Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2013 года N 181

О комплексной программе развития здравоохранения Курганской области до 2020 года

г. Курган

(ПРИЗНАНО УТРАТИВШИМ СИЛУ:
Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 508: НГР RU45000201300674)

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р, в соответствии с Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития, комплексных программах, целевых программах и ведомственных целевых программах Курганской области" Правительство Курганской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить комплексную программу развития здравоохранения Курганской области до 2020 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике Калугину М.А.

Губернатор

Курганской области О.А. Богомолов

Приложение к постановлению
Правительства Курганской области
от 29 апреля 2013 года N 181
"О комплексной программе развития
здравоохранения Курганской области до 2020 года"

Комплексная программа развития здравоохранения Курганской области до 2020 года

Раздел I. Паспорт комплексной программы развития здравоохранения Курганской области до 2020 года


Наименование:

Комплексная программа развития здравоохранения Курганской области до 2020 года (далее - Программа).

Ответственный и сполнитель:

Департамент здравоохранения Курганской области.

Соисполнители:

государственные учреждения здравоохранения Курганской области (по согласованию);

 муниципальные учреждения здравоохранения Курганской области (по согласованию);

 Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области;

 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курганской области (по согласованию);

 частные учреждения здравоохранения Курганской области (по согласованию).

Цель:

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки .

Задачи:

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья  и развития первичной медико-санитарной помощи;

 повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

 развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;

 повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

 развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

 обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

 обеспечение системы здравоохранения высококвалифицирован-ными кадрами;

 медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения;

 обеспечение системности организации охраны здоровья .

Целевые индикаторы:

смертность от всех причин (случай на 1000 населения);

 материнская смертность (случай на 100 тысяч родившихся живыми);

 младенческая смертность (случай на 1000 родившихся живыми);

 смертность от болезней системы кровообращения (случай на 100 тысяч населения);

 смертность от дорожно-транспортных происшествий (случай на 100 тысяч населения);

 смертность от новообразований (в том числе от злокачественных)(случай на 100 тысяч населения);

 смертность от туберкулеза (случай на 100 тысяч населения);

 потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литр на душу населени я в год);

 распространенность потребления табака среди взрослого населения (процент);

 распространенность потребления табака среди детей и подростков (процент);

 заболеваемость туберкулезом (случай на 100 тысяч населения);

 обеспеченность врачами (человек на 10 тысяч населения);

 количество средних медицинских работников на одного врача (единица);

 соотношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Курганской области (процент);

 соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в Курганской области (процент);

 соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в Курганской области (процент);

 ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет).

Этапы и сроки  реализации:

сроки реализации Программы - 2013-2020 годы;

 Программа реализуется в два этапа:
 первый этап: 2013-2015 годы - структурные преобразования в сфере здравоохранения;

 второй этап: 2016-2020 годы - инновационное развитие сферы здравоохранения.

Объемы финансирования:

объем финансирования Программы составляет 77 810 478,5 тысячи рублей, в том числе по годам:
 2013 год - 8 044 437,8 тысячи рублей;

 2014 год - 7 792 364,0 тысячи рублей;

 2015 год - 8 706 703,2 тысячи рублей;

 2016 год - 9 285 664,5 тысячи рублей;

 2017 год -  9 894 217,2 тысячи рублей;

 2018 год - 10 679 726,9 тысячи рублей;

 2019 год - 11 269 121,0 тысячи рублей;

 2020 год - 12 138 243,9 тысячи рублей,
 из них:
 средства федерального бюджета (по согласованию) по  предварительной оценке - 5 867 549,5 тысячи рублей, в том числе по годам:
 2013 год - 1 077 605,8 тысячи рублей;

 2014 год - 568 117,2 тысячи рублей;

 2015 год - 603 536,1 тысячи рублей;

 2016 год - 641 173,5 тысячи рублей;

 2017 год - 681 168,6 тысячи рублей;

 2018 год - 714 047,7 тысячи рублей;

 2019 год - 757 990,6 тысячи рублей;

 2020 год - 823 910,0 тысячи рублей;

 средства  областного  бюджета  по  предварительной  оценке  -
 8 674 859,0 тысячи рублей, в том числе по годам:
 2013 год - 695 632,0 тысячи рублей;

 2014 год - 953 846,8 тысячи рублей;

 2015 год - 1 032 285,1 тысячи рублей;

 2016 год - 1 093 749,0 тысячи рублей;

 2017 год - 1 102 607,6 тысячи рублей;

 2018 год - 1 274 619,2 тысячи рублей;

 2019 год - 1 201 132,4 тысячи рублей;

 2020 год - 1 320 986,9 тысячи рублей;

 средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области (по согласованию) по  предварительной оценке - 63 268 070,0 тысячи рублей, в том числе по годам:
 2013 год - 6 271 200,0 тысячи рублей;

 2014 год - 6 270 400,0 тысячи рублей;

 2015 год - 7 070 882,0 тысячи рублей;

 2016 год - 7 550 742,0 тысячи рублей;

 2017 год - 8 110 441,0 тысячи рублей;

 2018 год - 8 691 060,0 тысячи рублей;

 2019 год - 9 309 998,0 тысячи рублей;

 2020 год - 9 993 347,0 тысячи рублей.

Ожидаемые  результаты реализации:

снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1 000 населения;

 снижение материнской смертности до 15,5 случая на 100 тысяч родившихся живыми;

 снижение младенческой смертности до 6,4 случая на 1 000 родившихся живыми;

 снижение смертности от болезней системы кровообращения до  630,0 случая на 100 тысяч населения;

 снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,5 случая на 100 тысяч населения;

 снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 206,0 случая на 100 тысяч населения;

 снижение смертности от туберкулеза до 21,0 случая на 100 тысяч населения;

 снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 10,0 литра на душу населения в год;

 снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25,0 процента;

 снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 15,0 процента;

 снижение заболеваемости туберкулезом до 45,0 случая на 100 тысяч населения;

 повышение обеспеченности врачами до 42,0 человека на 10 тысяч населения;

 снижение количества средних медицинских работников на одного врача до 3,0 единицы;

 достижение соотношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или ино е высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Курганской области до 200,0 процента;

 достижение соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в Курганской области до 100,0 процента;

 достижение соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в Курганской области до 100,0 процента;

 повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 75,0 лет.

Раздел II. Характеристика текущего состояния сферы здравоохранения Курганской области


Площадь Курганской области составляет 71 486,7 тысячи квадратных километров. Областной центр - город Курган с населением 327 898 человек. В Курганской области проживает 896 264 человека. Плотность населения - 12,5 человека на один квадратный километр.

Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 196 773 тысячи человек, в трудоспособном возрасте - 516 751 человек, старше трудоспособного возраста - 227 164 человека.

Одной из основных сложившихся негативных тенденций социально-экономического развития Курганской области является нестабильная демографическая ситуация, которая характеризуется естественной убылью населения из-за превышения уровня смертности над рождаемостью.

Причиной сокращения численности населения являются естественная и миграционная убыль.

В 2012 году в результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", целевой программы Курганской области "Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 31 марта 2011 года N 116, других целевых программ Курганской области в сфере здравоохранения, направленных на снижение смертности населения Курганской области, обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью, произошли позитивные изменения основных показателей, характеризующих демографическую ситуацию и состояние здоровья населения, в сравнении с 2011 годом:

рост на 8,9 процента уровня рождаемости (с 12,5 до 13,61 случая на 1000 населения);

сохранение на уровне 2011 года показателя общей смертности (15,6 случая на 1000 населения);

сокращение в 1,45 раза естественной убыли населения с -3,2 до -2,09 случая на 1000 населения;

сокращение на 8,8 процента удельного веса смертности в трудоспособном возрасте (с 30,4 до 27,74 процента);

снижение на 13,8 процента показателя младенческой смертности (с 10,1 до 8,71 случая на 1000 родившихся живыми);

снижение на 4,2 процента материнской смертности (с 16,8 до 16,1 случая на 100 тысяч родившихся живыми).

Структура смертности населения в Курганской области сходна с таковой в Российской Федерации и более чем на 80,0 процента обусловлена неинфекционными заболеваниями, в первую очередь болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, болезнями органов дыхания, сахарным диабетом, и внешними причинами (включая дорожно-транспортные происшествия).

Основные причины неблагополучия общественного здоровья населения Курганской области, как и всего населения Российской Федерации, связаны с проблемами высокой смертности, высокой распространенности социально значимой патологии (злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза, психических заболеваний, инфекционных заболеваний, в том числе инфекции, вызванной вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекция), гепатитов В и С, наркомании, в том числе алкоголизма), вызванных рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на качество жизни населения, включая чрезмерные стрессовые нагрузки, уровень санитарно-гигиенической культуры, а также высоким уровнем смертности от внешних причин, включая дорожно-транспортные происшествия.

В Курганской области ежегодно регистрируется более 8 тысяч новых случаев артериальной гипертонии, что выше среднероссийских показателей, более 9 тысяч новых случаев цереброваскулярных заболеваний (включая инсульты). В структуре общей смертности населения Курганской области смертность от болезней системы кровообращения занимает первое место (48,8 процента).

Сохраняется высокий уровень заболеваемости и смертности населения от злокачественных новообразований, которые занимают третье место в структуре причин общей смертности населения Курганской области (14,9 процента):

в 2012 году показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями вырос на 9,6 процента, составив 470,5 случая на 100 тысяч человек населения (2011 год - 429,4), показатель смертности вырос на 5,1 процента, составив 236,5 случая на 100 тысяч населения (2011 год - 225,0).

Рост смертности от злокачественных новообразований связан с ростом заболеваемости, снижением численности населения и его постарением, а также образом жизни и состоянием экологии в Курганской области. Удельный вес умерших от рака в возрасте 70 лет и старше составляет более 43,0 процента. Остаются высокими показатели инвалидности вследствие злокачественных новообразований.

В 2010-2012 годах эпидемическая ситуация по туберкулезу в Курганской области изменилась: на 9,2 процента снизился показатель заболеваемости туберкулезом (с 137,6 случая на 100 тысяч населения в 2010 году до 124,9 случая на 100 тысяч населения в 2012 году), на 7,4 процента снизилась распространенность туберкулеза среди населения (с 326,5 случая на 100 тысяч населения в 2010 году до 302,5 случая на 100 тысяч населения в 2012 году), на 4,2 процента повысился охват населения периодическими профилактическими осмотрами на туберкулез (с 71,9 процента в 2010 году до 74,9 процента в 2012 году), что повлияло на своевременность выявления и эффективность лечения случаев туберкулеза; на 10,0 процента снизилась смертность от туберкулеза (с 36,9 случая на 100 тысяч населения в 2010 году до 33,2 случая на 100 тысяч населения в 2012 году). Реализованы системные преобразования в структуре государственных учреждений здравоохранения Курганской области, оказывающих противотуберкулезную медицинскую помощь. Однако показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза населения Курганской области остаются значительно выше среднероссийских.

Ситуация по ВИЧ-инфекции в Курганской области остается напряженной. Курганская область относится к территории с высокой степенью распространенности ВИЧ-инфекции (0,3 процента населения). С 2004 года половой путь передачи ВИЧ-инфекции преобладает над наркотическим. С каждым годом растет доля женщин среди ВИЧ-инфицированных, что говорит о необходимости серьезного отношения к проблеме профилактики ВИЧ-инфекции во время беременности и профилактике восходящего пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к плоду.

Проблема вирусных гепатитов приобрела значительные масштабы - она имеет чрезвычайный характер и представляет угрозу для здоровья населения Курганской области. По темпам прироста и масштабам распространенности вирусные гепатиты значительно превосходят заболеваемость ВИЧ-инфекцией.

В течение 2012 года детьми предпринято 65 попыток суицида, из них 5 завершенных. В 16,9 процента случаев в 2012 году в соответствии с действующим законодательством дети были консультированы врачами-психиатрами, по мере необходимости назначалась терапия психофармакологическими средствами. Анализ причин завершенных суицидов показал, что 3 из 5 детей, покончивших с собой, - это дети из приемных и патронатных семей. Этот факт говорит о том, что детские суициды - это сгусток не только медицинских, но и социальных, педагогических проблем. Поэтому взаимодействие специалистов этих ведомств должно быть продолжено.

Сохраняется эпидемиологическая настороженность по заболеваемости такими инфекциями, как вирусный гепатит А, ветряная оспа, клещевой энцефалит и некоторые другие.

Регистрируется групповая и вспышечная заболеваемость инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики, в организованных детских коллективах, в том числе и закрытых (ветряная оспа, вирусный гепатит А).

Основным направлением профилактики инфекционных заболеваний является повышение уровня привитости населения и качество проводимых прививок.

Требуется развитие системы информирования населения о мерах предупреждения распространения инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.

Сохранение здоровья населения и создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации с учетом демографической ситуации являются приоритетными направлениями государственной политики в сфере здравоохранения.

Для улучшения ситуации в сфере здравоохранения необходимо:

возрождение системы профилактики заболеваний;

формирование культуры здорового образа жизни;

создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;

укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;

обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;

повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

Работа по профилактике заболеваний, коррекции факторов риска проводится во всех государственных учреждениях здравоохранения Курганской области, в 47 из них открыты кабинеты медицинской профилактики, оснащение и материальная база которых требует значительных материальных вложений.

С целью снижения смертности населения необходимо продолжить формирование условий для повышения эффективности и качества оказания специализированных видов медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения Курганской области за счет внедрения современных методов диагностики и лечения.

Необходимо обеспечение отдельных категорий граждан по медицинским показаниям лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Несмотря на снижение младенческой смертности, повышение выявляемости заболеваний у детей, показатели детской и младенческой смертности в Курганской области превышают среднероссийские показатели. Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью системы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации в Курганской области.

Низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов формирует недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, что требует развития в Курганской области паллиативной медицинской помощи.

Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является низкая обеспеченность сферы здравоохранения Курганской области квалифицированным персоналом.

Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. В государственных учреждениях здравоохранения Курганской области недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины, отсутствует единое информационное пространство телемедицины.

В рамках Программы необходимо осуществить мероприятия по дальнейшему укреплению материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения Курганской области для оказания медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, для чего необходимо приобретение в 2013-2020 годах 12 400 единиц современного медицинского оборудования, расширение и обновление парка санитарного транспорта.

В 2013-2020 годах необходимо развитие механизмов, обеспечивающих недопущение или возможно более раннюю коррекцию факторов риска развития заболеваний и самих заболеваний.

Дальнейшее развитие в этом направлении будет обусловлено осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительную роль в реализации которых играют культура здорового образа жизни и эффективная работа первичного звена здравоохранения. На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению здоровья.

Всего к началу 2013 года в Курганской области функционировало 69 лечебно-профилактических учреждений, включая 1 учреждение, находящееся в муниципальной собственности, 68 учреждений областной подчиненности.

Коечный фонд стационарных учреждений составляет 8 459 коек (с учетом коек учреждения федерального подчинения). В результате проведенной в течение 2008-2012 годов реорганизации коечного фонда круглосуточный коечный фонд сократился на 3,5 процента (2007 год - 8 767 коек), в то же время увеличилась мощность дневных стационаров и составила 1 778 коек, из них в поликлиниках - 756 (42,5 процента).

Сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Курганской области

Город Курган (областной центр)

Численность населения города Кургана на 1 января 2013 года составила 327 898 человек.

На территории города Кургана расположены:

Государственное бюджетное учреждение (далее - ГБУ) "Курганская больница N 1";

ГБУ "Курганская больница N 5";

ГБУ "Курганская поликлиника N 3";

ГБУ "Курганская поликлиника N 4";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»