ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 05 декабря 2013 года N 2353

О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 953 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы"

В целях формирования благоприятных условий для развития научно - инновационной системы, направленной на технологическую модернизацию отраслей экономики Республики Саха (Якутия), постановляю:

1. Внести в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 953 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" изменения, изложив государственную программу Республики Саха (Якутия) "Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" в редакции согласно приложению к настоящему Указу.

2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент

Республики Саха (Якутия) Е. БОРИСОВ

г.Якутск

5 декабря 2013 года


N 2353


ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента

Республики Саха (Якутия)

от 5 декабря 2013 г. N 2353

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Базовый вариант

Интенсивный вариант

1.

Наименование
 государствен-ной программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа)

2.

Статус
 Программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия)

3.

Основание для
 разработки Программы

Закон Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 г. 132-З N 267-III "О науке и государственной научно-технической политике (новая редакция)";

 Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 г. N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)";

 Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2011 г. N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы";

 Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 г. N 1429 "Об основных направлениях развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы";

 Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р
 "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года"
;

 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2433-р
 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы"
;

 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 467-р
 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2013 - 2020 годы"

4.

Ответственный
 исполнитель
 Программы

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке (далее - Госкоминноваций РС (Я))

5.

Соисполнители  Программы

Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия);

 Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);

 Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия);

 Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

 Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия);

 Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия);

 Департамент по водным отношениям Республики Саха (Якутия);

 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)

6.

Цель и задачи
 Программы

Цель: формирование благоприятных условий для развития научно - инновационной системы, направленной на технологическую модернизацию отраслей экономики Республики Саха (Якутия).
 Задачи:
 воспроизводство научного потенциала Республики Саха (Якутия);

 формирование реестра научно-инновационных проектов;

 научно-исследовательское и опытно-конструкторское обеспечение реализации проектов;

 стимулирование реализации научно-инновационных проектов на производстве;

 интеграция научного потенциала Республики Саха (Якутия) в проведении фундаментальных и прикладных исследований;

 реализация проектов создания крупных научных установок класса мега-сайенс на территории Республики Саха (Якутия);

 формирование и развитие инновационной инфраструктуры;

 развитие коммуникаций в научно-инновационной деятельности;

 формирование организационно-правовой основы развития биотехнологий в Республике Саха (Якутия);

 формирование научной, образовательной и производственной инфраструктуры развития биотехнологий;

 масштабирование производственных объектов по выпуску биотехнологической продукции в ключевых отраслях экономики Республики Саха (Якутия)

7.

Целевые
 индикаторы
 Программы

Внутренние затраты на исследования и разработки;

 Численность исследователей до 39 лет (в т.ч. получивших ученую степень);

 Количество новых проектов, получивших финансовую поддержку из разных источников;

 Количество поданных заявок на выдачу патентов по госзаказу на НИОКР;

 Количество РИД по госзаказу на НИОКР, вовлеченных в хозяйственный оборот;

 Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации;

 Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в Российской Федерации в расчете на 1 0 тыс. чел. населения);

 Отношение среднемесячной заработной платы научных сотрудников к среднемесячной заработной плате в Республике Саха (Якутия);

 Число отечественных публикаций научных сотрудников в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей;

 Объем инновационной продукции, произведенной резидентами ГАУ Республики Саха (Якутия) Технопарк "Якутия";

 Количество специалистов, прошедших подготовку в области инновационной деятельности;

 Количество публикаций и передач в средствах массовой информации;

 Количество мероприятий в сфере инноваций (выставки, конференции, форумы и т.д.);

 Количество новых биотехнологических продуктов;

 Количество специалистов, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации в сфере развития биотехнологий;

 Количество пользователей научным оборудованием лаборатории;

 Количество организаций, производящих биотехнологическую продукцию в реестре инновационно-активных организаций

8.

Сроки реализации (этапы) Программы

2012 - 2016 годы

9.

Наименование
 подпрограмм
 Программы

Подпрограмма N 1 "Развитие системы стимулирования научно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)";

 Подпрограмма N 2 "Формирование и развитие инфраструктуры региональной научно-инновационной системы Республики Саха (Якутия)";

 Подпрограмма N 3 "Развитие биотехнологий в Республике Саха (Якутия)"

10.

Предельный
 объем средств
 на реализацию
 Программы с
 разбивкой по
 годам (тыс.
 руб.)

1 623 237

5 173 904

2012 год

345 724

608 363

2013 год

478 613

803 781

2014 год

273 392

1 324 445

2015 год

273 392

1 320 978

2016 год

252 116

1 116 336

Раздел 1. Характеристика текущего состояния


В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года основным приоритетом экономического развития страны определено производство знаний и новых технологий, а в перспективе - и их экспорт. При этом Президентом поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный путь развития, на совершение опережающих действий по созданию основ национальной конкурентоспособности там, где можно получить будущие выгоды и преимущества, где возможно быстрое внедрение самых передовых технологий, создание новых и эффективных предприятий. Развитие экономики должно основываться на пяти "И" - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации и Интеллект.

В Бюджетном послании на 2012 - 2014 годы, представленном Федеральному Собранию Российской Федерации 29 июня 2011 года, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев также заявил о необходимости скорейшего формирования принципиально новой модели экономического роста, основанной на росте частной инициативы, массовых инноваций, эффективной системе публичных услуг, качественной финансовой и производственной структуре.

В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики Президентом Российской Федерации 7 мая 2012 года был подписан Указ N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", где Правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные на увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% - к 2018 году, увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года, на создание и модернизацию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году.

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4%, увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), до 2,44%.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" говорится о недостаточности бюджетных средств, направляемых на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики. Президент указал на то, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходимо проводить работу по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.

Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

Также в Послании затронута тема обеспечения перехода к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда и социальный пакет научного работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы, должен выразиться в повсеместном применении "эффективного контракта", который в свою очередь поможет реализовать конкретные структурные и институциональные изменения в научной сфере.

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последнее десятилетие радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций, то есть превращение знаний в деньги. В первую очередь, это связано с усилением воздействия научно - технического прогресса на все стороны жизни общества, фундаментальными технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и институциональным переменам. Соответственно, меняется и набор основных факторов экономического роста. Важнейшими из них становятся научные знания и интеллектуальный капитал, которые признаются главными источниками создания конкурентных преимуществ и устойчивого социально-экономического развития территорий. В этой связи вопросы модернизации и инновационного переустройства экономики были признаны и остаются ключевыми, магистральными направлениями социально-экономических преобразований в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия) в частности.

Важнейшими инструментами по повышению координации и стимулированию взаимодействия различных секторов экономики с сектором исследований и разработок становятся государственные программы, программы инновационного развития хозяйствующих субъектов, технологические платформы, инновационные территориальные кластеры, технопарки и технополисы, венчурные компании и другие.

В Республике Саха (Якутия) созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций: ОАО "Венчурная компания "Якутия" (с государственным участием), ГАУ Республики Саха (Якутия) "Технопарк "Якутия". В планах создание и развитие отраслевых территориальных кластеров развития: Центра защиты интеллектуальной собственности при Академии наук Республики Саха (Якутия), формирование Центра коллективного пользования в ГАУ Республики Саха (Якутия) "Технопарк "Якутия", кластера производства композиционных материалов, Парка высоких технологий, Агротехнопарка, Центра климатических испытаний и других.

Основной целью проводимой государственной политики в сфере развития собственных технологий является формирование благоприятных условий для развития конкурентоспособной и результативной научно-инновационной системы, направленной на технологическую модернизацию отраслей экономики Республики Саха (Якутия). В рамках достижения цели необходимо решить следующие задачи:

воспроизводство научного потенциала Республики Саха (Якутия);

формирование реестра научно-инновационных проектов;

научно-исследовательское и опытно-конструкторское обеспечение реализации проектов;

стимулирование реализации научно-инновационных проектов на производстве;

интеграция научного потенциала Республики Саха (Якутия) в проведении фундаментальных и прикладных исследований;

реализация проектов создания крупных научных установок класса мега-сайенс на территории Республики Саха (Якутия);

формирование и развитие инновационной инфраструктуры;

развитие коммуникаций в научно-инновационной деятельности.

С позиции развития наиболее перспективного и конкурентоспособного направления - развития биотехнологий республики, необходимо:

формирование организационно-правовой основы развития биотехнологий в Республике Саха (Якутия);

формирование научной, образовательной и производственной инфраструктуры развития биотехнологий;

масштабирование производственных объектов по выпуску биотехнологической продукции в ключевых отраслях экономики Республики Саха (Якутия).

Реализация государственной программы "Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" за 2012 год выявила отдельные участки в сфере науки и инноваций, пристальное внимание к которым на фоне предпринятых значительных усилий по развитию научно-инновационной деятельности в республике необходимо уделить именно на данном этапе социально-экономического развития республики.

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" законодательно определены отношения по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности между субъектами научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научно-технической продукции (работ, услуг). Положения Федерального закона нашли отражение в Законе Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2012 г. 1063-З N 1029-IV "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О науке и государственной научно-технической политике", где отдельной главой прописаны меры государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемые в Республике Саха (Якутия).

Необходимо отметить, что основным ориентиром по созданию и развитию инновационной экономики Республики Саха (Якутия) является содействие на своем уровне достижению целей и выполнению основных направлений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, которая является основополагающим документом в сфере инновационного развития страны.

В целях кардинального улучшения сферы научных исследований, направленных на практический результат, позволяющий в перспективе рассчитывать на положительные сдвиги в позициях Российской Федерации на международном уровне, Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2433-р.

В целях решения задач по формированию инновационной экономики Российской Федерации утверждена государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2013 - 2020 годы", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 467-р.

Приоритетные направления обоих указанных федеральных государственных программ нашли отражение в настоящей государственной программе.

В целях вывода России на лидирующие позиции в области разработки биотехнологий, в том числе по отдельным направлениям биомедицины, агробиотехнологий, промышленной биотехнологии и биоэнергетики, и создание глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен стать основой модернизации и построения постиндустриальной экономики, Правительством Российской Федерации 24 апреля 2012 г. N 1853п-П8 утверждена "Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года".

В целях развития биотехнологий в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило План мероприятий ("дорожную карту") "Развитие биотехнологий и генной инженерии". Соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 июля 2013 г. N 1247-р подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

"Дорожная карта" включает в себя мероприятия в области биофармацевтики, биомедицины, промышленной биотехнологии, биоэнергетики, агропищевой биотехнологии, лесной биотехнологии, природоохранной биотехнологии и генной инженерии. Мероприятия "дорожной карты" направлены на развитие внутреннего спроса на биотехнологическую продукцию, а также ее экспорта, на создание производственно-технологической базы для формирования новых отраслей промышленности.

Перечень целевых ориентиров, показателей и индикаторов развития биотехнологий и генной инженерии содержит 30 позиций, включая достижение в 2018 году следующих объёмов биотехнологической продукции:

в сфере потребления - 300 млрд рублей (в 2012 году – 128 млрд рублей);

в сфере производства - 200 млрд рублей (в 2012 году – 26 млрд рублей);

экспорт - 50 млрд рублей (в 2012 году – менее 1 млрд рублей).

Планируется, что реализация "дорожной карты" будет способствовать повышению уровня производства биотехнологической продукции в России в объеме до 1% ВВП к 2020 году, а также созданию условий для достижения сектором объемов не менее 3% ВВП к 2030 году.

В конечном счете результатом решения каждой из указанных в настоящей Программе задач является инновационная продукция, произведенная в республике. Как и любая другая продукция инновационный продукт, несмотря на свою уникальность, создается и продается в рыночных условиях, где для успешных продаж необходим спрос. Поэтому настоящая Программа также является государственным инструментом стимулирования спроса на инновационную продукцию.

Для обеспечения взаимодействия между спросом и предложением на инновации, как показала практика, требуется целая совокупность разнообразных механизмов, основным из которых является стимулирование спроса и предложения посредством участия государства в реализации научно-инновационных проектов.

SWOT-анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы


В целях определения приоритетных задач Программы, направленных на достижение цели по формированию благоприятных условий для развития конкурентоспособной и результативной сферы научно-инновационной деятельности, которая направлена на технологическую модернизацию отраслей экономики Республики Саха (Якутия), проведен SWOT-анализ Программы.

Таблица N 1.

Матрица SWOT-анализа реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»