Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2013 года N 578

О внесении изменений в Государственную программу Республики Калмыкия "Охрана окружающей среды на 2013-2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 6 июня 2013 г. N 275, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 20.11.2018 N 353.
____________________________________________________________________

Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Внести изменения в Государственную программу Республики Калмыкия "Охрана окружающей среды на 2013-2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 6 июня 2013 г. N 275 "О Государственной программе Республики Калмыкия "Охрана окружающей среды на 2013-2017 годы", изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу с 1 января 2014 года:

постановление Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2012 г. N 229 "О республиканской целевой программе "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия на 2013-2020 годы";

постановление Правительства Республики Калмыкия от 11 апреля 2013 г. N 175 "О республиканской целевой программе "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы";

постановление Правительства Республики Калмыкия от 07 июля 2011 г. N 207 "О республиканской целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы";

постановление Правительства Республики Калмыкия от 28 сентября 2012 г. N 344 "О республиканской целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия на 2013-2020 годы";

постановление Правительства Республики Калмыкия от 26 марта 2013 г. N 148 "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия на 2013-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 сентября 2012 г. N 344".

Председатель Правительства

Республики Калмыкия И. Зотов


Приложение
к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 17 декабря 2013 г. N 578

"Утверждена

постановлением Правительства

Республики Калмыкия

    от 6 июня 2013 г. N 275

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 2013-2017 ГОДЫ"



Паспорт Государственной программы Республики Калмыкия "Охрана окружающей среды на 2013-2017 годы"

Ответственный исполнитель программы

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия

Соисполнители программы

нет

Подпрограммы программы

1.  "Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий, сохранение и рациональное использование объектов животного мира, создание системы экологического воспитания на территории Республики Калмыкия на 2013-2017 годы" ;

 2.  "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2014-2017 годы";

 3.  "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия на 2014-2017 годы";

 4.  " Обеспечение создания условий для реализации государственной программы "Охрана окружающей среды на 2013-2017 годы".

Программно-целевые инструменты программы

республиканские  целевые программы (до 1 января 2014 г.):
 "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия" (2013-2020 годы), утвержденная постановлением  Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2012 г. N 229;

 "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 апреля 2013 г. N 175;

 "Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 7 июля 2011 г. N 207;

 "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия на 2013-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 сентября 2012 г. N 344.

Цели программы

Повышение уровня экологической безопасности граждан и сохранение природных систем

Задачи программы

1.  сохранение и восстановление природных сообществ на особо охраняемой природной территории со свойственной им естественной флорой и фауной как необходимого условия для создания комфортной среды проживания и обеспечения экологической безопасности республики;

 2.  повышение устойчивости лесных насаждений, создание лесных насаждений в зоне полупустынь;

 3.  гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики;

 4.  повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 4 млрд. рублей);

 5.  обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов;

 6.  организация охраны, воспроизводства и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов;

 7.  эффективное использование минерально-сырьевой базы Республики Калмыкия;

 8.  создание системы экологического воспитания, образования и информирования по вопросам охраны окружающей среды;

 9.  обеспечение безопасности радиационных источников, радиоактивных веществ, находящихся в собственности Республики Калмыкия, обеспечение радиационной безопасности населения и окружающей среды.

Целевые индикаторы и показатели программы

1.  доля площади Республики Калмыкия, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, от общей площади территории Республики Калмыкия;

 2.  объем лесовосстановления на землях лесного фонда;

 3.  доля численности редких и исчезающих видов позвоночных животных в особо охраняемых природных территориях регионального значения от общей численности редких и исчезающих видов позвоночных животных на территории Республики Калмыкия;

 4.  доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общей численности населения, проживающего на таких территориях;

 5.  количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние.

Срок реализации программы

2013-2017 годы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы

Общий объем финансирования Государственной программы составляет 1 438 273,83 тыс. рублей, в том числе средства:
 федерального бюджета - 1 191 721,2 тыс. рублей, в том числе по годам:    

год

Действующие расходные обязательства

Дополнительные объемы ресурсов

2013

119 638,1

3 000,0

2014

171 383,8

0

2015

332 738,3

0

2016

315 434,2

0

2017

0

249 526,8


     республиканского бюджета - 197 605,53 тыс. рублей, в том числе по годам:

год

Действующие расходные обязательства

Дополнительные объемы ресурсов

2013

48 795,73

7 920,0

2014

24 912,0

16 566,3

2015

20 288,3

15 349,5

2016

20 186,2

11 757,3

2017

0

31 830,2


     местных бюджетов - 48 947,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

     на 2013 год - 19 170,8 тыс. рублей;

     на 2014 год - 4 897,1 тыс. рублей;

     на 2015 год - 10 794,1 тыс. рублей;


     на 2016 год - 8 390,1 тыс. рублей;


     на 2017 год - 5 695,0 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации программы

1.  Повышение лесистости территории за счет увеличения объемов лесовосстановления на землях лесного фонда с 880 га - 2012 г. до 2077 га – 2017 г.;

 2.  увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общей численности населения, проживающего на таких территориях, с 5,5% на конец 2013 года до 15,5% - на конец 2017 года;

 3.  увеличение количества гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние на конец 2017 года, на 19 ед.;

 4.  увеличение площади ООПТ регионального значения до 6,8%;

 5.  издание Красной книги Республики Калмыкия (кадастр редких и исчезающих видов);

 6.  осуществление мероприятий по созданию системы экологического воспитания, образования и информирования по вопросам охраны окружающей среды, повышению социальной активности населения, до 8 мероприятий к 2017 году;

 7.  комплексное изучение и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов Республики Калмыкия.

1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Проблемы обеспечения экологической безопасности, эффективного природопользования являются приоритетными направлениями государственной политики. Учитывая, что техногенная нагрузка на экологические системы постоянно увеличивается, развитие экономики должно обеспечиваться комплексом мер по сохранению природной среды, состояние которой определяет экологическую безопасность и состояние здоровья населения региона. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия, обеспечение высокого качества жизни населения и охраны окружающей среды в широком смысле предусматривают утверждение экологических приоритетов, которые реализуются природоохранными и контрольно-надзорными федеральными и республиканскими органами власти, общественными организациями и населением.

Республика Калмыкия является одним из наиболее экстремальных для проживания и ведения хозяйственной деятельности регионов России. Эта экстремальность обусловлена, прежде всего, географическим положением республики в аридной и семиаридной зонах северо-западного Прикаспия. Для нее характерны плоские формы рельефа, почти полное отсутствие естественной гидрографической сети и повышенная минерализация почв, поверхностных и подземных вод, обусловленная колебаниями уровня Каспийского моря, которое в относительно недавнем прошлом неоднократно покрывало своими водами большую часть нынешней территории республики.

Нефтегазовый комплекс


Территория Калмыкии богата природными ресурсами, которые являются общенародным достоянием. Одна часть природных ресурсов (нефть, газ и т.п.) ограничена, их запасы велики, но не восстанавливаются, что требует особых методов регулирования их рационального потребления.

В связи с этим одна из экологических проблем, которая в ближайшем будущем станет для Калмыкии актуальной, будет связана с разведкой и разработкой нефтяных и газовых месторождений на шельфе Каспия в непосредственной близости от калмыцкого побережья. Мировой опыт проведения работ по изысканию и освоению нефтегазовых месторождений свидетельствует о том, что даже при соблюдении всех установленных норм и правил, морские промыслы являются источниками хронического загрязнения среды нефтепродуктами, эмульгаторами, поверхностно-активными веществами и смазочными маслами. Поэтому здесь также должны разрабатываться компенсационные меры для морского и прибрежного рыболовства.

На территории Республики Калмыкия числится 42 месторождения углеводородного сырья (с начальными геологическими запасами около 65 млн. тонн условного топлива), в том числе 19 нефтяных, 12 газовых, 6 нефтегазовых и 5 нефтегазоконденсатных.

В эксплуатации находятся 28 нефтяных, нефтегазовых газовых и нефтегазоконденсатных месторождений (лицензии на добычу углеводородов).

Всего на территории Республики Калмыкия работают 13 компаний-недропользователей по поиску, разведке и добыче УВС.

В 2007 году практически на все участки недр Республики Калмыкия были выданы лицензии на геологическое изучение (НП), разведку и добычу полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии (НР). Отдельные недропользователи получив лицензии, не проводили работы на своих участках. В 2008-2009 годах совместными усилиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия и Управления по недропользованию по Республике Калмыкия была проведена планомерная работа с такими недропользователями. В результате на сегодняшний день более 70% территории республики находится в нераспределенном фонде и ждет потенциальных недропользователей.

В настоящее время состояние нефтегазодобывающей отрасли характеризуется:

1. Падением уровня добычи нефти с 403 тыс. т - в 1995 г. до 171,5 тыс. т - в 2012 г.

2. Естественным "старением" и ухудшением технического состояния скважин;

3. Высоким износом технологического оборудования;

4. Высокой выработанностью разрабатываемых месторождений.

Запасы природного газа числятся по 23 месторождениям, в том числе по 12 газовым, 6 нефтегазовым и 5 нефтегазоконденсатным.

Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. Начальные ресурсы республики оцениваются в 1,9 млрд. т. нефти и газа. Но при этом на сегодняшний день разведана только малая ее часть, всего около 3% от всех ресурсов.

Территория Республики Калмыкия поделена на поисковые и разведочные участки (лицензии НР и НП), в распределенном фонде в данный момент находится 9 участков. Большая часть территории республики находится в нераспределенном фонде.

Общераспространенные полезные ископаемые


Республика Калмыкия имеет весьма разнообразную минерально-сырьевую базу общераспространенных полезных ископаемых, являющихся основой строительного производства. Основными общераспространенными полезными ископаемыми Республики Калмыкия являются: известняки-ракушечники для пильного камня, цементного производства и обжига извести, строительные пески, суглинки для изготовления керамического кирпича, глины для производства керамзитового гравия и аглопорита, глиногипсы, песчаники и другое сырье для строительной индустрии.

В республике разведано 64 месторождения природных строительных материалов, отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, но промышленное освоение этих видов полезных ископаемых в республике еще не получило должного развития.

Одной из важных задач является также недопущение самовольной, безлицензионной разработки недр. Такие разработки приводят не только к расхищению полезных ископаемых, уничтожению почвенно-растительного слоя, наносят ущерб окружающей среде - места разработок превращаются в свалку мусора, создается опасная зона для животных, людей и транспорта. В целях недопущения таких последствий проводятся регулярные рейды по выявлению мест несанкционированной разработки недр.

Атмосферный воздух


Основными объектами, оказывающими негативное воздействие на состояние атмосферы, являются предприятия газонефтедобычи, топливно-энергетического комплекса, автотранспорт, автотранспортные предприятия и предприятия теплоэнергетики (котельные). Доля каждого из этих источников в суммарном загрязнении воздушного бассейна республики сильно различается в зависимости от места нахождения. Загрязняющие вещества попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы автомобильного транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.

В последние годы на территории республики наблюдается тенденция уменьшения общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно данным государственной статистической отчетности по форме N 2-ТП (воздух) фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Калмыкия составила в 2011 году 41,644 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 3,690 тыс. тонн (9,0%), автотранспорта - 37,954 тыс. тонн (91,0%).

Основная доля выбросов, как и в предыдущие годы, поступает от автотранспортных средств. По данным Управления Росприроднадзора по РК на территории республики зарегистрировано 82790 ед. автомобильного транспорта.

Среди субъектов Российской Федерации Калмыкия относится к наиболее дефляционно-опасным территориям. С увеличением площадей нарушенных земель возрастает запыленность атмосферного воздуха. Однако стационарные наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на территории республики не ведутся.

При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий государственными инспекторами в области охраны окружающей среды проводится разъяснительная работа как с руководителями предприятий, так и с лицами, ответственными за производственный экологический контроль и за проведение природоохранных мероприятий на предприятии, о необходимости экологической модернизации производства. С целью предотвращения нарушений природоохранного законодательства проводится практика проведения ежеквартальных семинаров-консультаций с экологами предприятий на подконтрольной территории.

Отходы производства и потребления


В настоящее время остро стоит проблема размещения и захоронения отходов производства и потребления. Объем свалок ежегодно увеличивается на шесть-восемь процентов. Согласно сводному статистическому отчёту 2-тп (отходы) в 2012 году образовалось 85,429 тыс. тонн учтенных отходов производства и потребления и размещенных на несанкционированных свалках республики: I класса опасности - 0,005 тыс. тонн, II класса опасности - 0,551 тыс. тонн, III класса опасности - 0,959 тыс. тонн, IV класса опасности – 29,912 тыс. тонн, V класса опасности - 54,002тыс. тонн (данные Росприроднадзора по РК). При этом количество отходов, которые накапливаются на несанкционированных свалках, учету не подлежит. Основными источниками отходов производства и потребления, исходя от специфики Республики Калмыкия, являются предприятия газо-нефтедобычи, пищевого и перерабатывающего комплекса, промышленного и автодорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»