ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2010 года N 254

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА

В целях решения задач устойчивого развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2020 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Григорьев В.А.) с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.), Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.) в срок до 1 августа 2010 года разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект Плана действий по реализации Концепции.

3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанова А.И.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 мая 2010 года N 254

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА

Введение


Республика Саха (Якутия), имеющая высокую водообеспеченность, отнесена к приоритетным регионам, в том числе по размещению новых крупных водоемких производств. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость концептуального видения проблем в области водных отношений республики и разработки путей их решения.

Сохранение и поддержание состояния здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества, является одной из стратегических задач социальной политики Российской Федерации. При этом принципиальное значение имеет качество питьевой воды - важнейшее условие сохранения здоровья населения. Вопрос обеспечения питьевой водой в необходимых количествах и соответствующего качества по доступной цене каждого жителя Якутии является одним из главных целевых показателей государственной социальной политики, направленной на благополучие населения.

Данная проблема не может решаться в отрыве от проблем охраны и воспроизводства водных ресурсов, от обеспечения их чистоты в естественных условиях. Необходима разработка систем эффективного управления водными ресурсами и их мониторинга. Важным является вовлечение широких масс общественности в дело рационализации водопользования.

Неотъемлемой частью государственной политики России в области рационального использования, восстановления и охраны водных объектов является защита населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод. В этом направлении необходимо создание правовых, организационных и материальных условий для реализации требования статьи 9 Конституции Российской Федерации об использовании и охране водных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.

В соответствии с этими положениями основными направлениями государственной политики в области использования и охраны водных объектов на территории Республики Саха (Якутия) являются:

гарантированное обеспечение питьевой водой в необходимых количествах и соответствующего качества по доступной цене каждого жителя республики и объектов экономики;

осуществление мер по рациональному использованию, охране и восстановлению водных объектов, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики на территориях, подверженных наводнениям и подтоплениям, а также другим видам негативного воздействия вод.

При разработке Концепции учтены положения Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Водного кодекса Российской Федерации, Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)". Концепция должна создать основу для завершения формирования и законодательного и нормативного правового закрепления системы ведения водного хозяйства, соответствующей современным экономическим условиям республики и перспективам ее развития.

Решение о разработке Концепции развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2020 года было принято на республиканской научно-практической конференции "Управление водохозяйственным комплексом Республики Саха (Якутия), задачи на ближайшие 10 лет", организованной Правительством Республики Саха (Якутия) и Ленским бассейновым водным управлением с участием представителей ряда субъектов Российской Федерации и состоявшейся 28 ноября 2008 года в г. Якутске.

1. Общие положения


В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;

водное законодательство - система нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны вод. Водное законодательство РФ состоит из Водного кодекса РФ 2006 года, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативно-правовых актов;

водоснабжение - совокупность мероприятий и сооружений, обеспечивающих забор, подготовку, аккумулирование, подачу и распределение воды для нужд населения и промышленности;

водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

водный режим - изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте;

водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных и (или) дренажных, в водные объекты;

водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом;

водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения;

водохозяйственная система - комплекс взаимосвязанных водных объектов и гидротехнических сооружений, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод;

водохозяйственное сооружение - сооружение, которое самостоятельно или в комплексе с остальными служит целям водного хозяйства;

водохозяйственный комплекс - совокупность различных отраслей хозяйства, совместно использующих водные ресурсы одного водного бассейна;

дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты;

истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;

негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;

охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;

речной бассейн - территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;

сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

2. Современное состояние водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) и его проблемные вопросы


По состоянию на 2008 год в Республике Саха (Якутия) объем оборотной и повторно-последовательно используемой воды составил 1 092,7 млн. куб. метров; использовано воды всего 165,6 млн. куб. метров; потребление из природных водных объектов к 2015 году составит 314,5 млн. куб. метров, к 2020 году - 393,1 млн. куб. метров.

Водоотведение в поверхностные водоемы в 2008 году составило 166,9 млн. куб. метров, к 2015 году составит 230 млн. куб. метров, к 2020 году увеличится до 300 млн. куб. метров. В настоящее время почти все очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод в населенных пунктах республики (всего их 32 единицы) не обеспечивают нормативную степень очистки. Строительство новых очистных сооружений в республике практически не ведется.

Предприятиями, являющимися основными источниками загрязнения водных объектов (за 2008 год) являются: МП "Водоканал" КОС г. Якутска со сбросом 24,33 млн. куб. метров, в том числе 1,41 млн. куб. метров без очистки, 22,92 млн. куб. метров недостаточно очищенной; МП "Тепловодоканал" города Нерюнгри - соответственно: 10,96 - 0,0 - 10,96; предприятие тепловодоснабжения города Мирный:. 9,84 - 0,86 - 8,98; ГОК "Удачный" (г. Удачный): 5,04 - 0,00 - 5,04; Айхальский ГОК (п. Айхал): 4,80 - 0,00 - 4,80; ООО артель старателей "Дражник": 3,93 - 0,00 - 3,93; ОАО ПО "Якутцемент" (п. Мохсоголлох): 1,55 - 0,73 - 0,82.

Населенные пункты, не охваченные водоводами ТЭО "Обводнение и водоснабжение заречных улусов", по-прежнему продолжают испытывать нехватку качественной питьевой воды в течение всего года.

Качество питьевой воды, подаваемой населению республики, остается неудовлетворительным по сравнению со среднероссийскими показателями и в целом по Дальневосточному федеральному округу. Главная причина - отсутствие зон санитарной охраны, неэффективность процессов водоподготовки, моральный и физический износ технологического оборудования, высокий износ водопроводных сетей, которые приводят к низкому качеству подаваемой питьевой воды.

В настоящее время 65% населения проживает в городах, а 35% - в сельской местности при общем количестве населения республики 950 тысяч человек. Централизованным водоснабжением охвачено лишь 12,2% населенных пунктов. Подавляющая часть сельского населения не обеспечена ни водоподготовкой, ни водопроводами, ни водозаборами.

По данным Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) из 210 зарегистрированных источников централизованного водоснабжения не отвечают санитарным требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны 89 водоисточников (42,3%) и 71 водопровод (33,8%), из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений - 67 водопроводов (31,9%). Между тем, в республике за последние 10 лет не построено ни одного водозабора, который бы отвечал современным техническим требованиям.

Из 65 водопроводов, где источниками водоснабжения являются открытые водоемы, очистка и обеззараживание воды проводится только на 18 водозаборах (27,7%).

Население вынуждено употреблять воду без предварительной очистки и обеззараживания, а также использовать техническую воду из системы отопления для хозяйственно-питьевых целей.

В республике каждая пятая проба питьевой воды небезопасна для здоровья человека и требует принятия неотложных мер по ее обеззараживанию.

На реках республики (Лена, Алдан, Колыма, Алазея, Яна, Амга, Таатта, Суола, Матта, Баяга, Мархинка) за последние 10 лет наблюдались самые крупные наводнения. Суммарный ущерб составил в 1998 году - 939,4 млн. руб., в 2001 году - около 7 млрд. руб., в 2004 году - 34,5 млн. руб., в 2005 году - 97,4 млн. руб., в 2007 году - 1 088,5 млн. руб., в 2008 году - 640,3 млн. рублей. Для защиты от наводнения на реке Лена построены и возводятся объекты инженерной защиты в городах Ленск, Якутск и Олекминск. По городу Олекминску объект введен в эксплуатацию в 2008 году, по городу Якутску планируется в 2010 году, а по городу Ленску - в 2011 году.

Согласно Стратегическому прогнозу изменений климата Российской Федерации на период до 2010 - 2015 годов и их влияния на отрасли экономики России, составленному Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по результатам исследований 14 НИИ Росгидромета за период с 1993 по 2005 годы, к 2015 году ожидается повышение частоты заторных наводнений на реке Лена в два раза. Слабо изучены гидрологический режим, закономерности и механизм вскрытия рек в условиях возможных изменений климата и интенсивного освоения территории республики, связанного с реализацией Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Отсутствуют нормативные документы в области гидрологических расчетов, учитывающие особенности северных рек (зажоры, заторы, промерзание и наледи, пересыхания, криогенные "паводки", полыньи). Надежность проектируемых и эксплуатируемых гидротехнических сооружений может быть обеспечена только при разработке и принятии нормативного документа "Территориальные строительные нормы Якутии. Определение основных гидрологических характеристик", учитывающего специфику гидрологического режима рек Якутии.

Из 338 гидротехнических сооружений на территории республики сооружения сельскохозяйственного назначения составляют 298 единиц (78,6%), промышленности и жилищно-коммунального хозяйства 40 единиц (21,4%).

Большинство сооружений построены в 70 - 80 годах XX века и представляют собой гидросооружения низкого напора, в основном для обеспечения работы систем лиманного орошения лугов, водоснабжения населенных пунктов. На сегодняшний день 60% сооружений сельскохозяйственного назначения имеют 70 - 75% износа. Управление водохозяйственными системами с гидротехническими сооружениями на реках проводится недостаточно эффективно.

В целях решения хозяйственно-питьевых проблем был принят Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 103-З N 209-III "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" (принят постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 З N 210-III). 4 мая 2008 года на парламентских слушаниях в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был констатирован факт неисполнения основных требований этого закона. Необходимо принятие государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода", направленной на обеспечение населения качественной питьевой водой, на улучшение положения дел в этой области и эффективного использования средств.

Должна в более значимых объемах решаться задача по строительству систем канализации и очистки сточных вод.

3. Цели Концепции


Концепция направлена на обеспечение успешного функционирования водохозяйственного комплекса в условиях современного экономического развития республики.

Основополагающие цели Концепции:

удовлетворение потребности в воде населения и объектов экономики (рост промышленного и сельскохозяйственного производства должен обеспечиваться необходимым количеством водных ресурсов соответствующего качества);

организация систем защиты территорий, подверженных подтоплению и затоплению, на основе передовых научно-технических разработок и технологий;

обеспечение сохранности водных ресурсов посредством осуществления на водных объектах хозяйственных работ, связанных с регулированием, обустройством, содержанием и охраной от загрязнения водных объектов, ремонтом, эксплуатацией и надзором за безопасностью гидротехнических сооружений.

Для достижения указанных целей необходимо:

искоренение тенденций расточительного водопользования со снижением удельного расхода воды на единицу произведенной продукции;

устранение дисбаланса между объемами производства и водопотребления, уменьшение водоемкости производства;

усиление контрольных и регулирующих функций органов исполнительной власти республики и территориальных федеральных органов власти в области водных отношений;

снижение расходов воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ на единицу продукции;

увеличение доли оборотного водоснабжения и мощностей очистных сооружений;

недопущение снижения качества воды в водных объектах;

устранение диспропорций между наличными мощностями очистных сооружений и низким уровнем их использования;

увеличение доли нормативно очищенных сточных вод за счет повышения эффективности работы очистных сооружений;

обеспечение гарантий соответствия подаваемой населению воды гигиеническим требованиям;

сокращение сброса загрязненных сточных вод;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»