ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 декабря 2013 года N 418
Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Орловской области от 12 октября 2012 года N 367 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие системы комплексной безопасности в Орловской области на 2013-2016 годы", изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта закона Орловской области об областном бюджете на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование для реализации государственной программы Орловской области "Развитие системы комплексной безопасности в Орловской области на 2013-2016 годы".
3. Признать утратившими силу:
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока инфраструктуры Н. В. Злобина.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от 9 декабря 2013 г. N 418
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от 12 октября 2012 г. N 367
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"Развитие системы комплексной безопасности в Орловской области"
Проект согласован:
Ответственный исполнитель | ||
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области | А. Е. Ященко | |
Год составления проекта государственной программы - 2012 год
Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области | Шайкин | 437-009 |
Паспорт государственной программы Орловской области "Развитие системы комплексной безопасности в Орловской области на 2013-2016 годы"
Наименование государственной программы | "Развитие системы комплексной безопасности в Орловской области на 2013-2016 годы " (далее также - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Соисполнители государственной программы | Департамент образования и молодежной политики Орловской области |
Перечень подпрограмм | 1. Подпрограмма "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Орловской области на 2013-2016 годы" (далее также – Подпрограмма 1). |
Цели государственной программы | 1. Снижение уровня гибели и травматизма людей от чрезвычайных ситуаций, пожаров, на водных объектах, а также снижение размеров материальных потерь. |
Задачи государственной программы | Задачи: |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | 1. Сокращение времени оперативного реагирования пожарно-спасательных подразделений на чрезвычайные ситуации, пожары и различного рода происшествия |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Государственная программа реализуется |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | Общий объем средств, предусмотренных |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1. Снижение уровня гибели и травматизма людей, а также размеров материальных потерь от чрезвычайных ситуаций и пожаров до 5 % ежегодно, в том числе: |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается весьма актуальной для нашего времени. Наибольшую опасность представляют возникающие чрезвычайные ситуации природного характера (наводнения, ураганы, лесные пожары), техногенного характера (транспортные аварии; аварии, связанные с выбросом химически и биологически опасных веществ; взрывы; пожары; гидродинамические аварии; аварии на системах коммунально-энергетического хозяйства).
Следует отметить, что общей характерной особенностью природных и техногенных опасностей и угроз на современном этапе является их взаимосвязанный комплексный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие может вызывать цепочку других, порою более катастрофических, процессов.
Таким образом, результатом чрезвычайных ситуаций является наносимый ими вред, урон, что выражается через последствия природного и техногенного бедствия, под которыми понимается результат воздействия поражающих и других факторов, сопровождающих бедствие, на человека, объекты экономики, социальную сферу, окружающую природную среду, а также изменения обстановки, произошедшие вследствие этого.
Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и использования организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Для решения указанных выше проблем с учетом причин их возникновения необходимо применение программно-целевого метода.
Анализ положения дел, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Орловской области, определил основные цели государственной программы, которыми являются:
снижение уровня гибели и травматизма людей в условиях чрезвычайных ситуаций, пожаров, на водных объектах, а также снижение размеров материальных потерь;
создание условий для безопасного пребывания граждан в местах массового отдыха населения на водных объектах;
повышение безопасности населения Орловской области и снижение социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру "112";
совершенствование систем оповещения и информирования населения области;
качественное улучшение состояния резервов, предназначенных для гражданской обороны.
В настоящее время на вооружении подразделений Государственной противопожарной службы Орловской области (далее - ГПС) находится 66 пожарных автоцистерн, содержащихся за счет средств областного бюджета. Нормативный срок эксплуатации данных автомобилей определен Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", и составляет 10 лет. Фактический срок эксплуатации 56 автомобилей (85 %) составляет более 20 лет. Имеющаяся пожарная техника значительно устарела, практически выработав свой ресурс. Данный факт не позволяет качественно выполнять возложенные на ГПС задачи, способствует ухудшению показателей оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, пожары и различного рода происшествия, увеличивая тем самым человеческие и материальные потери от них.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Главным управлением МЧС России по Орловской области при поддержке Правительства Орловской области проведена определенная работа по созданию дополнительных подразделений пожарной охраны.
Так, в настоящее время из 2 921 сельского населенного пункта подразделениями пожарной охраны прикрыто 2 753 (93,6 %) с населением 743 926 (91,2 %) человек, 192 (6,4 %) населенных пункта с населением 71 468 (8,8 %) человек находятся за пределами зоны 20-минутного прибытия подразделений ГПС.
В части проводимой работы, связанной с транспортными авариями, подразделениями ГПС Орловской области осуществляется прикрытие 100 % автодорог федерального и областного значения. Несмотря на то, что число дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями постепенно снижается, по относительным показателям аварийности Орловская область занимает одно из первых мест в Центральном федеральном округе:
количество ДТП на 10 тысяч единиц транспортных средств составляет 52,9 единиц, что на 48 % больше, чем в среднем по России;
количество пострадавших на 37 % превышает общероссийский уровень.
Вместе с тем при проведении первоочередных работ по ликвидации последствий ДТП с применением гидравлического аварийно-спасательного инструмента позволяет качественно повысить уровень и снизить время выполняемых работ, что позволяет уменьшить тяжесть последствий для пострадавших.
Но в связи с недостаточным укомплектованием подразделений пожарной охраны, поисково-спасательной службы, а также износом имеющегося гидравлического аварийно-спасательного инструмента увеличивается время при проведении деблокирования и извлечения пострадавших, что не позволяет своевременно оказывать первую медицинскую помощь.
В соответствии с положениями федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и других нормативных правовых актов создание и поддержание в постоянной готовности к применению систем информирования и оповещения является важнейшей задачей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Указанные задачи могут быть решены путем создания и функционирования специальной системы - Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее – ОКСИОН), представляющей собой совокупность федеральных, региональных и местных информационных центров, связанных с вышерассмотренными типами оконечных устройств.
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 года N 1810-рс и в соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 15 февраля 2010 года N 27-р имущество гражданской обороны безвозмездно принято из федеральной собственности в государственную собственность Орловской области.
Приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" установлен срок хранения имущества мобилизационного резерва - 25 лет. Для поддержания высокого качества хранимых средств радиационной и химической защиты (далее – РХЗ) производится своевременно их освежение и замена. Освежению подлежат средства РХЗ, у которых по истечении назначенного срока хранения выявлено отклонение от основных параметров. Замене подлежат средства РХЗ, не пригодные для использования по прямому предназначению и морально устаревшие.
В Орловской области содержится 265 800 взрослых противогазов марки ГП-5, ГП-7, из которых выслужили установленный срок 72 550 штук. Противогазы детские марки ПДФ-Д (Ш) в количестве 147 050, из которых выслужили установленный срок хранения 24 000.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют службы экстренного реагирования, такие как: служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба "Антитеррор", которые осуществляют прием вызовов от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств.
На сегодня в Российской Федерации накоплен значительный опыт организации взаимодействия экстренных оперативных служб при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации и, в основном, решены вопросы обеспечения связи дежурно-диспетчерских служб со своими силами.
Однако за последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, высокая плотность населения в городах, большое количество мест массового пребывания людей, значительный уровень террористической угрозы и т. д. поставили перед государством и его экстренными оперативными службами новые более высокие требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы.
Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в 10 % случаев требуется привлечение более чем одной экстренной службы.
Актуальность проблемы обуславливается сохранением значительного уровня количества погибших и пострадавших людей от различных причин смерти, а также значительными показателями прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.