(с изменениями на 20 апреля 2020 года)
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.09.2014 N 195-ПП, от 27.11.2015 N 280-ПП, от 31.12.2015 N 325-ПП, от 18.11.2016 N 199-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП, от 10.05.2017 N 82-ПП, от 07.08.2017 N 145-ПП, от 16.10.2017 N 193-ПП, от 08.02.2018 N 16-ПП, от 13.04.2018 N 68-ПП, от 27.04.2018 N 74-ПП, от 21.09.2018 N 183-ПП, от 29.01.2019 N 7-ПП, от 14.02.2019 N 18-ПП, от 07.03.2019 N 32-ПП, от 19.04.2019 N 62-ПП, от 03.07.2019 N 113-ПП, от 22.07.2019 N 124-ПП, от 13.12.2019 N 228-ПП, от 20.04.2020 N 80-ПП)
В соответствии с Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 ноября 2016 г. N 626-рп Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.12.2016 N 241-ПП)
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Государственная программа).
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.12.2016 N 241-ПП)
2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики осуществлять финансирование Государственной программы в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики по разделу "Образование" на соответствующие финансовые годы.
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.12.2015 N 325-ПП)
И.о. Председателя Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
И.МАРЬЯШ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.09.2014 N 195-ПП, от 27.11.2015 N 280-ПП, от 31.12.2015 N 325-ПП, от 18.11.2016 N 199-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП, от 10.05.2017 N 82-ПП, от 07.08.2017 N 145-ПП, от 16.10.2017 N 193-ПП, от 08.02.2018 N 16-ПП, от 13.04.2018 N 68-ПП, от 27.04.2018 N 74-ПП, от 21.09.2018 N 183-ПП, от 29.01.2019 N 7-ПП, от 14.02.2019 N 18-ПП, от 07.03.2019 N 32-ПП, от 19.04.2019 N 62-ПП, от 03.07.2019 N 113-ПП, от 22.07.2019 N 124-ПП, от 13.12.2019 N 228-ПП, от 20.04.2020 N 80-ПП)
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.11.2016 N 199-ПП)
Координатор государственной программы | Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.05.2017 N 82-ПП, от 29.01.2019 N 7-ПП) | |
Исполнители Государственной программы | Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики; Министерство строительства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики; Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики; Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики; Министерство спорта Кабардино-Балкарской Республики; Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики; Министерство по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской Республики; Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики |
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.05.2017 N 82-ПП, от 07.08.2017 N 145-ПП, от 29.01.2019 N 7-ПП) | |
Подпрограммы Государственной программы | "Реализация образовательных программ профессионального образования"; "Содействие развитию дошкольного и общего образования"; "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики"; "Совершенствование управления системой образования"; "Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот и детей с особыми нуждами"; "Реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы в Кабардино-Балкарской Республике" "Патриотическое воспитание граждан в Кабардино-Балкарской Республике" Реализация мероприятий национального проекта "Образование" в Кабардино-Балкарской Республике |
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13.04.2018 N 68-ПП, от 27.04.2018 N 74-ПП, от 29.01.2019 N 7-ПП) | |
Цель Государственной программы | обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Кабардино-Балкарской Республики |
Задачи Государственной программы | развитие сети образовательных организаций, современных форм и технологий реализации образовательных программ общего и дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность; расширение перечня и обеспечение качества реализации программ дополнительного образования, направленных на успешную социализацию детей и подростков; развитие сети учреждений среднего профессионального образования в целях удовлетворения существующих и перспективных потребностей экономики Кабардино-Балкарской Республики; создание условий, способствующих формированию педагогических кадров, соответствующих современным квалификационным требованиям; обеспечение доступности образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов; развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан в Кабардино-Балкарской Республике; обеспечение реализации национального проекта "Образование" в Кабардино-Балкарской Республике в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года |
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29.01.2019 N 7-ПП) | |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | удельный вес численности населения в возрасте от 5 до 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте от 5 до 18 лет; доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет; удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся; удельный вес численности выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности; число новых мест в общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике, в том числе введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования; удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования; доля образовательных организаций общего образования, участвующих в международных, всероссийских и региональных исследованиях качества образования, в общей численности общеобразовательных организаций; доля общеобразовательных организаций, в которых внедрены новые методы обучения и воспитания, в общей численности общеобразовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике; удельный вес детей в возрасте от 5 до 18 лет, обеспеченных дополнительным образованием, соответствующим современным требованиям; доля образовательных организаций, в которых созданы условия для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды, в общей численности образовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике |
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29.01.2019 N 7-ПП) | |
Сроки и этапы реализации Государственной программы | государственная программа реализуется в два этапа: 2013 - 2016 годы; 2017 - 2019 годы |
(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2020 N 80-ПП) | |
Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы | общий объем финансового обеспечения реализации Государственной программы за 2013 - 2019 годы за счет всех источников финансирования составляет 56043447,5 тыс. рублей: 2013 год - 7831952,2 тыс. рублей; 2014 год - 7924851,4 тыс. рублей; 2015 год - 7225095,4 тыс. рублей; 2016 год - 7417421,5 тыс. рублей; 2017 год - 7106167,5 тыс. рублей; 2018 год - 8267719,1 тыс. рублей; 2019 год - 10270240,4 тыс. рублей; в том числе: за счет средств федерального бюджета - 6059399,7 тыс. рублей: 2013 год - 1358223,5 тыс. рублей; 2014 год - 786011,2 тыс. рублей; 2015 год - 158162,2 тыс. рублей; 2016 год - 93690,5 тыс. рублей; 2017 год - 24551,1 тыс. рублей; 2018 год - 1010074,0 тыс. рублей; 2019 год - 2628687,2 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 49984047,8 тыс. рублей: 2013 год - 6473728,7 тыс. рублей; 2014 год - 7138840,2 тыс. рублей; 2015 год - 7066933,2 тыс. рублей; 2016 год - 7323731,0 тыс. рублей; 2017 год - 7081616,4 тыс. рублей; 2018 год - 7257645,1 тыс. рублей; 2019 - 7641553,2 тыс. рублей |
(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2020 N 80-ПП) | |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | 99,5 процента детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены образованием; обеспечение возможности 100 процентам детей в возрасте от 3 до 7 лет получить услуги дошкольного образования; 100 процентов учащихся будут обучаться в общеобразовательных организациях, соответствующих основным современным требованиям; не менее 60 процентов выпускников организаций среднего профессионального образования будут трудоустроены в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии); 100 процентов обучающихся в общеобразовательных организациях станут обучаться в одну смену; 100 процентов обучающихся перейдут из зданий с износом 50 процентов и выше в новые здания общеобразовательных организаций; 100 процентов образовательных организаций общего образования будут участвовать в исследованиях качества образования; в 100 процентах общеобразовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики будут внедрены новые методы обучения и воспитания; не менее 80 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет будут обеспечены дополнительным образованием, соответствующим современным требованиям; будут созданы условия для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет; в 100 процентах образовательных организаций будут созданы условия для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды; будет внедрена национальная система профессионального роста педагогических работников, охватывающая не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций; будут внедрены адаптивные, практико-ориентированные и гибкие образовательные программы в 100 процентах образовательных организаций среднего профессионального образования; не менее 20 процентов граждан будут вовлечены в добровольческую деятельность; будут созданы условия для непрерывного обновления гражданами профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков |
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29.01.2019 N 7-ПП) |
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.11.2016 N 199-ПП)
Настоящая Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309, Стратегией развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 июля 2007 г. N 181-ПП, распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 ноября 2016 г. N 626-рп.
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.12.2016 N 241-ПП, от 07.08.2017 N 145-ПП, от 29.01.2019 N 7-ПП)
Система образования Кабардино-Балкарской Республики в последние годы решала задачи, поставленные в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", комплексов мер по модернизации общего образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2011 - 2013 годы.
Отличительной особенностью региональной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов управления.
Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании, реализованных в проектах и программах модернизации образования, стали выявление и конкурсная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.
В целях реализации основных полномочий в сфере образования в течение последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы с учетом изменений в системе образования Кабардино-Балкарской Республики.
Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области образования, а также обеспечение структурных изменений в системе образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования, улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
Анализ современного состояния системы образования Кабардино-Балкарской Республики показывает, что достигнуты определенные положительные результаты. Но вместе с тем продолжают иметь место нерешенные проблемы и противоречия.
Одним из важных факторов, влияющих на состояние и развитие системы образования республики, продолжает оставаться сложившаяся в республике демографическая ситуация.
Сохраняют свою актуальность вопросы дальнейшей оптимизации сети образовательных организаций и повышения эффективности бюджетных расходов по их содержанию.
Внедрение федеральных образовательных стандартов нового поколения и переход к системно-деятельностным принципам обучения требуют существенно иной организации образовательного процесса.
В связи с наблюдающимся в последние годы ростом рождаемости обострились проблемы обеспечения доступности дошкольного образования, организации предшкольной подготовки.
Результаты единого государственного экзамена, различных мониторинговых исследований и контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют о необходимости повышения качества дошкольного, общего и дополнительного образования.
Особого внимания требуют вопросы, связанные с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В Кабардино-Балкарской Республике с 2012 года начата реализация персонифицированной практико-ориентированной модели повышения квалификации педагогов, позволяющей выстраивать программы в соответствии с профессиональными запросами работников и потребностями образовательных организаций с элементами стажировок на базе ведущих общеобразовательных организаций республики. Однако отсутствие финансово-экономических механизмов, обеспечивающих доведение средств на повышение квалификации до образовательной организации, не позволяет реализовать персонифицированную модель повышения квалификации в полном объеме.
За последние годы информационно-коммуникационная среда образовательных организаций становится более насыщенной и разнообразной. При этом не стало повседневной практикой системное и комплексное использование в учебном и воспитательном процессах информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, что не позволяет выстроить целостную электронную образовательную среду.
При значительных инвестициях в развитие учебно-материальной базы образовательных организаций в последние годы лишь в незначительной части из них удалось создать все виды современных условий.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
На 1 января 2016 года в Кабардино-Балкарской Республике осуществляют деятельность 408 государственных и муниципальных образовательных организаций различных типов и видов. В том числе сеть дошкольных образовательных организаций республики представлена 231 организацией, из них 187 школ с правом реализации программ дошкольного образования, 23 образовательные организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 21 дошкольная образовательная организация.
В 2013 - 2015 годах в Кабардино-Балкарской Республике за счет реализации мероприятий модернизации региональных систем дошкольного образования построено 9 новых объектов дошкольного образования на 1240 мест, в 82 организациях дошкольного образования проведены работы по капитальному ремонту и реконструкции. Реализованы меры по возврату в систему дошкольного образования ранее переданных учреждений дошкольного образования, приспособлений зданий и помещений под реализацию программ дошкольного образования. В рамках указанных мероприятий создано 2360 дополнительных дошкольных мест. Всего с 2013 года в Кабардино-Балкарской Республике создано 8697 дополнительных мест для дошкольников (план - 7905).
Система общего среднего образования республики представлена всеми типами образовательных организаций, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг.
При этом имеет место значительная дифференциация по уровню качества предоставляемых школами образовательных услуг. Наряду с организациями, успешно и результативно реализующими инновационные образовательные программы, имеющими высокий кадровый и ресурсный потенциал, продолжают работу образовательные организации, в которых образовательные результаты выпускников существенно ниже средних показателей по республике. Такая ситуация требует принятия специальных мер, направленных на выравнивание качества образования, предоставляемого указанными организациями.
На 1 января 2016 года наполняемость классов в городской местности составляет 23,99 ученика (в 2007 году - 20,6 ученика), в сельской местности - 16,47 ученика (в 2007 году - 16,1 ученика); на одного учителя приходится 16,64 ученика в городских организациях (в 2007 году - 13 учеников), в сельской местности - 11,46 ученика (в 2007 году - 7 учеников).
Указанные изменения стали результатом внедрения современных организационно-экономических механизмов и мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, направляемых на содержание системы общего среднего образования.