ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2014 года N 195-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
Правительство Кабардино-Балкарской Республики
постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы, утвержденную Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2013 года N 249-ПП.
И.о. Председателя Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
Ю.АЛЬТУДОВ
Утверждены
Постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 2 сентября 2014 года N 195-ПП
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
1. Паспорт Государственной программы изложить в следующ
ей редакции:
"Паспорт Государственной программы
Ответственный исполнитель Государственной программы | Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Соисполнители Государственной программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики |
Подпрограммы Государственной программы | "Развитие дошкольного образования" |
Цель Государственной программы | обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Кабардино-Балкарской Республики |
Задачи Государственной программы | развитие сети образовательных учреждений, современных форм и технологий реализации образовательных программ общего и дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность; |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | удельный вес численности населения в возрасте от 5 до 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте от 5 до 18 лет; |
Сроки и этапы реализации Государственной программы | Государственная программа реализуется в два этапа: |
Объемы и источники финансирования Государственной программы | общие затраты на реализацию Государственной программы в 2013 - 2020 годах за счет всех источников финансирования - 74871549,85 тыс. рублей: |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | 99,5 процента детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены образованием; |
2. Раздел I Государственной программы изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика состояния сферы реализации Государственной программы, основные проблемы и прогноз развития системы образования Кабардино-Балкарской Республики
Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р, Государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 2408-р, Стратегией развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 июля 2007 года N 181-ПП, Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2013 года N 74-рп.
Система образования Кабардино-Балкарской Республики в последние годы решала задачи, поставленные в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", комплексов мер по модернизации общего образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2011 - 2013 годы.
Отличительной особенностью региональной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов управления.
Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании, реализованных в проектах и программах модернизации образования, стали выявление и конкурсная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.
В целях реализации основных полномочий в сфере образования в течение последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы с учетом изменений в системе образования Кабардино-Балкарской Республики.
Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области образования, а также обеспечение структурных изменений в системе образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования, улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
Анализ современного состояния системы образования Кабардино-Балкарской Республики показывает, что достигнуты определенные положительные результаты. Но вместе с тем продолжают иметь место нерешенные проблемы и противоречия.
Одним из важных факторов, влияющих на состояние и развитие системы образования республики, продолжает оставаться демографическая ситуация.
С 1998 года (год исторического максимума контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях республики) численность школьников сократилась примерно на 40 процентов, что оказало и продолжает оказывать существенное влияние на деятельность системы образования.
Снизилась наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях. Несмотря на введение новых организационно-экономических механизмов (нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда), сохраняют свою актуальность вопросы дальнейшей оптимизации сети учреждений и повышения эффективности бюджетных расходов по их содержанию.
Внедрение федеральных образовательных стандартов нового поколения и переход к системно-деятельностным принципам обучения требуют существенно иной организации образовательного процесса и конфигурации сети образовательных учреждений.
В связи с наблюдающимся в последние годы ростом рождаемости обострились проблемы обеспечения доступности дошкольного образования, организации предшкольной подготовки.
Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.
Результаты единого государственного экзамена, различных мониторинговых исследований и контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют о наличии проблем в достижении приемлемого качества дошкольного, общего и дополнительного образования.
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В республике к настоящему времени еще не сформирована стройная система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
В 2012 году на основании разработанной и утвержденной Концепции обновления системы повышения квалификации работников образования Кабардино-Балкарской Республики начата реализация персонифицированной практикоориентированной модели повышения квалификации педагогов, позволяющей выстраивать программы в соответствии с профессиональными запросами работников и потребностями образовательных учреждений с элементами стажировок на базе ведущих общеобразовательных учреждений республики. Однако отсутствие финансово-экономических механизмов, обеспечивающих доведение средств на повышение квалификации до образовательного учреждения, не позволяет реализовать персонифицированную модель повышения квалификации в полном объеме.
За последние годы информационно-коммуникационная среда образовательных учреждений становится более насыщенной и разнообразной. При этом не стало повседневной практикой системное и комплексное использование в учебном и воспитательном процессах информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, что не позволяет выстроить целостную электронную образовательную среду.
При значительных инвестициях в развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений в последние годы лишь в незначительной части из них удалось создать все виды современных условий.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
На 1 января 2014 года в Кабардино-Балкарской Республике осуществляют деятельность около 350 государственных и муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов.
Услугами дошкольного образования в 2010 году были охвачены 32,25 тыс. детей от 1 до 7 лет (64,5 процента). В 2012 году - 40,2 тыс. детей (55,1 процента), в 2013 году - 43,6 тыс. детей (57,2 процента).
В 2011 - 2013 годах в Кабардино-Балкарской Республике создано 3089 дополнительных дошкольных мест за счет реконструкции существующих образовательных учреждений и открытия дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях. Реализация указанных выше мер, а также участие и победа в 2013 году в федеральном конкурсе на материальную поддержку, оказываемую в рамках проекта модернизации муниципальных систем дошкольного образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, содействуют сокращению очередности в образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования.
В то же время остается актуальной проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, не в полной мере соответствуют меняющимся запросам родителей к предшкольной подготовке детей, их дальнейшему успешному обучению и воспитанию в школе.
В данной связи необходимо сформировать в дошкольных учреждениях современную предметно-развивающую среду, создать систему оценки качества дошкольного образования, разработать систему сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.
На 1 сентября 2013 г. в Кабардино-Балкарской Республике функционируют 282 общеобразовательных учреждения (в 2007 году - 286 учреждений). Общий контингент обучающихся составляет около 90 тыс. учащихся (в 2007 году - 102,335 тыс. учащихся), образовательный процесс осуществляют 7318 учителей. В 241 общеобразовательном учреждении (85,5 процента) обучение ведется в одну смену, в 41 (14,5 процента) обучение осуществляют в две смены.
Система общего среднего образования республики представлена всеми видами образовательных учреждений, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг.
При этом имеет место значительная дифференциация по уровню качества предоставляемых школами образовательных услуг. Наряду с учреждениями, успешно и результативно реализующими инновационные образовательные программы, имеющими высокий кадровый и ресурсный потенциал, продолжают работу образовательные учреждения, в которых образовательные результаты выпускников существенно ниже средних показателей по республике. Такая ситуация требует принятия специальных мер, направленных на выравнивание качества образования, предоставляемого указанными учреждениями.
В настоящее время наполняемость классов в городской местности составляет 21,94 ученика (в 2007 году - 20,6 ученика), в сельской местности - 16,0 учеников (в 2007 году - 16,1 ученика); на одного учителя приходится 15 учеников в городских учреждениях (в 2007 году - 13 учеников), в сельской местности - 10 учеников (в 2007 году - 7 учеников).
Указанные изменения стали результатом внедрения современных организационно-экономических механизмов и мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, направляемых на содержание системы общего среднего образования.
В республике в районах с низким уровнем плотности населения организован ежедневный подвоз более 4,7 тысяч детей на 132 школьных автобусах.
Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.
По данным на 1 января 2014 г., в республике функционирует 41 образовательное учреждение дополнительного образования детей различной направленности (5 - государственные, 36 - муниципальные), в которых работают 2583 объединения, охватывающие своей деятельностью 44598 детей и подростков, что составляет 51 процент от общего количества обучающихся.
Всего в республике программами дополнительного образования охвачено более 70 процентов обучающихся с учетом услуг по дополнительному образованию, оказываемых общеобразовательными учреждениями.
Анализ ситуации состояния дополнительного образования в республике показывает наличие ряда проблем:
несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений дополнительного образования детей современным требованиям;
необеспечение в необходимом объеме доступности дополнительного образования для всех групп детей: сокращается спектр образовательных программ, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, не созданы условия для получения дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
недостаточный уровень кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей профессионально компетентными специалистами.
В системе образования Кабардино-Балкарской Республики достигнуты определенные результаты по работе с одаренными детьми как в интеллектуально-творческом направлении, так и в области художественного творчества и спорта.
Вместе с тем в республике к настоящему времени еще не сформирована стройная система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.
Накоплен положительный опыт проведения мероприятий, способствующих выявлению и поддержке одаренных детей. В то же время существует ряд нерешенных проблем в работе с одаренными учащимися:
отсутствие системы методического сопровождения работы с детьми, проявляющими интерес к интеллектуальной и творческой деятельности;
недостаточное использование ресурсов высшей школы для удовлетворения образовательных потребностей интеллектуально одаренных учащихся;
недостаточное использование дистанционных, заочных и очно-заочных форм работы с детьми, проявляющими интерес к интеллектуальной и творческой деятельности;
низкий уровень оснащенности техническим и лабораторным оборудованием учреждений дополнительного образования детей.
Решение обозначенных выше проблем будет осуществляться в рамках реализации соответствующих мероприятий Государственной программы.
На протяжении последних лет ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школы. Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием, активно развиваются дистанционные формы обучения. Во всех учреждениях образования созданы попечительские и управляющие советы.
С 2011 года осуществлен переход на новую систему аттестации педагогических работников, обеспечивающую стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, личного профессионального роста, повышение эффективности и качества педагогического труда, учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений.
С сентября 2011 года в современной форме аттестацию прошли 4534 педагогических работника (53,6 процента) системы общего образования.