ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2016 года N 199-ПП


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ

Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2013 года N 249-ПП.

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики:

от 2 сентября 2013 года N 241-ПП "О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы" ("Официальная Кабардино-Балкария", N 35, 2013);

от 27 мая 2014 года N 103-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы" ("Официальная Кабардино-Балкария", N 22, 2014);

от 22 августа 2014 года N 187-ПП "О внесении изменений в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы" ("Официальная Кабардино-Балкария", N 34, 2014);

от 31 декабря 2015 года N 316-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 2 сентября 2013 года N 241-ПП" ("Официальная Кабардино-Балкария", N 1, 2016).

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ






Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 18 ноября 2016 года N 199-ПП

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. N 249-ПП


1. Паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:


"Паспорт Государственной программы

Ответственный исполнитель Государственной программы

Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики

Соисполнители Государственной программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики;
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по печати и массовым коммуникациям;
Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство спорта Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики;
Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию);
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию);
федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике" (по согласованию);
федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований" (по согласованию);
военный комиссариат Кабардино-Балкарской Республики (по согласованию);
региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию)

Подпрограммы Государственной программы

"Реализация образовательных программ профессионального образования";
"Содействие развитию дошкольного и общего образования";
"Создание новых мест в общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2025 года";
"Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики";
"Совершенствование управления системой образования";
"Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот и детей с особыми нуждами";
"Реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы в Кабардино-Балкарской Республике"

Цель Государственной программы

обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Кабардино-Балкарской Республики

Задачи Государственной программы

развитие сети образовательных организаций, современных форм и технологий реализации образовательных программ общего и дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность;
расширение перечня и обеспечение качества реализации программ дополнительного образования, направленных на успешную социализацию детей и подростков;
развитие сети учреждений среднего профессионального образования в целях удовлетворения существующих и перспективных потребностей экономики Кабардино-Балкарской Республики;
создание условий, способствующих формированию педагогических кадров, соответствующих современным квалификационным требованиям;
обеспечение доступности образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей;
формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

удельный вес численности населения в возрасте от 5 до 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте от 5 до 18 лет;
доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся;
удельный вес численности выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности;
число новых мест в общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике, в том числе введенных путем строительства объектов инфраструктуры общего образования;
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
доля образовательных организаций общего образования, участвующих в международных, всероссийских и региональных исследованиях качества образования, в общей численности общеобразовательных организаций

Сроки и этапы реализации Государственной программы

Государственная программа реализуется в два этапа:
2014 - 2016 годы;
2017 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы

общий объем финансового обеспечения реализации Государственной программы за 2013 - 2020 годы за счет всех источников финансирования - 61202379,3 тыс. рублей:
в 2013 г. - 7831952,2 тыс. рублей;
в 2014 г. - 7924851,4 тыс. рублей;
в 2015 г. - 7225095,4 тыс. рублей;
в 2016 г. - 7355681,3 тыс. рублей;
в 2017 г. - 7233057,3 тыс. рублей;
в 2018 г. - 7237172,2 тыс. рублей;
в 2019 г. - 8028032,7 тыс. рублей;
в 2020 г. - 8366536,9 тыс. рублей;
в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 2393834,2 тыс. рублей:
в 2013 г. - 1358223,5 тыс. рублей;
в 2014 г. - 786011,2 тыс. рублей;
в 2015 г. - 158162,2 тыс. рублей;
в 2016 г. - 70263,0 тыс. рублей;
в 2017 г. - 4965,4 тыс. рублей;
в 2018 г. - 4965,4 тыс. рублей;
в 2019 г. - 5461,9 тыс. рублей;
в 2020 г. - 5781,6 тыс. рублей;
за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 58808545,1 тыс. рублей:
в 2013 г. - 6473728,7 тыс. рублей;
в 2014 г. - 7138840,2 тыс. рублей;
в 2015 г. - 7066933,2 тыс. рублей;
в 2016 г. - 7355681,3 тыс. рублей;
в 2017 г. - 7228091,9 тыс. рублей;
в 2018 г. - 7232206,8 тыс. рублей;
в 2019 г. - 8022570,7 тыс. рублей;
в 2020 г. - 8360755,4 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

99,5 процента детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены образованием;
обеспечение возможности 100 процентам детей в возрасте от 3 до 7 лет получить услуги дошкольного образования;
100 процентов учащихся будут обучаться в общеобразовательных организациях, соответствующих основным современным требованиям;
не менее 60 процентов выпускников организаций среднего профессионального образования будут трудоустроены в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии);
100 процентов обучающихся в общеобразовательных организациях станут обучаться в одну смену;
100 процентов обучающихся перейдут из зданий с износом 50 процентов и выше в новые здания общеобразовательных организаций;
100 процентов образовательных организаций общего образования будут участвовать в исследованиях качества образования".


2. Раздел I государственной программы изложить в следующей редакции:


"I. Характеристика состояния сферы реализации Государственной программы, основные проблемы и прогноз развития системы образования Кабардино-Балкарской Республики

 

Настоящая Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 2408-р, Стратегией развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 июля 2007 года N 181-ПП, распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2013 года N 74-рп.

Система образования Кабардино-Балкарской Республики в последние годы решала задачи, поставленные в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", комплексов мер по модернизации общего образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2011 - 2013 годы.

Отличительной особенностью региональной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов управления.

Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании, реализованных в проектах и программах модернизации образования, стали выявление и конкурсная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.

В целях реализации основных полномочий в сфере образования в течение последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы с учетом изменений в системе образования Кабардино-Балкарской Республики.

Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области образования, а также обеспечение структурных изменений в системе образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования, улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике.

Анализ современного состояния системы образования Кабардино-Балкарской Республики показывает, что достигнуты определенные положительные результаты. Но вместе с тем продолжают иметь место нерешенные проблемы и противоречия.

Одним из важных факторов, влияющих на состояние и развитие системы образования республики, продолжает оставаться сложившаяся в республике демографическая ситуация.

Сохраняют свою актуальность вопросы дальнейшей оптимизации сети образовательных организаций и повышения эффективности бюджетных расходов по их содержанию.

Внедрение федеральных образовательных стандартов нового поколения и переход к системно-деятельностным принципам обучения требуют существенно иной организации образовательного процесса.

В связи с наблюдающимся в последние годы ростом рождаемости обострились проблемы обеспечения доступности дошкольного образования, организации предшкольной подготовки.

Результаты единого государственного экзамена, различных мониторинговых исследований и контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют о необходимости повышения качества дошкольного, общего и дополнительного образования.

Особого внимания требуют вопросы, связанные с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Кабардино-Балкарской Республике с 2012 года начата реализация персонифицированной практико-ориентированной модели повышения квалификации педагогов, позволяющей выстраивать программы в соответствии с профессиональными запросами работников и потребностями образовательных организаций с элементами стажировок на базе ведущих общеобразовательных организаций республики. Однако отсутствие финансово-экономических механизмов, обеспечивающих доведение средств на повышение квалификации до образовательной организации, не позволяет реализовать персонифицированную модель повышения квалификации в полном объеме.

За последние годы информационно-коммуникационная среда образовательных организаций становится более насыщенной и разнообразной. При этом не стало повседневной практикой системное и комплексное использование в учебном и воспитательном процессах информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, что не позволяет выстроить целостную электронную образовательную среду.

При значительных инвестициях в развитие учебно-материальной базы образовательных организаций в последние годы лишь в незначительной части из них удалось создать все виды современных условий.

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

На 1 января 2016 года в Кабардино-Балкарской Республике осуществляют деятельность 408 государственных и муниципальных образовательных организаций различных типов и видов. В том числе сеть дошкольных образовательных организаций республики представлена 231 организацией, из них 187 школ с правом реализации программ дошкольного образования, 23 образовательные организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 21 дошкольная образовательная организация.

В 2013 - 2015 годах в Кабардино-Балкарской Республике за счет реализации мероприятий модернизации региональных систем дошкольного образования построено 9 новых объектов дошкольного образования на 1240 мест, в 82 организациях дошкольного образования проведены работы по капитальному ремонту и реконструкции. Реализованы меры по возврату в систему дошкольного образования ранее переданных учреждений дошкольного образования, приспособлений зданий и помещений под реализацию программ дошкольного образования. В рамках указанных мероприятий создано 2360 дополнительных дошкольных мест. Всего с 2013 года в Кабардино-Балкарской Республике создано 8697 дополнительных мест для дошкольников (план - 7905).

Система общего среднего образования республики представлена всеми типами образовательных организаций, предоставляющих широкий спектр образовательных услуг.

При этом имеет место значительная дифференциация по уровню качества предоставляемых школами образовательных услуг. Наряду с организациями, успешно и результативно реализующими инновационные образовательные программы, имеющими высокий кадровый и ресурсный потенциал, продолжают работу образовательные организации, в которых образовательные результаты выпускников существенно ниже средних показателей по республике. Такая ситуация требует принятия специальных мер, направленных на выравнивание качества образования, предоставляемого указанными организациями.

На 1 января 2016 года наполняемость классов в городской местности составляет 23,99 ученика (в 2007 году - 20,6 ученика), в сельской местности - 16,47 ученика (в 2007 году - 16,1 ученика); на одного учителя приходится 16,64 ученика в городских организациях (в 2007 году - 13 учеников), в сельской местности - 11,46 ученика (в 2007 году - 7 учеников).

Указанные изменения стали результатом внедрения современных организационно-экономических механизмов и мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, направляемых на содержание системы общего среднего образования.

В республике в районах с низким уровнем плотности населения организован ежедневный подвоз более 3,9 тысяч детей на школьных автобусах.

Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными организациями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.

По данным на 1 января 2016 года в республике функционируют 32 образовательных организаций дополнительного образования детей различной направленности (5 - государственные, 27 - муниципальные), в которых работают 2133 объединения, охватывающие своей деятельностью 34935 детей и подростков.

Анализ ситуации состояния дополнительного образования в республике показывает наличие ряда проблем:

несоответствие учебно-материальной базы образовательных организаций дополнительного образования детей современным требованиям;

необеспечение в необходимом объеме доступности дополнительного образования для всех групп детей: сокращается спектр образовательных программ, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, не созданы условия для получения дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья;

недостаточный уровень кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей профессионально компетентными специалистами.

В системе образования Кабардино-Балкарской Республики достигнуты определенные результаты по работе с одаренными детьми как в интеллектуально-творческом направлении, так и в области художественного творчества и спорта.

Вместе с тем в республике к настоящему времени еще не сформирована стройная система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Накоплен положительный опыт проведения мероприятий, способствующих выявлению и поддержке одаренных детей. В то же время существует ряд нерешенных проблем в работе с одаренными учащимися:

отсутствие системы методического сопровождения работы с детьми, проявляющими интерес к интеллектуальной и творческой деятельности;

недостаточное использование ресурсов высшей школы для удовлетворения образовательных потребностей интеллектуально одаренных учащихся;

недостаточное использование дистанционных, заочных и очно-заочных форм работы с детьми, проявляющими интерес к интеллектуальной и творческой деятельности;

низкий уровень оснащенности техническим и лабораторным оборудованием учреждений дополнительного образования детей.

Решение обозначенных выше проблем будет осуществляться в рамках реализации соответствующих мероприятий государственной программы.

С 2011 года осуществлен переход на новую систему аттестации педагогических работников, обеспечивающую стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, личного профессионального роста, повышение эффективности и качества педагогического труда, учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений.

Качество кадрового потенциала отрасли образования остается актуальной проблемой: сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров).

Нуждается в дальнейшем развитии система организации питания и здоровьесбережения школьников.

На стадии совершенствования находится система оценки качества образования. Внедряется новый инструментарий оценки качества образования, позволяющий получать объективную информацию о развитии региональной системы образования.

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов.

В Кабардино-Балкарской Республике функционирует государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения". На его базе оказывается комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь 100 воспитанникам в возрасте от 2 до 7 лет. Психолого-педагогическую и медико-социальную помощь специально созданных психолого-медико-педагогических комиссий в дошкольных и общеобразовательных организациях получают более 2700 детей.

В республике дистанционным обучением охвачено 258 детей-инвалидов, из которых 201 совмещают дистанционное обучение с обучением в общеобразовательной школе, 57 обучаются по индивидуальным учебным планам на дому только с применением дистанционных технологий обучения, 115 обучаются по индивидуальным учебным планам на дому с применением дистанционных технологий обучения и с привлечением учителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»