ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2010 года N 253
В целях защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить Концепцию защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Григорьев В.А.) с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.), Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.) в срок до 1 ноября 2010 года разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод".
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанова А.И.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. Борисов
Концепция
защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод
Содержание стр.
Введение...............................................................................................................4
1. Состояние водных ресурсов Республики Саха (Якутия).........................4
2. Цели и задачи Концепции.............................................................................. 8
3. Основные мероприятия и этапы реализации Концепции.....................9
4. Механизмы реализации Концепции............................................................13
5. Ожидаемые результаты реализации Концепции....................................13
Концепция защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод разработана на основе научно-технического отчета "Разработка целевой республиканской программы "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений"", выполненного Якутским государственным университетом имени М.К. Аммосова по заказу Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
При разработке Концепции учтены основные выводы и результаты прогноза рисков, связанных с природными и техногенными явлениями на территории Республики Саха (Якутия), и путей их снижения (Часть I. Риски развития опасных природных явлений), утвержденного ГУ "Пожарно-спасательная служба Республики Саха (Якутия)" от 29 февраля 2008 года.
Защита населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод является неотъемлемой частью государственной политики России в области рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, которая направлена на создание правовых, организационных и материальных условий для реализации требования Статьи 9 Конституции Российской Федерации об использовании и охране водных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на её территории.
В этой связи основными направлениями государственной политики в области использования и охраны водных объектов на территории Республики Саха (Якутия) являются осуществление мер по рациональному использованию, охране и восстановлению водных объектов, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики на территориях, подверженных наводнениям и подтоплениям, а также другим видам негативного воздействия вод. Особое место в этом направлении занимают защита населенных пунктов и объектов экономики республики от природных и техногенных наводнений, поскольку экономическая и экологическая безопасность региона находится в непосредственной зависимости от режима и состояния рек и гидротехнических сооружений, расположенных на них.
Республика Саха (Якутия) - один из наиболее богатых реками субъектов Российской Федерации, по объему годового речного стока уступает только Красноярскому краю. По ее территории протекают более 700 тыс. рек длиной более 10 км, из них 314 рек в пределах Якутии имеют длину более 100 км, 12 рек - более 1000 км. Большинство рек несет свои воды с юга на север. Речная сеть относится к бассейнам моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Ежегодно в эти моря выносится 780 кубических километров воды - это примерно пятая часть стока рек России, причем около 70% этого объема составляет сток реки Лены.
С каждым годом все более возрастает использование водных ресурсов и увеличивается антропогенная нагрузка на прибрежные территории и режим рек республики. Кроме того, в связи с глобальным и региональным изменениями климата цикличность катастрофических наводнений стала повторяться чаще, нанося региону огромный ущерб. В настоящее время обеспечение водной безопасности, оценка возможных изменений водных ресурсов и водного режима рек в связи с происходящими изменениями климата и активизацией хозяйственной деятельности человека является фундаментальной проблемой государственного уровня.
Территория Якутии по своим природным условиям относится к регионам с высокой вероятностью наводнений. На ее территории угроза наводнений существует почти для всех населенных пунктов, расположенных на реках. Только за последние 12 лет здесь произошли самые крупные наводнения России. Так, наводнения на реках Лена, Алдан, Яна, Алазея, Колыма, Амга, Таатта, Суола, Матта, Баяга, Мархинка (1998-2008 годы) по величине подъема уровней воды, масштабам затопления и суммарному ущербу превысили все крупнейшие наводнения предыдущих лет и по существующим классификациям относятся к разряду катастрофических, причем с очень редкой повторяемостью.
В 1998 году пострадало от наводнения 205 населенных пунктов, погибло 5 человек, общее число пострадавших составило около 47 тыс. человек. Были затоплены более 15 тыс. жилых домов, из них полностью разрушено 746 домов. В 2001 году пострадали населенные пункты в 10 административных районах Якутии из 35, в т.ч. город Якутск и его пригородные поселки. некоторые населенные пункты, включая город Ленск, были затоплены полностью, имелись человеческие жертвы. разрушено 3489 домов, 704 сельскохозяйственных объекта, десятки мостов, более 4000 объектов тепло-, водо-, электро-, нефте- и газоснабжения. погибло 2184 домашних животных, затоплено около 30 тонн посевного материала. Общая сумма ущерба, нанесенного наводнениями населению и экономике республики, составила около 10,6 млрд. рублей, в том числе:
1998 год - 939,4 млн. рублей;
2001 год - более 7 000,0 млн. рублей;
2002 год - 114,6 млн. рублей;
2004 год - 439,0 млн. рублей;
2005 год - 97,4 млн. рублей;
2006 год - 7,7 млн. рублей;
2007 год - 1 088,5 млн. рублей
2008 год - 939,1 млн. рублей
В Якутии под влиянием наводнений создаются не только чрезвычайные ситуации, принимающие характер стихийного бедствия (гибель людей, посевов, разрушение сооружений), но и происходят не менее опасные негативные последствия, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей среды, такие как:
1. Повышение уровня грунтовых вод, которые приводят к избыточному переувлажнению земель сельскохозяйственного назначения. Развитие явления гидроморфизма ведет к деградации плодородных земель, снижению их урожайности, ухудшаются условия обитания растений и животных. Кроме того, усиленная промывка почвогрунтов, затопленных в период весеннего половодья территорий, способствует увеличению концентрации загрязняющих веществ в водных объектах.
2. Ухудшение условия обеспечения водой населенных пунктов из-за выхода из строя русловых и береговых водозаборов питьевого водоснабжения. Ситуация еще более усугубляется тем, что большинство крупных населенных пунктов Якутии не имеют альтернативных источников водоснабжения, хотя согласно требованиям ГОСТ Р 226.0195 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования" водообеспечение средних и крупных городов должно осуществляться не менее чем от двух независимых водоисточников. Предполагается, что для этих целей шире могли бы использоваться ресурсы подземных вод.
3. Разрушение емкостей для хранения нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, смыв паводковыми водами с затопленных территорий пестицидов, агрохимикатов и других опасных химических веществ, производственных и бытовых отходов, отходов животноводческих и свиноводческих ферм, а также затопление кладбищ, скотомогильников, несанкционированных свалок, что приводит к загрязнению водных объектов.
4. Активизация криогенных процессов (оползни, суффозия, пучение грунтов, термокарст и др.) из-за увеличения влажности грунтов, возникновение опасности разрушения фундаментов сооружений, усиление процессов водной эрозии земель, разрушение берегов, оврагообразование и заболачивание территорий.
5. Происходит засорение и захламление русел и прибрежных защитных полос водных объектов посторонними нерастворимыми предметами (древесиной, шлаком, металлоломом, строительным мусором и т.п.), что усиливает отложение наносов и уменьшение водопропускной способности.
Так, захламленность русла, берегов и поймы реки Лены проржавевшими, притопленными и затопленными судами, металлоконструкциями, автомобильными покрышками является постоянным источником загрязнения речных вод.
6. Засоление почвы пойменных сельскохозяйственных угодий в результате длительного затопления территорий.
Согласно "Стратегическому прогнозу изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России", составленному Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по результатам исследований к 2015 году ожидается повышение частоты заторных наводнений на реке Лена в два раза. Свой вклад в увеличение водности рек республики внесет и деградация многолетней мерзлоты, вызванная потеплением климата. Все это в комплексе увеличивает угрозу формирования катастрофических наводнений практически на всех реках Якутии - от малых до больших. Прогнозируемое изменение стока рек скажется на притоке воды к водохранилищам на реках Вилюй и Колыма, в перспективе -к водохранилищу Канкунской ГЭС на реке Тимптон. На реках ожидается уменьшение максимальной толщины льда до 20-40%, что приведет к значительному изменению в сроках и процессах замерзания и вскрытия рек. Эти изменения потребуют пересмотра режима работы водохранилищ с учетом интересов основных потребителей. Между тем, не изучен гидрологический режим, закономерности и механизм вскрытия рек в условиях возможных изменений климата и интенсивного освоения территории республики. Не разработаны нормативные документы в области гидрологических расчетов, учитывающие особенности режима рек Якутии (наводнения, зажоры, заторы, промерзание и перемерзание, наледи, полыньи, пересыхание, криогенные "паводки"), что увеличивает риск техногенных аварий на гидротехнических сооружениях, в том числе и на ГЭС.
Из 338 гидротехнических сооружений, расположенных на территории республики, сооружения сельскохозяйственного назначения составляют 298 (78,6%), промышленности и жилищно-коммунального хозяйства - 40 (21,4%). Большинство сооружений построено в 70-80-х годах ХХ века и представляют гидросооружения низкого напора, в основном, для обеспечения работы систем лиманного орошения лугов и водоснабжения населенных пунктов. В настоящее время 60% сооружений сельскохозяйственного назначения имеют 70-75% износа. Управление водохозяйственными системами с гидротехническими сооружениями на реках проводится недостаточно эффективно. Особую экологическую опасность представляют сооружения, поднадзорные Ростехнадзору России - хвостохранилище бывшего цеха обогатительной фабрики (ЦОФ) Депутатского ГОКа "Западный", водоем-отстойник Куларской ЗИФ. При прорыве дамб данных гидроузлов может быть нанесен экологический ущерб рекам Нэттик, Бургуаат, Омолой, Депутатка, Иргичээн и Индигирка. На многих сооружениях наблюдается фильтрация через тело вдоль водосбросных сооружений, просадка тела земляных дамб и плотин (водохранилище Сытыканское, хвостохранилища на руч. Новом, Лебединское и Куранахское обогатительной фабрики в Алданском районе), переполнение (Куларское хвостохранилище) и переработка берегов, загрязнение воды фенолами (Вилюйское водохранилище).
На ликвидацию последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это обстоятельство выдвигает цель и приоритетные задачи по защите населенных пунктов и объектов экономики республики от наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Защита населенных пунктов и объектов экономики от наводнений должна основываться на следующих основных положениях:
1. На реках Якутии существует постоянная угроза от наводнений природного и техногенного характера, при этом наибольшему риску подвержены 92 населенных пункта с населением 136,4 тыс. человек, что негативно влияет на жизнедеятельность населения и устойчивое развитие экономики.
2. Возникновение экстремальных гидрологических ситуаций, связанных с наводнениями, происходит стихийно и не регулируемо. В то же время исторически сложилось так, что населенные пункты Республики Саха (Якутия) в преобладающем большинстве размещены в речных долинах, подверженных периодическим затоплениям и подтоплениям, поэтому величина причиняемого наводнениями ущерба в значительной степени зависит, прежде всего, от понимания угрозы и разумных действий человека, а также от своевременности и точности предсказания наводнений и принятия предупредительных мер защиты.
3. Вопросы защиты населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод являются одним из приоритетных направлений развития водохозяйственного комплекса России.
Целью Концепции защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод является создание безопасных условий для жизнедеятельности населения и устойчивого развития экономики. Цель выдвигает в число приоритетных задач разработку и реализацию эффективных мер по минимизации ущербов от наводнений и ликвидации последствий в кратчайшие сроки, для чего на основании данной Концепции должна быть разработана Государственная целевая программа Республики Саха (Якутия) по защите населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Указанные цели будут достигнуты при решении следующих задач:
совершенствование и развитие служб изучения, прогнозирования, обнаружения, мониторинга экстремальных гидрологических ситуаций;
разработка научно-обоснованных планов предупредительных мероприятий по защите населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод;
нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности (отвода земельных участков под строительство жилых домов, дачных построек и производственных объектов) в зонах вероятного затопления и подтопления для обеспечения безопасности населения и объектов экономики от опасности наводнений и других видов негативного воздействия вод;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
проведение и внедрение в практику широкого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на предупреждение наводнений и негативного воздействия вод и минимизации их последствий в условиях современного климата и его возможного изменения с учетом интенсивного освоения территории республики.
Главным условием эффективности реализации государственной политики в сфере защиты от наводнений и других видов негативного воздействия вод на территории Республики Саха (Якутия) является программно-целевое решение комплекса задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека от негативного воздействия вод, которое должно учитывать гидрологические и социально-экономические условия территории Республики Саха (Якутия).
Концепция защиты населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод основывается на Конституции Российской Федерации, Водном кодексе Российской Федерации, посланиях Президента Российской Федерации, Федеральных программных документах (в частности, на Комплексе мер по предупреждению негативного воздействия вод в паводковые периоды в бассейне реки Лена, утвержденном приказом Минприроды России от 22.01.2009 N 90, материалах Ленского бассейнового водного управления Росводресурсов, прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации, Дальневосточного региона, нормативно-правовых актах Республики Саха (Якутия).
Для достижения цели и реализации задач, поставленных Концепцией защиты населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод, должен быть проведен комплекс мероприятий по следующим направлениям:
1. Предупреждение и предотвращение вредного воздействия вод.
2. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
3. Охрана водных объектов и восстановление водохозяйственных сооружений.
4. Обеспечение надежного, безаварийного функционирования систем инженерной защиты от подтоплений и наводнений.
5. Создание информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения в области управления водными объектами и их ресурсами, в том числе создание моделей зон затопления на местности с применением программного средства ГИС на базе "Панорамы" с учетом наличия электронной топоосновы населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в этой системе.