ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2016 года N 199-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2013 года N 249-ПП.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики:
от 2 сентября 2013 года N 241-ПП "О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы" ("Официальная Кабардино-Балкария", N 35, 2013);
от 27 мая 2014 года N 103-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы" ("Официальная Кабардино-Балкария", N 22, 2014);
от 22 августа 2014 года N 187-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы" ("Официальная Кабардино-Балкария", N 34, 2014);
от 31 декабря 2015 года N 316-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 2 сентября 2013 года N 241-ПП" ("Официальная Кабардино-Балкария", N 1, 2016).
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 18 ноября 2016 года N 199-ПП
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. N 249-ПП
1. Паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт Государственной программы
Ответственный исполнитель Государственной программы | Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Соисполнители Государственной программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики; |
Подпрограммы Государственной программы | "Реализация образовательных программ профессионального образования"; |
Цель Государственной программы | обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Кабардино-Балкарской Республики |
Задачи Государственной программы | развитие сети образовательных организаций, современных форм и технологий реализации образовательных программ общего и дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность; |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | удельный вес численности населения в возрасте от 5 до 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте от 5 до 18 лет; |
Сроки и этапы реализации Государственной программы | Государственная программа реализуется в два этапа: |
Объемы и источники финансирования Государственной программы | общий объем финансового обеспечения реализации Государственной программы за 2013 - 2020 годы за счет всех источников финансирования - 61202379,3 тыс. рублей: |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | 99,5 процента детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены образованием; |
2. Раздел I государственной программы изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика состояния сферы реализации Государственной программы, основные проблемы и прогноз развития системы образования Кабардино-Балкарской Республики
Настоящая Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 2408-р, Стратегией развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 июля 2007 года N 181-ПП, распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2013 года N 74-рп.
Система образования Кабардино-Балкарской Республики в последние годы решала задачи, поставленные в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", комплексов мер по модернизации общего образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2011 - 2013 годы.
Отличительной особенностью региональной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов управления.
Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании, реализованных в проектах и программах модернизации образования, стали выявление и конкурсная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.
В целях реализации основных полномочий в сфере образования в течение последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы с учетом изменений в системе образования Кабардино-Балкарской Республики.
Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области образования, а также обеспечение структурных изменений в системе образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования, улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
Анализ современного состояния системы образования Кабардино-Балкарской Республики показывает, что достигнуты определенные положительные результаты. Но вместе с тем продолжают иметь место нерешенные проблемы и противоречия.
Одним из важных факторов, влияющих на состояние и развитие системы образования республики, продолжает оставаться сложившаяся в республике демографическая ситуация.
Сохраняют свою актуальность вопросы дальнейшей оптимизации сети образовательных организаций и повышения эффективности бюджетных расходов по их содержанию.
Внедрение федеральных образовательных стандартов нового поколения и переход к системно-деятельностным принципам обучения требуют существенно иной организации образовательного процесса.
В связи с наблюдающимся в последние годы ростом рождаемости обострились проблемы обеспечения доступности дошкольного образования, организации предшкольной подготовки.
Результаты единого государственного экзамена, различных мониторинговых исследований и контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют о необходимости повышения качества дошкольного, общего и дополнительного образования.
Особого внимания требуют вопросы, связанные с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В Кабардино-Балкарской Республике с 2012 года начата реализация персонифицированной практико-ориентированной модели повышения квалификации педагогов, позволяющей выстраивать программы в соответствии с профессиональными запросами работников и потребностями образовательных организаций с элементами стажировок на базе ведущих общеобразовательных организаций республики. Однако отсутствие финансово-экономических механизмов, обеспечивающих доведение средств на повышение квалификации до образовательной организации, не позволяет реализовать персонифицированную модель повышения квалификации в полном объеме.
За последние годы информационно-коммуникационная среда образовательных организаций становится более насыщенной и разнообразной. При этом не стало повседневной практикой системное и комплексное использование в учебном и воспитательном процессах информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, что не позволяет выстроить целостную электронную образовательную среду.
При значительных инвестициях в развитие учебно-материальной базы образовательных организаций в последние годы лишь в незначительной части из них удалось создать все виды современных условий.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
На 1 января 2016 года в Кабардино-Балкарской Республике осуществляют деятельность 408 государственных и муниципальных образовательных организаций различных типов и видов. В том числе сеть дошкольных образовательных организаций республики представлена 231 организацией, из них 187 школ с правом реализации программ дошкольного образования, 23 образовательные организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 21 дошкольная образовательная организация.
В 2013 - 2015 годах в Кабардино-Балкарской Республике за счет реализации мероприятий модернизации региональных систем дошкольного образования построено 9 новых объектов дошкольного образования на 1240 мест, в 82 организациях дошкольного образования проведены работы по капитальному ремонту и реконструкции. Реализованы меры по возврату в систему дошкольного образования ранее переданных учреждений дошкольного образования, приспособлений зданий и помещений под реализацию программ дошкольного образования. В рамках указанных мероприятий создано 2360 дополнительных дошкольных мест. Всего с 2013 года в Кабардино-Балкарской Республике создано 8697 дополнительных мест для дошкольников (план - 7905).
Система общего среднего образования республики представлена всеми типами образовательных организаций, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг.
При этом имеет место значительная дифференциация по уровню качества предоставляемых школами образовательных услуг. Наряду с организациями, успешно и результативно реализующими инновационные образовательные программы, имеющими высокий кадровый и ресурсный потенциал, продолжают работу образовательные организации, в которых образовательные результаты выпускников существенно ниже средних показателей по республике. Такая ситуация требует принятия специальных мер, направленных на выравнивание качества образования, предоставляемого указанными организациями.
На 1 января 2016 года наполняемость классов в городской местности составляет 23,99 ученика (в 2007 году - 20,6 ученика), в сельской местности - 16,47 ученика (в 2007 году - 16,1 ученика); на одного учителя приходится 16,64 ученика в городских организациях (в 2007 году - 13 учеников), в сельской местности - 11,46 ученика (в 2007 году - 7 учеников).
Указанные изменения стали результатом внедрения современных организационно-экономических механизмов и мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, направляемых на содержание системы общего среднего образования.
В республике в районах с низким уровнем плотности населения организован ежедневный подвоз более 3,9 тысяч детей на школьных автобусах.
Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными организациями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.
По данным на 1 января 2016 года в республике функционируют 32 образовательных организаций дополнительного образования детей различной направленности (5 - государственные, 27 - муниципальные), в которых работают 2133 объединения, охватывающие своей деятельностью 34935 детей и подростков.
Анализ ситуации состояния дополнительного образования в республике показывает наличие ряда проблем:
несоответствие учебно-материальной базы образовательных организаций дополнительного образования детей современным требованиям;
необеспечение в необходимом объеме доступности дополнительного образования для всех групп детей: сокращается спектр образовательных программ, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, не созданы условия для получения дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
недостаточный уровень кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей профессионально компетентными специалистами.
В системе образования Кабардино-Балкарской Республики достигнуты определенные результаты по работе с одаренными детьми как в интеллектуально-творческом направлении, так и в области художественного творчества и спорта.
Вместе с тем в республике к настоящему времени еще не сформирована стройная система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.
Накоплен положительный опыт проведения мероприятий, способствующих выявлению и поддержке одаренных детей. В то же время существует ряд нерешенных проблем в работе с одаренными учащимися:
отсутствие системы методического сопровождения работы с детьми, проявляющими интерес к интеллектуальной и творческой деятельности;
недостаточное использование ресурсов высшей школы для удовлетворения образовательных потребностей интеллектуально одаренных учащихся;
недостаточное использование дистанционных, заочных и очно-заочных форм работы с детьми, проявляющими интерес к интеллектуальной и творческой деятельности;
низкий уровень оснащенности техническим и лабораторным оборудованием учреждений дополнительного образования детей.
Решение обозначенных выше проблем будет осуществляться в рамках реализации соответствующих мероприятий государственной программы.
С 2011 года осуществлен переход на новую систему аттестации педагогических работников, обеспечивающую стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, личного профессионального роста, повышение эффективности и качества педагогического труда, учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений.
Качество кадрового потенциала отрасли образования остается актуальной проблемой: сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров).
Нуждается в дальнейшем развитии система организации питания и здоровьесбережения школьников.
На стадии совершенствования находится система оценки качества образования. Внедряется новый инструментарий оценки качества образования, позволяющий получать объективную информацию о развитии региональной системы образования.
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов.
В Кабардино-Балкарской Республике функционирует государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения". На его базе оказывается комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь 100 воспитанникам в возрасте от 2 до 7 лет. Психолого-педагогическую и медико-социальную помощь специально созданных психолого-медико-педагогических комиссий в дошкольных и общеобразовательных организациях получают более 2700 детей.
В республике дистанционным обучением охвачено 258 детей-инвалидов, из которых 201 совмещают дистанционное обучение с обучением в общеобразовательной школе, 57 обучаются по индивидуальным учебным планам на дому только с применением дистанционных технологий обучения, 115 обучаются по индивидуальным учебным планам на дому с применением дистанционных технологий обучения и с привлечением учителей.