 278 274,60 тыс. руб.; | 2012 - 278 274,60 тыс. руб.; | ||
2013 - 277 076,00 тыс. руб.; | 2013 - 277 076,00 тыс. руб.; | ||
2014 - 259 543,08 тыс. руб.; | 2014 - 259 543,08 тыс. руб.; | ||
2015 - 302 274,15 тыс. руб.; | 2015 - 302 274,15 тыс. руб.; | ||
2016 - 179 332,13 тыс. руб.; | 2016 - 179 332,13 тыс. руб.; | ||
2017 - 227 057,62 тыс. руб.; | 2017 - 845 121,53 тыс. руб.; | ||
2018 - 245 777,85 тыс. руб.; | 2018 - 2 382 003,87 тыс. руб.; | ||
2019 - 382 545,85 тыс. руб.; | 2019 - 2 240 365,91 тыс. руб.; | ||
2020 - 350 536,85 тыс. руб. | 2020 - 2 390 182,78 тыс. руб. | ||
(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 17.07.2017 N 2025) |
Природно-климатические условия Республики Саха (Якутия) определяют уникальность формирования водных ресурсов, обусловленные следующими факторами.
Прежде всего, почти вся континентальная территория Якутии представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, которая только на крайнем юго-западе переходит в зону ее прерывистого распространения. Средняя мощность мерзлого слоя достигает 300 - 400 м, а в бассейне реки Вилюй до 1 500 м - это максимальное промерзание горных пород на земном шаре. В горах Восточной Якутии 485 ледников с общей площадью 413 кв. км и с запасом пресной воды около 2 тыс. куб. км.
Республика Саха (Якутия) с севера омывается водами Лаптевых и Восточно-Сибирского морей с общей протяженностью морской береговой линии более 4,5 тыс. км. На ее территории насчитывается свыше 471 тыс. рек и малых водотоков общей протяженностью примерно 1,6 млн. км, около 825 тыс. озер суммарной площадью более 83 тыс. кв. км. Болота и заболоченные земли занимают порядка 10% территории Республики Саха (Якутия). Кроме вод рек, озер и болот, здесь имеются поверхностные воды, находящиеся в твердом состоянии в виде современных ледников и наледей. Речная сеть территории принадлежит бассейнам морей Лаптевых (реки Анабар, Оленек, Лена, Омолой, Яна) и Восточно-Сибирского (к западу от устья р. Колымы - рек Индигирка, Алазея и ряда меньших водотоков). В эти моря реками выносится в среднем за год около 800 куб. км воды.
Общие потенциальные ресурсы пресных подземных вод якутского артезианского бассейна составляют около 25,76 млн. куб. м/сутки.
В 2010 году общий объем водопотребления в республике составил 223,68 млн. куб. м в год. Основными источниками водоснабжения для экономики и населения республики являются поверхностные водные объекты. Основными водопотребителями являются предприятия промышленности (65,3%) и жилищно-коммунального хозяйства (19,6%). Доля водопотребления предприятиями сельского хозяйства составляет - 8,5%, транспорта и прочих потребителей - 6,5%.
Потребность в свежей воде на производственные нужды промышленных предприятий, а также на производственные нужды прочих отраслей по прогнозу составит к 2015 году 114,72 млн. куб. м, к 2020 году - 143,4 млн. куб. м.
Обеспечение водной безопасности, оценка возможных изменений водных ресурсов и водного режима рек в связи с происходящими изменениями климата и активизацией хозяйственной деятельности человека остается фундаментальной проблемой государственного уровня.
Территория Якутии по своим природным условиям относится к регионам с высокой вероятностью наводнений, угроза которых существует почти для всех населенных пунктов, расположенных на реках. Только за последние 12 лет здесь произошли самые крупные наводнения России, такие как наводнения на реках Лена, Алдан, Яна, Алазея, Колыма, Амга, Таатта, Суола, Матта, Баяга, Мархинка (1998 - 2011 годы). По величине подъема уровней воды, масштабам затопления и суммарному ущербу данные наводнения превысили все крупнейшие наводнения предыдущих лет и по существующей классификации относятся к разряду катастрофических, причем с очень редкой повторяемостью.
За период с 1998 по 2011 годы общая сумма ущерба, нанесенного наводнениями населению и экономике республики, составила более 12,5 млрд. рублей.
В Якутии под влиянием наводнений создаются не только чрезвычайные ситуации, принимающие характер стихийного бедствия (гибель людей, посевов, разрушение сооружений), но и происходят не менее опасные негативные последствия, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей среды, особенно такие как:
1. Повышение уровня грунтовых вод, которые приводят к избыточному переувлажнению земель сельскохозяйственного назначения. Развитие явления гидроморфизма ведет к деградации плодородных земель, снижению их урожайности, ухудшаются условия обитания растений и животных. Кроме того, усиленная промывка почвогрунтов, затопляемых в период весеннего половодья территорий, способствует увеличению концентрации загрязняющих веществ в водных объектах.
2. Разрушение емкостей для хранения нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, смыв паводковыми водами с затопленных территорий пестицидов, агрохимикатов и других опасных химических веществ, производственных и бытовых отходов, отходов животноводческих и свиноводческих ферм, а также затопление кладбищ, скотомогильников, несанкционированных свалок, что приводит к загрязнению водных объектов.
3. Активизация криогенных процессов (оползни, суффозия, пучение грунтов, термокарсты и др.) из-за увеличения влажности грунтов и вследствие возникновение опасности разрушения фундаментов сооружений, усиление процессов водной эрозии земель, разрушение берегов, оврагообразование и заболачивание территорий.
4. Происходит засорение и захламление русел и прибрежных защитных полос водных объектов посторонними нерастворимыми предметами (древесиной, шлаком, металлоломом, строительным мусором и т.п.), что усиливает отложение наносов и уменьшает водопропускную способность.
5. Засоление почвы пойменных сельскохозяйственных угодий в результате длительного затопления территорий.
По результатам исследований, согласно Стратегическому прогнозу изменений климата Российской Федерации на период до 2010 - 2015 г.г. и их влияния на отрасли экономики России, составленному Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, к 2015 году ожидается повышение частоты заторных наводнений на реке Лене в два раза. Свой вклад в увеличение водности рек республики вносит и деградация многолетней мерзлоты, вызванная потеплением климата. Все это в комплексе увеличивает угрозу формирования катастрофических наводнений практически на всех реках Якутии. Прогнозируемое изменение стока рек скажется на притоке воды к водохранилищам на реках Вилюй и Колыма, в перспективе - к водохранилищу Канкунской ГЭС на реке Тимптон. На реках ожидается уменьшение максимальной толщины льда до 20...40%, что приведет к значительному изменению в сроках и процессах замерзания и вскрытия рек. Эти изменения потребуют пересмотра режима работы водохранилищ с учетом интересов основных потребителей. Между тем не изучены гидрологический режим, закономерности и механизмы вскрытия рек в условиях возможных изменений климата и интенсивного освоения территории республики. Не разработаны нормативные документы в области гидрологических расчетов, учитывающие особенности режима рек Якутии (наводнения, зажоры, заторы, промерзание и перемерзание, наледи, полыньи, пересыхание, криогенные "паводки"), что увеличивает риск техногенных аварий на гидротехнических сооружениях, в том числе и на ГЭС.
Из 320 гидротехнических сооружений, расположенных на территории республики, сооружения сельскохозяйственного назначения составляют 286 (78,6%), промышленности и жилищно-коммунального хозяйства - 40 (21,4%). Большинство сооружений построено в 70 - 80-х годах ХХ века и представляет гидросооружения низкого напора, в основном, для обеспечения работы систем лиманного орошения лугов и водоснабжения населенных пунктов. В настоящее время 60% сооружений сельскохозяйственного назначения имеют 70 - 75% износа. Управление водохозяйственными системами с гидротехническими сооружениями на реках проводится недостаточно эффективно.
Особую экологическую опасность представляют сооружения, поднадзорные Ростехнадзору России - хвостохранилища бывшего цеха обогатительной фабрики (ЦОФ) Депутатского ГОКа "Западный", водоем-отстойник Куларской ЗИФ. При прорыве дамб данных гидроузлов может быть нанесен экологический ущерб рекам Нэттик, Бургуаат, Омолой, Депутатка, Иргичээн и Индигирка. На многих сооружениях наблюдается фильтрация через тело вдоль водосбросных сооружений, просадка тела земляных дамб и плотин (водохранилище Сытыканское, хвостохранилище на ручье Новом, Лебединское, Куранахской обогатительной фабрики в Алданском районе), переполнение (Куларское хвостохранилище) и переработка берегов, загрязнение воды фенолами (Вилюйское водохранилище).
На ликвидацию последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это обстоятельство выдвигает цель и приоритетные задачи по защите населенных пунктов и объектов экономики республики от наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Если рассматривать предыдущие годы реализации подпрограммы "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия" республиканской целевой программы "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) в период 2009 - 2011 годы":
В 2009 году по статье "прочие текущие расходы" Департаментом по водным отношениям Республики Саха (Якутия) по уточненному лимиту на 2009 год на реализацию мероприятий РЦП "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" проведено 8 мероприятий, запланированные объемы работ выполнены. Было предусмотрено 14 234,9 тыс. руб., освоено 14 232,78 тыс. руб. Построено саморегулирующее сооружение уровня оз. Быранатталах Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия), начато строительство водохранилища для технического водоснабжения с. Телиги Мегино-Кангаласского улуса (не завершено), обустройство водозабора с ВОС, водопровода с. Борогонцы Усть-Алданского улуса, II очередь (не завершено), установлено оборудование очистки питьевой воды в с. Ытык-Кюель Таттинского улуса, проведено научно-экспедиционное обследование "Экологическая безопасность перехода нефтепровода ВСТО через р. Лену с учетом оценки надежности сварных соединений подводного перехода магистрального нефтепровода".
В 2010 году по статье "прочие текущие расходы" Департаментом по водным отношениям Республики Саха (Якутия) по уточненному лимиту на 2010 год на реализацию мероприятий РЦП "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" проведено 6 мероприятий, запланированные объемы работ выполнены. Было предусмотрено 15 000,0 тыс. руб., освоено 15 000,0 тыс. руб. Выполнены проектные работы: "Перепроектирование и обустройство станции очистки воды с летним водопроводом с. Сайылык Кобяйского улуса", "Проектирование устройства круглогодичного водозабора с установкой станции очистки питьевой воды мощностью 5 куб. м/ч на оз. Арбанда в с. Кобяй Кобяйского улуса", "Проектирование и обустройство защитной дамбы оз. Белое Намского улуса". Разработан проект республиканской целевой программы "Чистая вода".
По итогам предыдущих лет для дальнейшего повышения эффективности подпрограммы "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия" необходимо увеличить годовой лимит финансирования. Уровни финансирований 2009 и 2010 годов недостаточны для завершения нескольких мероприятий в год. Из-за нехватки финансирования мероприятия, запланированные к реализации ранее, переведены на последующие годы, а между тем проблемы населенных пунктов Республики Саха (Якутия) из-за нехватки хозяйственно-бытового, питьевого водоснабжения, нехватки средств на устранение негативного воздействия вод с каждым годом увеличиваются.
Многие проблемы в сфере водопользования и охраны водных ресурсов до конца не решены, требуют новых подходов и дополнительных действий.
Таблица стратегического (SWOT) анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия)
Сильные стороны | Слабые стороны |
- Развитие водохозяйственного комплекса является одним из приоритетных направлений развития экологической политики Республики Саха (Якутия); - Наличие реестра водопользователей, на которых распространяется приобретение прав пользования водными ресурсами; - Имеется стратегия действий Правительства Республики Саха (Якутия), отраженная в Концепции защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2010 года N 253; - Утвержден План мероприятий по повышению эффективности государственного экологического контроля и мониторинга на объектах крупных промышленных проектов и хвостохранилищах; - Участие в федеральных целевых программах: "Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012 - 2020 годах", "Чистая вода"; - Проведена полная инвентаризация мелиоративных систем и отдельно стоящих гидротехнических систем в большинстве улусов Республики Саха (Якутия) и в г. Якутске | - Экстремальные природно - климатические условия; - Износ гидротехнических сооружений (ГТС) и инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия; - Отсутствие договоров и решений на пользование значительной части водных объектов; - Отсутствует нормативный документ, регламентирующий понуждение водопользователей оформлять права пользования водными объектами, а также усиление работы со стороны контролирующих органов исполнительной власти; - Недостаточность финансирования, мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень безопасности, наносимых водными ресурсами; - Высока часть бесхозяйных гидротехнических сооружений - 143 из 269 проверенных; - В городах и крупных населенных пунктах нерешенной проблемой остается отсутствие канализационно-очистных сооружений. Сброс сточных вод в поверхностные водотоки в основном осуществляется без нормативной очистки, в результате происходит загрязнение водных объектов; - Работы по очистке и реабилитации водных объектов требуют вложения и освоения значительных средств; - Имеются некоторые противоречия по вопросам обеспечения режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос между Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации; - Отсутствуют научно обоснованные подходы к проектированию защитных мероприятий; - Сложность прогнозирования чрезвычайных ситуаций и низкий уровень организации упреждающих и профилактических работ; - Существующий уровень мероприятий не позволяет ликвидировать хвостохранилища, что позволило бы полностью устранить данную проблему |
Возможности | Угрозы |
- Увеличение доли водопользователей, оформивших договора и решения на водопользование; - Строительство и реконструкция защитных дамб, гидротехнических сооружений; - Сохранение и восстановление водных объектов | - Техногенные и экологические риски, обусловленные высокой степенью износа ГТС и инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия, а также стихийными природными явлениями; - Угроза возникновения экологических аварий на территориях хвостохранилищ; - Необратимый процесс загрязнения и истощения водных ресурсов |