ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 21 мая 2012 года N 1429

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ

В соответствии с системой планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия), в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и определения основных направлений развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы постановляю:

1. Утвердить Основные направления развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы согласно приложению к настоящему Указу.

2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Данчикова Г.И.) обеспечить:

2.1. Реализацию параметров и положений Основных направлений развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы.

2.2. Ежегодное рассмотрение хода реализации Основных направлений развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы при подведении итогов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за прошедший год и установлении задач на планируемый год с внесением при необходимости корректировок.

3. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2007 года N 755 "О плане социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы".

4. Контроль исполнения настоящего Указа оставляю за собой.

5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     21 мая 2012 года
     N 1429




Приложение
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 21 мая 2012 года N 1429

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ


 Переход на новый качественный уровень социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за счет модернизации всех сфер деятельности в Республике Саха (Якутия)

Основные направления развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы - документ, определяющий приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу.

Период 2012 - 2016 годы - первый этап реализации Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основных направлений до 2030 года.

Определены следующие основные направления государственной социально-экономической политики Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы: достижение более высоких темпов экономического роста, поддержка модернизации и эффективных направлений развития производства, модернизация социальной сферы и повышение уровня жизни населения.

Важнейшим условием поступательного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в предстоящий период является реализация комплекса мер по модернизации всех секторов экономики и социальной сферы: технологическое обновление производства, повышение конкурентоспособности и качества товаров и услуг, внедрение новых технологий, позволяющих сократить затраты, развитие человеческого капитала.

Ключевым фактором экономического роста в ближайшие годы становится расширение инвестиций и формирование инновационной политики на всех уровнях государственного и корпоративного управления.

Все направления государственной политики должны способствовать созданию инновационной среды в экономике и социальной сфере. Должны быть инновационными действия всех участников экономической и общественной деятельности.

Основную роль будут выполнять меры по повышению производительности труда, структурной перестройке экономики в направлении увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, а также диверсификации экспорта.

За счет реализации инвестиционных проектов и модернизации отраслей экономики в 2016 году рост производительности труда составит 114,7% к уровню 2011 года.

Политика на рынке труда будет направлена на обеспечение институциональных и экономических условий, способствующих созданию новых и высокопроизводительных рабочих мест и поддержанию эффективной занятости населения.

Будут созданы дополнительные стимулы для привлечения в экономику молодежи, работников старшего возраста, будут снижены административные барьеры, препятствующие высвобождению избыточной рабочей силы на низкоэффективных предприятиях.

Из расчета потребности трудовых ресурсов, модернизации рынка труда к 2016 году ожидается создание около 100 тысяч высокопроизводительных рабочих мест.

Основные задачи модернизации Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, направленной на формирование новых механизмов и условий привлечения инвестиций, внедрения инновационных высокотехнологичных проектов и развития предпринимательства.

2. Опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

3. Повышение энергоэффективности экономики.

4. Технологическая модернизация производственных отраслей экономики.

5. Структурная модернизация экономики.

6. Модернизация государственного управления.

7. Модернизация социальной сферы.

8. Активная внешнеэкономическая деятельность.

Основными этапами развития новых производств в 2012 - 2016 годах будут являться проектирование, проведение геологоразведочных и научно-исследовательских, опытно-промышленных работ и начало строительства горнодобывающего и рудоперерабатывающего комплексов, строительство объектов инфраструктуры.

Планируется начать проектирование и строительство Эльконского горно-металлургического комбината, включающего добычу урановой руды, ее обогащение, переработку и выпуск концентрата природного урана.

Ввод в эксплуатацию первой очереди Таежного ГОКа (на базе железорудных месторождений Таежное) предусмотрен в 2015 году. Планируется начать освоение Десовского, Тарыннахского и Горкитского месторождений.

Предусматривается внедрение уникальной технологии подземной добычи алмазов. Северо-Талаканское, Восточно-Алинское, Восточный блок Талаканского и Южно-Талаканское нефтегазовые месторождения будут осваиваться по новейшим технологиям. К концу 2016 года предполагается формирование Якутского центра газодобычи, включающего в себя обустройство Чаяндинского месторождения и строительство магистрального газопровода "Якутия - Хабаровск - Владивосток".

На проектную мощность выйдет завод базальтовых материалов. С участием ОАО "Роснано" начнется реализация инновационного проекта "Базальт - новые технологии" по направлению "Базальтопластиковые нанокомпозиты для Севера".

Планируется реализация энергоресурсосберегающих мероприятий в производственном, строительном, бюджетном секторах и жилищном фонде, в первую очередь, путем проведения энергетического обследования, установки приборов учета энергоресурсов и внедрения энергоэффективных технологий.

Основные мероприятия развития информационных технологий: формирование Электронного правительства, создание центров общественного доступа к сети Интернет на базе общедоступных библиотек, развитие электронных сервисов в учреждениях здравоохранения, образования и науки, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства.

I. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Основной целью социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) является достижение высокого уровня качества жизни населения с высокими стандартами благосостояния человека.

С учетом положительной динамики рождаемости населения, реализации комплекса мер по сокращению миграционной убыли численность населения республики к 2016 году должна достичь 975,3 тыс. человек с ростом на 2% к уровню 2011 года, рост показателя рождаемости населения - до 18,2 промилле, снижение коэффициента смертности - до уровня 9,3 промилле.

Целевые ориентиры по основным показателям в 2016 году к уровню 2011 года:

рост среднедушевых денежных доходов населения в 1,5 раза, реальных располагаемых денежных доходов - до 17%;

увеличение соотношения среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума - в 3 раза;

рост среднемесячной заработной платы одного работника - в 1,5 раза;

доведение минимальной заработной платы до уровня величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Предусмотрено поэтапное совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда через достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.

Увеличение оплаты труда, рост доходов от предпринимательской деятельности, а также социальная поддержка малоимущих и отдельных категорий граждан позволят повысить качество жизни населения.

1.2. РЫНОК ТРУДА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Устойчивость и сбалансированность рынка труда являются одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность региона.

Основной целью государственной политики занятости является максимальное повышение уровня занятости населения с учетом обеспечения профессиональными кадрами приоритетных отраслей экономики.

При реализации инвестиционных проектов Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года в 2016 году число занятых на проектах достигнет пикового значения и составит более 100 тыс. человек, в том числе доля занятых на строительстве - 65%.

Кадровый дефицит будет покрыт за счет привлечения местных трудовых ресурсов, кадров вахтового метода, мигрантов, вовлечения безработных в процесс производства.

Потребность в местных трудовых ресурсах для участия в реализации инвестиционных проектов к 2016 году возрастет до 4 раз и составит более 40 тыс. человек.

На этапе строительства инвестиционных проектов планируется увеличение доли общей потребности в специалистах с начальным профессиональным образованием. На этапе эксплуатации потребность в кадрах для реализации инвестиционных проектов будет сориентирована с ростом доли специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.

При этом приоритетным направлением станет привлечение местного населения, подготовка и переобучение кадров на территории республики.

Характерным трендом в период до 2016 года станет усиление профессиональной ориентации молодых граждан, направленной на вовлечение их в промышленные и инфраструктурные проекты.

В республике продолжится модернизация сферы профессионального образования по подготовке востребованных рабочих и специалистов.

Для реализации крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Сибири будут приняты меры по созданию благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов путем создания мотивационных механизмов трудоустройства и закрепления.

В связи с увеличением численности занятых в экономике численность безработных уменьшится с 43,2 тыс. человек в 2011 году до 40 тыс. человек в 2016 году, при этом уровень безработицы снизится с 8,8% до 7,6% соответственно, уровень официально зарегистрированной безработицы сократится с 2,3% до 1,9%.

На сокращение уровня безработицы также отразятся дополнительные меры, направленные на оказание содействия трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов. Работодателям, создающим специально оборудованные рабочие места для инвалидов и несовершеннолетних детей, будут оказываться меры поощрения.

В целях достижения поставленных задач будет реализована государственная программа Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы".

1.3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Основные цели: повышение эффективности системы социальной поддержки нуждающихся, повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности маломобильного населения.

Планируются следующие мероприятия:

совершенствование поддержки малообеспеченных семей с детьми и отдельных категорий граждан;

создание к 2016 году до 28 мобильных бригад для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям, проживающим в отдаленных сельских районах;

создание приемных семей для пожилых людей и инвалидов;

развитие государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания;

повышение эффективности системы выплат социальных пособий, внедрение системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным, создание механизма привлечения частных организаций для социального обслуживания лиц старшего возраста;

формирование доступной среды в спортивных учреждениях и сооружениях, в сферах культуры, здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания;

оснащение медицинским и реабилитационным оборудованием учреждений социального обеспечения;

обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;

строительство реабилитационных центров для инвалидов, детей-инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны;

создание альтернативы проживанию нетрудоспособных граждан в домах престарелых в виде строительства специальных домов для одиноких престарелых граждан и пожилых супружеских пар с комплексом социально-бытового назначения.

Большое внимание будет уделено дальнейшему укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»