ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 года N 275
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 20.11.2018 N 353.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 29.12.2015 N 478, от 23.11.2016 N 391, от 03.05.2017 N 147, от 30.06.2017 N 230, от 23.08.2017 N 285, от 09.06.2018 N 183)
В соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2015 года N 105 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия", Правительство Республики Калмыкия постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 29.12.2015 N 478)
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Калмыкия "Охрана окружающей среды на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа).
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 29.12.2015 N 478)
2. Определить Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ответственным исполнителем Государственной программы.
3. Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы.
4. Установить, что основные параметры Государственной программы подлежат уточнению при рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
5. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Калмыкия от 29.12.2015 N 478.
6. Рекомендовать Главам администраций районных муниципальных образований и г. Элисты принять участие в реализации Государственной программы.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 29.12.2015 N 478, от 23.11.2016 N 391, от 03.05.2017 N 147, от 30.06.2017 N 230, от 23.08.2017 N 285, от 09.06.2018 N 183)
Ответственный исполнитель программы | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия |
Соисполнители программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия |
(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 09.06.2018 N 183) | |
Участники программы | казенное учреждение Республики Калмыкия "Калмыцкое лесничество"; |
(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 09.06.2018 N 183) | |
Подпрограммы программы | 1. "Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий, сохранение и рациональное использование объектов животного мира, создание системы экологического воспитания на территории Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы"; |
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 09.06.2018 N 183) | |
Программно-целевые инструменты программы | отсутствуют |
Цели программы | Повышение уровня экологической безопасности граждан и сохранение природных систем |
Задачи программы | 1. Сохранение и восстановление природных сообществ на особо охраняемой природной территории со свойственной им естественной флорой и фауной как необходимого условия для создания комфортной среды проживания и обеспечения экологической безопасности республики; |
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 09.06.2018 N 183) | |
Целевые индикаторы и показатели программы | 1. Доля площади Республики Калмыкия, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, от общей площади территории Республики Калмыкия; |
Этапы и сроки реализации программы | 2013 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований программы | Общий объем финансирования государственной программы составляет 1 471 452,5 тыс. руб., в том числе: а) по годам реализации программы: 2013 год - 179 230,9 тыс. руб.; 2014 год - 157 405,0 тыс. руб.; 2015 год - 138 853,4 тыс. руб.; 2016 год - 137 008,0 тыс. руб.; 2017 год - 176 016,4 тыс. руб.; 2018 год - 211 797,8 тыс. руб.; 2019 год - 275 439,6 тыс. руб.; 2020 год - 195 701,4 тыс. руб. б) по источникам финансирования: федеральный бюджет, всего - 885 647,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 122 638,1 тыс. руб.; 2014 год - 105 547,0 тыс. руб.; 2015 год - 97 326,2 тыс. руб.; 2016 год - 102 146,5 тыс. руб.; 2017 год - 95 696,9 тыс. руб.; 2018 год - 118 938,3 тыс. руб.; 2019 год - 122 317,0 тыс. руб.; 2020 год - 121 037,6 тыс. руб. республиканский бюджет, всего - 457 774,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 56 592,8 тыс. руб.; 2014 год - 51 858,0 тыс. руб.; 2015 год - 36 650,1 тыс. руб.; 2016 год - 32 809,7 тыс. руб.; 2017 год - 80 319,5 тыс. руб.; 2018 год - 75 359,5 тыс. руб.; 2019 год - 63 781,3 тыс. руб.; 2020 год - 60 404,0 тыс. руб.; из них действующие расходные обязательства - 189 814,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 41 707,2 тыс. руб.; 2014 год - 26 934,6 тыс. руб.; 2015 год - 21 300,6 тыс. руб.; 2016 год - 19 103,3 тыс. руб.; 2017 год - 22 753,5 тыс. руб.; 2018 год - 23 711,7 тыс. руб.; 2019 год - 17 166,8 тыс. руб.; 2020 год - 17 136,6 тыс. руб. местный бюджет - 70 030,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 0,0 тыс. руб.; 2014 год - 0,0 тыс. руб.; 2015 год - 4 877,1 тыс. руб.; 2016 год - 2 051,8 тыс. руб.; 2017 год - 0,0 тыс. руб.; 2018 год - 0,0 тыс. руб.; 2019 год - 48 841,3 тыс. руб.; 2020 год - 14 259,8 тыс. руб.; внебюджетные источники - 58 000,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 0,0 тыс. руб.; 2014 год - 0,0 тыс. руб.; 2015 год - 0,0 тыс. руб.; 2016 год - 0,0 тыс. руб.; 2017 год - 0,0 тыс. руб.; 2018 год - 17 500,0 тыс. руб.; 2019 год - 40 500,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; в) по подпрограммам, республиканским целевым программам: Подпрограмма 1 - 83 002,5 тыс. руб.; Подпрограмма 2 - 700 244,9 тыс. руб.; Подпрограмма 3 - 138 525,8 тыс. руб.; Подпрограмма 4 - 267 267,9 тыс. руб.; Подпрограмма 5 - 12 640,8 тыс. руб.; Подпрограмма 6 - 121 401,1 тыс. руб.; РЦП "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" - 81 080,5 тыс. руб.; РЦП "Охрана лесов от пожаров на 2012 - 2015 годы" - 5 739,2 тыс. руб.; РЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" - 61 549,8 тыс. руб.; РЦП "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" - 0,0 тыс. руб. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период. |
(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 09.06.2018 N 183) | |
Ожидаемые результаты реализации программы | 1. Сохранение лесистости территории за счет обеспечения ежегодных плановых объемов лесовосстановления на землях лесного фонда; 2. Увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общей численности населения, проживающего на таких территориях, с 5,5% на конец 2013 года до 21,5% - на конец 2020 года; 3. Увеличение количества гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние на конец 2020 года, на 22 ед.; 4. Увеличение площади ООПТ регионального значения до 6,8% к 2020 году; 5. Издание Красной книги Республики Калмыкия (кадастр редких и исчезающих видов); 6. Осуществление мероприятий по созданию системы экологического воспитания, образования и информирования по вопросам охраны окружающей среды, повышению социальной активности населения; 7. Строительство и оснащение объектов обращения с ТКО - 10 ед. 8. Строительство второй очереди полигона ТКО - 1 ед. 9. Увеличение доли обработанных ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО - 99,68% к 2020 году. 10. Уменьшение доли ТКО, направляемых на захоронение, в общем объеме ТКО - 85% к 2020 году. 11. Недопущение появления мест несанкционированного размещения отходов на территории Республики Калмыкия. 12. Снижение количества несанкционированных объектов размещения отходов на территории Республики Калмыкия. 13. Повышение экологического сознания населения Республики Калмыкия. |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 23.08.2017 N 285, от 09.06.2018 N 183) |
Проблемы обеспечения экологической безопасности, эффективного природопользования являются приоритетными направлениями государственной политики. Учитывая, что техногенная нагрузка на экологические системы постоянно увеличивается, развитие экономики должно обеспечиваться комплексом мер по сохранению природной среды, состояние которой определяет экологическую безопасность и состояние здоровья населения региона. Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия, обеспечение высокого качества жизни населения и охраны окружающей среды в широком смысле предусматривают утверждение экологических приоритетов, которые реализуются природоохранными и контрольно-надзорными федеральными и республиканскими органами власти, общественными организациями и населением.
Республика Калмыкия является одним из наиболее экстремальных для проживания и ведения хозяйственной деятельности регионов России. Эта экстремальность обусловлена прежде всего географическим положением республики в аридной и семиаридной зонах северо-западного Прикаспия. Для нее характерны плоские формы рельефа, почти полное отсутствие естественной гидрографической сети и повышенная минерализация почв, поверхностных и подземных вод, обусловленная колебаниями уровня Каспийского моря, которое в относительно недавнем прошлом неоднократно покрывало своими водами большую часть нынешней территории республики.
Территория Калмыкии богата природными ресурсами, которые являются общенародным достоянием. Одна часть природных ресурсов (нефть, газ и т.п.) ограничена, их запасы велики, но не восстанавливаются, что требует особых методов регулирования их рационального потребления.
В связи с этим одна из экологических проблем, которая в ближайшем будущем станет для Калмыкии актуальной, будет связана с разведкой и разработкой нефтяных и газовых месторождений на шельфе Каспия в непосредственной близости от калмыцкого побережья. Мировой опыт проведения работ по изысканию и освоению нефтегазовых месторождений свидетельствует о том, что даже при соблюдении всех установленных норм и правил, морские промыслы являются источниками хронического загрязнения среды нефтепродуктами, эмульгаторами, поверхностно-активными веществами и смазочными маслами. Поэтому здесь также должны разрабатываться компенсационные меры для морского и прибрежного рыболовства.
На территории Республики Калмыкия числится 42 месторождения углеводородного сырья (с начальными геологическими запасами около 65 млн. тонн условного топлива), в том числе 19 нефтяных, 12 газовых, 6 нефтегазовых и 5 нефтегазоконденсатных.
В эксплуатации находятся 28 нефтяных, нефтегазовых газовых и нефтегазоконденсатных месторождений (лицензии на добычу углеводородов).
Всего на территории Республики Калмыкия работают 15 компаний-недропользователей по поиску, разведке и добыче УВС.
В 2007 году практически на все участки недр Республики Калмыкия были выданы лицензии на геологическое изучение (НП), разведку и добычу полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии (НР). Отдельные недропользователи получив лицензии, не проводили работы на своих участках. В 2009 - 2009 годах совместными усилиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия и Управления по недропользованию по Республике Калмыкия была проведена планомерная работа с такими недропользователями. В результате на сегодняшний день более 70% территории республики находится в не распределенном фонде и ждет потенциальных недропользователей.
В настоящее время состояние нефтегазодобывающей отрасли характеризуется:
1. Падением уровня добычи нефти с 403 тыс. т. - в 1995 г. до 171,5 тыс. т. - в 2012 г., за 2013 г. была произведена добыча 168,2 тыс. т. нефти, за 2014 г. - 154 тыс. т. нефти.
2. Естественным "старением" и ухудшением технического состояния скважин;
3. Высоким износом технологического оборудования;
4. Высокой выработанностью разрабатываемых месторождений.
Запасы природного газа числятся по 23 месторождениям, в том числе по 12 газовым, 6 нефтегазовым и 5 нефтегазоконденсатным. За 2014 год на территории Республики Калмыкия добыто 53,3 млн. м(3) газа, что превышает уровни 2013 и 2012 годов и обусловлено климатическими факторами.
В 2015 году ОАО "ЛУКОЙЛ" приступил к строительству трубопроводной системы транспорта нефти и газа с месторождений Северного Каспия. Реализация данного проекта позволит создать свыше 500 рабочих мест, будет развита сеть местных поставщиков. Этот инвестиционный проект привлечет в экономику республики более 11 млрд рублей.
Кроме нефтегазотранспортных проектов ОАО "ЛУКОЙЛ" заинтересован в геологоразведочных работах на территории Калмыкия. До 2017 года планируется пробурить 4 скважины, открыть 2 месторождения.
Также в республике реализуется проект ООО "Каспийская нефтегазовая компания", который предусматривает транспортировку и переработку газа в объеме 8,2 млрд м(3) в год.
Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью, и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. Начальные ресурсы республики оцениваются в 1,9 млрд т. нефти и газа. Но при этом на сегодняшний день разведана только малая ее часть, всего около 3% от всех ресурсов.
Территория Республики Калмыкия поделена на поисковые и разведочные участки (лицензии НР и НП), в распределенном фонде в данный момент находится 9 участков. Большая часть территории республики находится в не распределенном фонде.
Республика Калмыкия имеет весьма разнообразную минерально-сырьевую базу общераспространенных полезных ископаемых, являющихся основой строительного производства. Основными общераспространенными полезными ископаемыми Республики Калмыкия являются: известняки-ракушечники - для пильного камня, цементного производства и обжига извести, строительные пески, суглинки - для изготовления керамического кирпича, глины - для производства керамзитового гравия и аглопорита, глиногипсы, песчаники и другое сырье - для строительной индустрии.
В республике разведано 64 месторождения природных строительных материалов, отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, но промышленное освоение этих видов полезных ископаемых в республике еще не получило должного развития.
Одной из важных задач является также недопущение самовольной, безлицензионной разработки недр. Такие разработки приводят не только к расхищению полезных ископаемых, уничтожению почвенно-растительного слоя, наносят ущерб окружающей среде - места разработок превращаются в свалку мусора, создается опасная зона для животных, людей и транспорта. В целях недопущения таких последствий проводятся регулярные рейды по выявлению мест несанкционированной разработки недр.
Основными объектами, оказывающими негативное воздействие на состояние атмосферы, являются предприятия газонефтедобычи, топливно-энергетического комплекса, автотранспорт, автотранспортные предприятия и предприятия теплоэнергетики (котельные). Доля каждого из этих источников в суммарном загрязнении воздушного бассейна республики сильно различается в зависимости от места нахождения. Загрязняющие вещества попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы автомобильного транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.
В последние годы на территории республики наблюдается тенденция уменьшения общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно данным государственной статистической отчетности по форме N 2-ТП (воздух) фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Республики Калмыкия составила:
- в 2011 году - 41,644 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 3,690 тыс. тонн (9,0%), автотранспорта - 37,954 тыс. тонн (91,0%);
- в 2012 году - 46,389 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 3,856 тыс. тонн (8,3%), автотранспорта - 42,533 тыс. тонн (91,7%);
- в 2013 году - 18,61 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 6,71 тыс. тонн (36,1%), автотранспорта - 11,9 тыс. тонн (63,9%);
- в 2014 году - 36,605 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 4,905 тыс. тонн (13,4%), автотранспорта - 31,700 тыс. тонн (86,6%).
Основная доля выбросов, как и в предыдущие годы, поступает от автотранспортных средств. По данным Управления Росприроднадзора по РК на территории республики в 2014 году учтены выбросы от 102 233 ед. автомобильного транспорта. Среди субъектов Российской Федерации Калмыкия относится к наиболее дефляционно-опасным территориям. С увеличением площадей нарушенных земель возрастает запыленность атмосферного воздуха. Однако стационарные наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на территории республики не ведутся.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий государственными инспекторами в области охраны окружающей среды проводится разъяснительная работа, как с руководителями предприятий, так и с лицами, ответственными за производственный экологический контроль и за проведение природоохранных мероприятий на предприятии, о необходимости экологической модернизации производства. С целью предотвращения нарушений природоохранного законодательства проводится практика проведения ежеквартальных семинаров-консультаций с экологами предприятий на подконтрольной территории.
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 09.06.2018 N 183)
Безопасное обращение с отходами - один из важнейших экологических аспектов развития субъекта Российской Федерации, способствующий охране здоровья населения и реализующий его право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия разработана и утверждена приказом от 26 сентября 2016 года N 204 территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Терсхема).