Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 13 марта 2013 года N 1929


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 12.10.2011 N 979 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 15.12.2017 N 2280.
____________________________________________________________________


В целях приведения в соответствие с условиями Федерального конкурса по отбору региональных программ в области использования и охраны водных объектов, претендующих на получение средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", совершенствования программно-целевого планирования расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) постановляю:

1. Внести изменения в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 979, и изложить в редакции согласно приложению к настоящему Указу.

2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на осуществление взаимодействия с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством водных ресурсов в области использования и охраны водных объектов Департамент по водным отношениям Республики Саха (Якутия).

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     13 марта 2013 года
     N 1929






Приложение
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 13 марта 2013 года N 1929

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

Паспорт государственной программы

Базовый вариант          

Интенсивный вариант       

1.

Наименование

государственной

программы       

Развитие водохозяйственного комплекса Республики

Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы                   

2.

Статус программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия)  

3.

Основание для

разработки

государственной

программы       

- Водный кодекс Российской Федерации;

- Водная стратегия Российской Федерации на период до

2020 года, утвержденная распоряжением Правительства

Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р;

- Указ Президента Республики Саха (Якутия)

от 08.05.2011 N 636 "О Порядке разработки и

реализации государственных программ Республики Саха

(Якутия)";

- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от

10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня

государственных программ Республики Саха (Якутия) на

2012 - 2016 годы";

- Концепция развития водохозяйственного комплекса

Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденная

постановлением Правительства Республики Саха

(Якутия) от 27.05.2010 N 254;

- Концепция защиты населенных пунктов и объектов

экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и

других видов негативного воздействия вод,

утвержденная постановлением Правительства Республики

Саха (Якутия)) от 27.05.2010 N 253

4.

Ответственный

исполнитель

государственной

программы       

Департамент по водным отношениям Республики Саха

(Якутия)                                            

5.

Соисполнители

государственной

программы       

ГКУ "Исполнительная дирекция по ликвидации

последствий весеннего паводка и организации

восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)",

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по

инновационной политике и науке (II типа),

муниципальные образования (по согласованию)         

6.

Цель и задачи

государственной

программы       

Цель Программы:

гарантированное обеспечение успешного

функционирования водохозяйственного комплекса в

условиях современного экономического развития

республики.

Задачи Программы:

1. Оформление прав пользования водными объектами.

2. Охрана и восстановление водных объектов до

состояния, обеспечивающего экологически

благоприятные условия жизни населения.

3. Строительство, капитальный ремонт и эксплуатация

гидротехнических сооружений, обустройство

водохранилищ, используемых в водообеспечении.

4. Обеспечение защищенности населения и объектов

экономики от негативного воздействия вод

необходимыми сооружениями инженерной защиты.

5. Консервация и ликвидация хвостохранилищ как

объектов повышенной экологической опасности         

7.

Целевые

индикаторы

государственной

программы       

1. Доля водопользователей, имеющих договоры и

решения на пользование водными объектами, к общему

числу водопользователей.

2. Охват водных объектов мониторинговыми

исследованиями.

3. Доля установленных водоохранных знаков на водных

объектах.

4. Протяженность противопаводковых,

предупредительных работ.

5. Количество законсервированных хвостохранилищ.

6. Количество ликвидированных хвостохранилищ        

8.

Сроки реализации

(этапы)

государственной

программы       

 2012 - 2016 годы                                 

9.

Наименование

подпрограмм

(стратегические

направления)    

Подпрограмма N 1 "Рационализация водопользования";

Подпрограмма N 2 "Охрана водных объектов";

Подпрограмма N 3 "Защита населенных пунктов и

объектов экономики Республики Саха (Якутия) от

наводнений и негативного воздействия вод";

Подпрограмма N 4 "Обеспечение безопасности

гидротехнических сооружений";

Подпрограмма N 5 "Консервация и ликвидация

хвостохранилищ"                                     

10.

Предельный

объем средств на

реализацию

государственной

программы с

разбивкой по

годам           

Всего: 1 319 006,1 тыс.

руб.

2012 - 278 274,85 тыс.

руб.

2013 - 204 953,6 тыс.

руб.

2014 - 196 026,4 тыс.

руб.

2015 - 213 739,4 тыс.

руб.

2016 - 426 011,85 тыс.

руб.                     

Всего: 3 804 104,78 тыс.

руб.

2012 - 570 289,07 тыс.

руб.

2013 - 771 055,56 тыс.

руб.

2014 - 804 293,31 тыс.

руб.

2015 - 831 282,94 тыс.

руб.

2016 - 827 183,9 тыс. руб.

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


Природно-климатические условия Республики Саха (Якутия) определяют уникальность формирования водных ресурсов, обусловленные следующими факторами.

Прежде всего, почти вся континентальная территория Якутии представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, которая только на крайнем юго-западе переходит в зону ее прерывистого распространения. Средняя мощность мерзлого слоя достигает 300 - 400 м, а в бассейне реки Вилюй до 1 500 м - это максимальное промерзание горных пород на земном шаре. В горах Восточной Якутии 485 ледников с общей площадью 413 кв. км и с запасом пресной воды около 2 тыс. куб. км.

Республика Саха (Якутия) с севера омывается водами Лаптевых и Восточно-Сибирского морей с общей протяженностью морской береговой линии более 4,5 тыс. км. На ее территории насчитывается свыше 471 тыс. рек и малых водотоков общей протяженностью примерно 1,6 млн. км, около 825 тыс. озер суммарной площадью более 83 тыс. кв. км. Болота и заболоченные земли занимают порядка 10% территории Республики Саха (Якутия). Кроме вод рек, озер и болот, здесь имеются поверхностные воды, находящиеся в твердом состоянии в виде современных ледников и наледей. Речная сеть территории принадлежит бассейнам морей Лаптевых (реки Анабар, Оленек, Лена, Омолой, Яна) и Восточно-Сибирского (к западу от устья р. Колымы - рек Индигирка, Алазея и ряда меньших водотоков). В эти моря реками выносится в среднем за год около 800 куб. км воды.

Общие потенциальные ресурсы пресных подземных вод якутского артезианского бассейна составляют около 25,76 млн. куб. м/сутки.

В 2010 году общий объем водопотребления в республике составил 223,68 млн. куб. м в год. Основными источниками водоснабжения для экономики и населения республики являются поверхностные водные объекты. Основными водопотребителями являются предприятия промышленности (65,3%) и жилищно-коммунального хозяйства (19,6%). Доля водопотребления предприятиями сельского хозяйства составляет - 8,5%, транспорта и прочих потребителей - 6,5%.

Потребность в свежей воде на производственные нужды промышленных предприятий, а также на производственные нужды прочих отраслей по прогнозу составит к 2015 году 114,72 млн. куб. м, к 2020 году - 143,4 млн. куб. м.

Обеспечение водной безопасности, оценка возможных изменений водных ресурсов и водного режима рек в связи с происходящими изменениями климата и активизацией хозяйственной деятельности человека остается фундаментальной проблемой государственного уровня.

Территория Якутии по своим природным условиям относится к регионам с высокой вероятностью наводнений, угроза которых существует почти для всех населенных пунктов, расположенных на реках. Только за последние 12 лет здесь произошли самые крупные наводнения России, такие как наводнения на реках Лена, Алдан, Яна, Алазея, Колыма, Амга, Таатта, Суола, Матта, Баяга, Мархинка (1998 - 2011 годы). По величине подъема уровней воды, масштабам затопления и суммарному ущербу данные наводнения превысили все крупнейшие наводнения предыдущих лет и по существующей классификации относятся к разряду катастрофических, причем с очень редкой повторяемостью.

За период с 1998 по 2011 годы общая сумма ущерба, нанесенного наводнениями населению и экономике республики, составила более 12,5 млрд. рублей.

В Якутии под влиянием наводнений создаются не только чрезвычайные ситуации, принимающие характер стихийного бедствия (гибель людей, посевов, разрушение сооружений), но и происходят не менее опасные негативные последствия, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей среды, особенно такие как:

1. Повышение уровня грунтовых вод, которые приводят к избыточному переувлажнению земель сельскохозяйственного назначения. Развитие явления гидроморфизма ведет к деградации плодородных земель, снижению их урожайности, ухудшаются условия обитания растений и животных. Кроме того, усиленная промывка почвогрунтов, затопляемых в период весеннего половодья территорий, способствует увеличению концентрации загрязняющих веществ в водных объектах.

2. Разрушение емкостей для хранения нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, смыв паводковыми водами с затопленных территорий пестицидов, агрохимикатов и других опасных химических веществ, производственных и бытовых отходов, отходов животноводческих и свиноводческих ферм, а также затопление кладбищ, скотомогильников, несанкционированных свалок, что приводит к загрязнению водных объектов.

3. Активизация криогенных процессов (оползни, суффозия, пучение грунтов, термокарсты и др.) из-за увеличения влажности грунтов и вследствие возникновение опасности разрушения фундаментов сооружений, усиление процессов водной эрозии земель, разрушение берегов, оврагообразование и заболачивание территорий.

4. Происходит засорение и захламление русел и прибрежных защитных полос водных объектов посторонними нерастворимыми предметами (древесиной, шлаком, металлоломом, строительным мусором и т.п.), что усиливает отложение наносов и уменьшает водопропускную способность.

5. Засоление почвы пойменных сельскохозяйственных угодий в результате длительного затопления территорий.

По результатам исследований, согласно Стратегическому прогнозу изменений климата Российской Федерации на период до 2010 - 2015 г.г. и их влияния на отрасли экономики России, составленному Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, к 2015 году ожидается повышение частоты заторных наводнений на реке Лене в два раза. Свой вклад в увеличение водности рек республики вносит и деградация многолетней мерзлоты, вызванная потеплением климата. Все это в комплексе увеличивает угрозу формирования катастрофических наводнений практически на всех реках Якутии. Прогнозируемое изменение стока рек скажется на притоке воды к водохранилищам на реках Вилюй и Колыма, в перспективе - к водохранилищу Канкунской ГЭС на реке Тимптон. На реках ожидается уменьшение максимальной толщины льда до 20...40%, что приведет к значительному изменению в сроках и процессах замерзания и вскрытия рек. Эти изменения потребуют пересмотра режима работы водохранилищ с учетом интересов основных потребителей. Между тем не изучены гидрологический режим, закономерности и механизмы вскрытия рек в условиях возможных изменений климата и интенсивного освоения территории республики. Не разработаны нормативные документы в области гидрологических расчетов, учитывающие особенности режима рек Якутии (наводнения, зажоры, заторы, промерзание и перемерзание, наледи, полыньи, пересыхание, криогенные "паводки"), что увеличивает риск техногенных аварий на гидротехнических сооружениях, в том числе и на ГЭС.

Из 320 гидротехнических сооружений, расположенных на территории республики, сооружения сельскохозяйственного назначения составляют 286 (78,6%), промышленности и жилищно-коммунального хозяйства - 40 (21,4%). Большинство сооружений построено в 70 - 80-х годах XX века и представляет гидросооружения низкого напора, в основном, для обеспечения работы систем лиманного орошения лугов и водоснабжения населенных пунктов. В настоящее время 60% сооружений сельскохозяйственного назначения имеют 70 - 75% износа. Управление водохозяйственными системами с гидротехническими сооружениями на реках проводится недостаточно эффективно.

Особую экологическую опасность представляют сооружения, поднадзорные Ростехнадзору России - хвостохранилища бывшего цеха обогатительной фабрики (ЦОФ) Депутатского ГОКа "Западный", водоем-отстойник Куларской ЗИФ. При прорыве дамб данных гидроузлов может быть нанесен экологический ущерб рекам Нэттик, Бургуаат, Омолой, Депутатка, Иргичээн и Индигирка. На многих сооружениях наблюдается фильтрация через тело вдоль водосбросных сооружений, просадка тела земляных дамб и плотин (водохранилище Сытыканское, хвостохранилище на ручье Новом, Лебединское, Куранахской обогатительной фабрики в Алданском районе), переполнение (Куларское хвостохранилище) и переработка берегов, загрязнение воды фенолами (Вилюйское водохранилище).

На ликвидацию последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это обстоятельство выдвигает цель и приоритетные задачи по защите населенных пунктов и объектов экономики республики от наводнений и других видов негативного воздействия вод.

Если рассматривать предыдущие годы реализации подпрограммы "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия" республиканской целевой программы "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) в период 2009 - 2011 годы":

В 2009 году по статье "прочие текущие расходы" Департаментом по водным отношениям Республики Саха (Якутия) по уточненному лимиту на 2009 год на реализацию мероприятий РЦП "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" проведено 8 мероприятий, запланированные объемы работ выполнены. Было предусмотрено 14 234,9 тыс. руб., освоено 14 232,78 тыс. руб. Построено саморегулирующее сооружение уровня оз. Быранатталах Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия), начато строительство водохранилища для технического водоснабжения с. Телиги Мегино-Кангаласского улуса (не завершено), обустройство водозабора с ВОС, водопровода с. Борогонцы Усть-Алданского улуса, II очередь (не завершено), установлено оборудование очистки питьевой воды в с. Ытык-Кюель Таттинского улуса, проведено научно-экспедиционное обследование "Экологическая безопасность перехода нефтепровода ВСТО через р. Лену с учетом оценки надежности сварных соединений подводного перехода магистрального нефтепровода".

В 2010 году по статье "прочие текущие расходы" Департаментом по водным отношениям Республики Саха (Якутия) по уточненному лимиту на 2010 год на реализацию мероприятий РЦП "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" проведено 6 мероприятий, запланированные объемы работ выполнены. Было предусмотрено 15 000,0 тыс. руб., освоено 15 000,0 тыс. руб. Выполнены проектные работы: "Перепроектирование и обустройство станции очистки воды с летним водопроводом с. Сайылык Кобяйского улуса", "Проектирование устройства круглогодичного водозабора с установкой станции очистки питьевой воды мощностью 5 куб. м/ч на оз. Арбанда в с. Кобяй Кобяйского улуса", "Проектирование и обустройство защитной дамбы оз. Белое Намского улуса". Разработан проект республиканской целевой программы "Чистая вода".

По итогам предыдущих лет для дальнейшего повышения эффективности подпрограммы "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия" необходимо увеличить годовой лимит финансирования. Уровни финансирований 2009 и 2010 годов недостаточны для завершения нескольких мероприятий в год. Из-за нехватки финансирования мероприятия, запланированные к реализации ранее, переведены на последующие годы, а между тем проблемы населенных пунктов Республики Саха (Якутия) из-за нехватки хозяйственно-бытового, питьевого водоснабжения, нехватки средств на устранение негативного воздействия вод с каждым годом увеличиваются.

Многие проблемы в сфере водопользования и охраны водных ресурсов до конца не решены, требуют новых подходов и дополнительных действий.

Таблица 1

Таблица стратегического (SWOT) анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия)

 Сильные стороны          

 Слабые стороны            

- Развитие водохозяйственного

комплекса является одним из

приоритетных направлений развития

экологической политики Республики

Саха (Якутия);

- Наличие реестра

водопользователей, на которых

распространяется приобретение прав

пользования водными ресурсами;

- Имеется стратегия действий

Правительства Республики Саха

(Якутия), отраженная в Концепции

защиты населенных пунктов и

объектов экономики Республики Саха

(Якутия) от наводнений и других

видов негативного воздействия вод,

утвержденной постановлением

Правительства Республики Саха

(Якутия) от 27 мая 2010 года N 253;

- Утвержден План мероприятий по

повышению эффективности

государственного экологического

контроля и мониторинга на объектах

крупных промышленных проектов и

хвостохранилищах;

- Участие в федеральных целевых

программах: "Развитие

водохозяйственного комплекса России

в 2012 - 2020 годах", "Чистая

вода";

- Проведена полная инвентаризация

мелиоративных систем и отдельно

стоящих гидротехнических систем в

большинстве улусов Республики Саха

(Якутия) и в г. Якутске            

- Экстремальные природно -

климатические условия;

- Износ гидротехнических сооружений

(ГТС) и инженерной защиты от

наводнений и другого негативного

воздействия;

- Отсутствие договоров и решений на

пользование значительной части водных

объектов;

- Отсутствует нормативный документ,

регламентирующий понуждение

водопользователей оформлять права

пользования водными объектами, а

также усиление работы со стороны

контролирующих органов исполнительной

власти;

- Недостаточность финансирования,

мероприятий, обеспечивающих

необходимый уровень безопасности,

наносимых водными ресурсами;

- Высока часть бесхозяйных

гидротехнических сооружений - 143 из

269 проверенных;

- В городах и крупных населенных

пунктах нерешенной проблемой остается

отсутствие канализационно-очистных

сооружений. Сброс сточных вод в

поверхностные водотоки в основном

осуществляется без нормативной

очистки, в результате происходит

загрязнение водных объектов;

- Работы по очистке и реабилитации

водных объектов требуют вложения и

освоения значительных средств;

- Имеются некоторые противоречия по

вопросам обеспечения режима

водоохранных зон и прибрежных

защитных полос между Водным кодексом
Российской Федерации
и Земельным
кодексом Российской Федерации
;

- Отсутствуют научно обоснованные

подходы к проектированию защитных

мероприятий;

- Сложность прогнозирования

чрезвычайных ситуаций и низкий

уровень организации упреждающих и

профилактических работ;

- Существующий уровень мероприятий не

позволяет ликвидировать

хвостохранилища, что позволило бы

полностью устранить данную проблему  

 Возможности            

 Угрозы                

- Увеличение доли

водопользователей, оформивших

договора и решения на

водопользование;

- Строительство и реконструкция

защитных дамб, гидротехнических

сооружений;

- Сохранение и восстановление

водных объектов                    

- Техногенные и экологические риски,

обусловленные высокой степенью износа

ГТС и инженерной защиты от наводнений

и другого негативного воздействия, а

также стихийными природными

явлениями;

- Угроза возникновения экологических

аварий на территориях хвостохранилищ;

- Необратимый процесс загрязнения и

истощения водных ресурсов            


На основании анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) определены основные проблемы:

1. Не полностью сформировалась культура рационального водопользования среди потребителей. Основными факторами нерационального использования водных ресурсов предприятиями являются:

- применение устаревших водоемких производственных технологий;

- недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений и очистных сооружений системами учета;

- отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.

Основным положением устранения проблемы является исполнение положений и решений, установленных Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".

2. Охрана водных объектов в целях поддержания их в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения поверхностных вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, слежения за изменением состояния, показателей качества всего комплекса природной среды водных объектов является постоянной и насущной проблемой.

Согласно статьям 25 и 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и переданным полномочиям Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление мер по охране водных объектов. Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В целях реализации полномочий в области водных отношений в 2012 - 2016 годах запланирована реализация подпрограммы N 2 "Охрана водных объектов", включающая в себя следующие мероприятия:

1) Организация проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов и изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов.

Основанием проведения работ являются:

- статья 30 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ;

- постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 "Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" с изменениями от 17 октября 2009 года N 830 "О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»