Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2014 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 15.12.2015)

Раздел I Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Законодательством Российской Федерации определены требования к органам государственной власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам и другим МГН для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Необходимость разработки Программы Тверской области и дальнейшего участия в Государственной программе Российской Федерации определена сохранением ряда неблагоприятных условий и факторов в сфере создания в Тверской области безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и стремлением найти пути устранения проблем в обеспечении доступности приоритетных объектов и услуг.

Программа разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" (далее - Государственная программа Российской Федерации) с учетом положений Конвенции ООН "О правах инвалидов" и Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 19.08.2014 N 411-пп)

Программа учитывает особенности интеграции инвалидов в общество в Тверской области и исходит из опыта, полученного в рамках реализации в 2011 - 2012 годах в Тверской области пилотного проекта Государственной программы Российской Федерации (далее - пилотный проект Государственной программы Российской Федерации), осуществлявшегося в рамках целевой программы Тверской области "Доступная среда" на 2011 год", утвержденной Постановлением Правительства Тверской области от 16.08.2011 N 7-пп, и целевой программы Тверской области "Доступная среда" на 2012 год", утвержденной Постановлением Правительства Тверской области от 27.03.2012 N 111-пп (далее - целевые программы пилотного проекта Государственной программы Российской Федерации).

(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 28.04.2015 N 210-пп)

Специфика социально-демографической структуры населения Тверской области проявляется в высоком удельном весе инвалидов и маломобильных групп в общей численности населения.

В Тверской области проживает 116106 инвалидов - почти 9,1 процента населения области, то есть каждый 9-й житель региона является инвалидом. Среди них 1026 инвалидов-колясочников, 5126 человек имеют ограничения по зрению (слепые и слабовидящие), 1328 человек - ограничения по слуху (глухие и слабослышащие), 8700 человек - инвалиды с хроническими заболеваниями психики, 4972 ребенка-инвалида. 4707 семей имеют детей-инвалидов. Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что в Тверской области стабилизировалась численность инвалидов с некоторой положительной тенденцией к сокращению.

(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 28.04.2015 N 210-пп)

Но к категории МГН, нуждающихся в формировании условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам по обеспечению жизнедеятельности, относится помимо лиц, имеющих инвалидность, ряд других категорий граждан:

граждане престарелого возраста;

лица, имеющие хронические заболевания и травмы;

беременные женщины;

граждане с детьми младшего возраста.

Оценочная численность этих категорий граждан в Тверской области составляет более 520 тыс. человек, то есть более 35 процентов населения области, что значительно превышает среднестатистический уровень по стране. Ускоряется процесс старения населения Тверской области.

Представители всех этих групп испытывают потребность в социальном обслуживании, медико-социальном патронаже и долговременном уходе. Рост удельного веса граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию, включая сегмент реабилитационных услуг.

Таким образом, количество людей, нуждающихся в специально оборудованных объектах наиболее востребованных социальных отраслей, транспорте и маршрутах движения, возрастает, что ставит решение проблемы доступности социальной инфраструктуры в ряд актуальных задач для органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Структуризация проблем уязвимых групп населения Тверской области позволила сделать вывод о том, что обеспечение равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья и других МГН должно рассматриваться как цель самостоятельной программы.

Понимание Правительством Тверской области и Законодательным Собранием Тверской области особых обязательств по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов в связи с ратификацией Российской Федерацией в 2012 году Конвенции ООН "О правах инвалидов" способствует формированию системного комплексного подхода по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.

Работа строится по нескольким направлениям и включает в себя мероприятия как по устранению барьеров в доступе к объектам и услугам, так и по предупреждению инвалидности и по оказанию данной категории граждан содействия в реабилитации и социальной поддержке.

В 2008 году одним из первых регионов России Тверская область приняла областную целевую программу "Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями на 2008 год", а в дальнейшем областную целевую программу "Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями на 2009 - 2011 годы" (далее - ОЦП), в которой был разработан комплекс мер по решению проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающий увеличение доступности окружающей среды в различных ее проявлениях: физической, психологической, нормативно-правовой. ОЦП были составлены на основе предложений региональных общественных организаций инвалидов и наиболее активных представителей МГН: которые оценивали ситуацию в доступности объектов и услуг. Серьезным шагом в развитии межведомственного взаимодействия явилось создание еще в 2007 году Координационного совета по вопросам социальной защиты инвалидов при Администрации Тверской области. Благодаря взаимодействию в рамках ОЦП многое удалось, была создана экспериментальная площадка для организации отдыха инвалидов на базе закрытого акционерного общества "База отдыха "Чайка" (далее - база отдыха "Чайка"), где построено 7 одноэтажных деревянных домиков со всеми удобствами, имеющих адаптационное оборудование для инвалидов-колясочников. Ежегодно на базе отдыха за счет средств областного бюджета Тверской области (около 2 млн. рублей ежегодно) проходят курс оздоровления более 100 инвалидов-колясочников с сопровождающими лицами. Всего с 2008 года на базе отдыха "Чайка" прошли реабилитацию около 600 человек.

В результате реализации ОЦП был получен первый опыт формирования безбарьерной среды на объектах: помимо базы отдыха "Чайка" оборудованы 18 объектов, приобретен специализированный автотранспорт для комплексных центров социального обслуживания населения Тверской области, созданы комнаты реабилитации для слепых и слабовидящих граждан с целью их обучения пользованию адаптированными бытовыми приборами и средствами реабилитации, организованы курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки переводчиков жестового языка (подготовлено и обучено свыше 160 человек) и предоставляются услуги сурдоперевода - за 5 лет предоставлено 12500 часов/услуг, открыты отделения адаптивной физической культуры для детей-инвалидов при государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Комплексная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 1".

Реализация ОЦП вызвала широкий общественный резонанс, стала своего рода прообразом эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти тверского региона с общественными организациями и получила признание у людей с ограниченными возможностями здоровья и общественности. Это и предопределило во многом участие региона в 2011 - 2012 годах в пилотном проекте Государственной программы Российской Федерации.

Использование предыдущего опыта работы с общественными организациями инвалидов, комплексное решение проблем формирования безбарьерной среды на основе их предложений положен в основу разработки и исполнения целевых программ пилотного проекта Государственной программы Российской Федерации.

Все действия согласовывались и обсуждались с общественными организациями инвалидов, с учетом их предложений формировались основные мероприятия и перечень приоритетных объектов, ими осуществлялся контроль за ходом работ на объектах, а после завершения пилотного проекта Государственной программы Российской Федерации - контроль за использованием адаптированных объектов и качеством предоставления услуг на этих объектах. Таким образом, на практике реализован тезис "Ничего для инвалидов без самих инвалидов".

Целевые программы пилотного проекта Государственной программы Российской Федерации осуществлены на условиях софинансирования: 50 процентов федеральный бюджет и 50 процентов консолидированный бюджет Тверской области. Общий объем исполнения целевых программ пилотного проекта Государственной программы Российской Федерации из всех источников составил 755089,87 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 381351,99 тыс. рублей и 373737,88 тыс. рублей - средства консолидированного бюджета Тверской области (338461,0 тыс. рублей - средства областного бюджета Тверской области; 35276,88 тыс. рублей - средства бюджетов муниципальных образований Тверской области).

Адаптационные мероприятия проведены в восьми приоритетных сферах жизнедеятельности на 118 объектах: 13 объектов в области здравоохранения, 30 объектов в области социальной защиты населения, 9 объектов в области физической культуры и спорта, 4 объекта в области образования, 12 объектов в области культуры, 33 объекта в области занятости населения, 17 объектов муниципальной собственности (дома культуры, библиотеки, спортивные объекты, объекты транспортной инфраструктуры) в 12 муниципальных образованиях Тверской области.

На большинстве объектов применен комплексный подход, который позволил адаптировать объекты в соответствии с особыми потребностями инвалидов-колясочников: адаптировать входные группы с устройством пандусов, внутренние помещения с установкой поручней, адаптацией санитарно-гигиенических помещений, установкой лифтов и подъемных устройств различного типа. На части объектов ввиду невозможности проведения всего комплекса технических работ обеспечена минимальная доступность. Оборудована прилегающая территория объектов, в городе Твери и Тверской области оборудовано 70 парковочных мест для инвалидов.