ПРИКАЗ
от 27 августа 2013 года N 1502
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2016 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании приказа департамента образования и науки Костромской области от 29.09.2016 N 1610.
____________________________________________________________________
(в редакции приказов департамента образования и науки Костромской области от 24.09.2014 N 1741, от 17.03.2015 N 520, от 07.05.2015 N 1055)
В соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы", Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18 июля 2013 года N ПК-5вн, постановлением администрации Костромской области от 21 ноября 2011 года N 442-а "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области", в целях обеспечения доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям регионального рынка труда, ориентированного на инновационное развитие экономики и социальной сферы Костромской области, приказываю:
(преамбула в ред. приказа департамента образования и науки Костромской области от 07.05.2015 N 1055)
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие профессионального образования Костромской области на 2014-2016 годы" (далее - Программа).
2. Департаменту образования и науки Костромской области:
1) обеспечить выполнение мероприятий Программы в полном объеме и в установленные сроки;
2) обеспечить финансирование мероприятий Программы.
3. Руководителям государственных профессиональных образовательных организаций Костромской области, подведомственных департаменту образования и науки Костромской области:
1) обеспечить выполнение и финансирование мероприятий Программы;
2) ежеквартально к 15 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в департамент образования и науки Костромской области информацию об исполнении мероприятий Программы.
4. Рекомендовать муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям федеральных и негосударственных образовательных организаций:
1) обеспечить выполнение мероприятий Программы;
2) ежеквартально к 15 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в департамент образования и науки Костромской области информацию об исполнении мероприятий Программы.
5. Приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
6. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Ведомственная целевая программа "Развитие профессионального образования Костромской области на 2014-2016 годы"
(в ред. приказа департамента образования и науки Костромской области от 17.03.2015 N 520)
1. Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы (далее - Программа) | Департамент образования и науки Костромской области |
2. Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области | Подпрограмма "Развитие профессионального образования Костромской области" государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы" |
3. Должностное лицо, утвердившее Программу, реквизиты соответствующего нормативного правового акта | Директор департамента образования и науки Костромской области Быстрякова Т.Е., приказ департамента образования и науки Костромской области от 27 августа 2013 года N 1502 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие профессионального образования Костромской области на 2014-2016 годы" |
4. Цель и задачи Программы | Цель Программы: модернизация региональной системы профессионального образования в соответствии с требованиями современной экономики и изменяющимися запросами населения Костромской области. Основные задачи Программы: 1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики; 2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования; 3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности; 4) создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся |
5. Сроки реализации Программы | 2014-2016 годы |
6. Перечень мероприятий Программы | Мероприятия Программы разделены по следующим направлениям: 1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики; 2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования; 3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности; 4) создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся |
7. Объемы и источники финансирования Программы | Объем финансирования мероприятий Программы составит в 2014-2016 гг. - 25 379,2 тыс. руб., в том числе из средств областного бюджета - 19 834,2 тыс. руб., из внебюджетных источников 5 545,0 тыс. руб. Финансирование по годам реализации подпрограммы составит: 2014 год - 7 394,4 тыс. рублей; 2015 год - 8 862,4 тыс. рублей; 2016 год - 9 122,4 тыс. рублей |
8. Ожидаемые конечные результаты Программы | Ожидаемые конечные результаты: За период реализации Программы (2014-2016 годы) планируется достичь следующих результатов: 1) повышение доли лиц, принятых на программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) по востребованным профессиям (специальностям), с 77 процентов в 2012 году до 88 процентов в 2016 году; 2) повышение доли обучающихся профессиональных образовательных организаций, заключивших договоры целевого обучения, с 11,7 процентов в 2012 году до 30 процентов в 2016 году; 3) повышение доли выпускников программ среднего профессионального образования и программ профессионального обучения в общей численности выпускников профессионального образования с 70 процентов в 2013 году до 73 процентов в 2016 году; 4) повышение доли выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования очной формы обучения, трудоустроенных в течение одного года после окончания обучения (с учетом продолживших обучение, призванных на службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и других категорий граждан), с 91 процента в 2012 году до 99 процентов в 2016 году; 5) 100 процентов профессиональных образовательных организаций обеспечивают открытое предоставление достоверной публичной информации о своей деятельности на основе автоматизированного мониторинга; 6) повышение доли обучающихся профессиональных образовательных организаций, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности, с 12 процентов в 2012 году до 22 процентов в 2016 году; 7) создание региональной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ с участием профессионального сообщества, и проведение данной процедуры в 2016 году в отношении не менее чем в 10 процентах реализуемых укрупненных направлений подготовки и специальностей; 8) достижение 100-процентного показателя участия профессиональных образовательных организаций в процедурах независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги; 9) повышение доли студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций с 76 процентов в 2012 году до 87 процентов в 2016 году; 10) создание механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций и увеличение доли обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими организациями в Костромской области (сетевого взаимодействия) с 3,8 процентов в 2012 году до 10 процентов в 2016 году; 11) повышение доли педагогических работников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 30 лет с 15,7 процентов в 2012 году до 16 процентов в 2016 году; 12) повышение доли педагогических работников, которым при прохождении аттестации в соответствующем году присвоена первая или высшая категория, с 65 процентов в 2012 году до 79 процентов в 2016 году; 13) достижение установленных показателей соотношения средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций со средней заработной платой в Костромской области за отчетный период в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" - в 2016 году 90 процентов; 14) внедрение в 100 процентах профессиональных образовательных организаций системы эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями; 15) создание в 100 процентах профессиональных образовательных организаций органов государственно-общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов; 16) создание 4 многофункциональных центров прикладных квалификаций; 17) повышение доли образовательных организаций, создавших кафедры и другие подразделения на предприятиях, в общей численности образовательных организаций, реализующих программы СПО и практико-ориентированные программы бакалавриата, с 19 процентов в 2012 году до 31 процента в 2016 году; 18) повышение доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования региональной системы профессионального образования с 13,6 процентов в 2012 году до 14,6 процентов в 2016 году; 19) повышение доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, участвующих в реализации предпрофильной подготовки, профильного обучения, профессиональной подготовки школьников, с 49 процентов в 2012 году до 85 процентов в 2016 году; 20) 100-процентный охват обучающихся 8-11 классов общеобразовательных организаций профориентационными услугами в соответствии с профориентационными программами; 21) достижение в 2016 году 35-процентного показателя доли занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего профессиональное обучение, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы; 22) достижение в 2016 году 35-процентного показателя доли занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе профессиональных образовательных организаций, от общей численности занятых в экономике; 23) создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в 14 процентах профессиональных образовательных организаций; 24) ежегодное обучение на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования от 630 до 700 граждан пожилого возраста по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам (в том числе компьютерной грамотности); 25) создание региональной системы сертификации и профессиональной квалификации и доведение доли укрупненных направлений подготовки и специальностей, в отношении которых внедрены механизмы сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций, в общем числе укрупненных направлений подготовки и специальностей, реализуемых профессиональными образовательными организациями, до 30 процентов; 26) повышение доли выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по способам поиска работы, трудоустройства, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте, с 31 процента в 2012 году до 54 процентов в 2016 году; 27) удельный вес выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по основам предпринимательства, открытию собственного дела, способствующих "самозанятости" выпускника на современном рынке труда, с 13 процентов в 2012 году до 20 процентов в 2016 году |
9. Система профессионального образования в Костромской области представлена 36 профессиональными образовательными организациями, из них 29 организаций находятся в ведении департамента образования и науки Костромской области, и 4 образовательными организациями высшего образования, а также 5 филиалами образовательных организаций высшего образования (в том числе 1 - реализующей программы среднего профессионального образования - Красносельское училище художественной обработки металлов) и 7 филиалами профессиональных образовательных организаций.
10. Всего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования обучается 33 381 студент, в том числе: в образовательных организациях высшего образования - 19 249 человек, обучающихся по 126 образовательным программам высшего образования (в т.ч. 46 направлениям подготовки бакалавриата, 13 - магистратуры и 67 специальностям); в профессиональных образовательных организациях - 14 132 человека, обучающихся по 67 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена и 65 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
11. Дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) реализуют две государственные образовательные организации дополнительного профессионального образования, подведомственные департаменту образования и науки Костромской области: ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" и ОГБОУ ДПО "Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников промышленности и жилищно-коммунального хозяйства".
Кроме того, все профессиональные образовательные организации реализуют программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы на платной основе - по договорам с юридическими и физическими лицами, по направлениям центров занятости населения. Ежегодно по всем формам обучения проходят подготовку около 7 тысяч человек из числа различных категорий взрослого населения.
12. С 2008 года сеть областных государственных организаций профессионального образования, подведомственных департаменту образования и науки Костромской области, сократилась с 49 до 36 организаций (на 27 процентов).
Оптимизация сети проводилась в условиях передачи с федерального на региональный уровень 3 учреждений начального профессионального образования (с 1 января 2010 года) и 8 учреждений среднего профессионального образования (с 1 января 2012 года). Передача образовательных учреждений осуществлялась без достаточных вложений в развитие их инфраструктуры, а также без учета потребностей регионального рынка труда в подготовке кадров.
13. С 2008 года число обучающихся в профессиональных образовательных организациях по программам начального профессионального образования сократилось на 23,9 процента, по программам среднего профессионального образования - на 7,5 процента. Численность студентов организаций высшего профессионального образования за последние четыре года сократилась на 13,6 процента.
14. Проблемами текущего состояния системы профессионального образования являются:
1) недостаточно точный перспективный прогноз потребности отраслей экономики Костромской области в кадрах рабочих и специалистов для установления объема и структуры приема в областные государственные организации профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
2) отсутствие четкого заказа со стороны работодателей на подготовку кадров, в том числе на условиях целевой контрактной подготовки;
3) малоэффективные механизмы социального партнерства, недостаточное участие работодателей в организации образовательного процесса, совершенствовании содержания профессионального образования в соответствии с требованиями производства, развитии учебно-материальной базы образовательных организаций;
4) трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по полученной профессии (специальности), закрепляемость их на предприятиях Костромской области;
5) недостаточное взаимодействие образовательных организаций всех уровней профессионального образования в вопросах формирования системы непрерывной подготовки кадров;
6) не соответствующая новым федеральным государственным образовательным стандартам материально-техническая база организаций: износ основных фондов составляет 64 процента, а процент ежегодного обновления основных фондов - 14 процентов, что явно недостаточно для обеспечения реализации образовательных программ и технологий образования;
7) недостаточно результативна система профориентационной работы, обеспечивающая взаимодействие педагогических работников школ и профессиональных учебных заведений, работодателей, родителей. Недостаточно эффективно организована система информирования населения о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях и специальностях;
8) необходимо повышение доступности профессионального образования для различных категорий населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан пожилого возраста;
9) система повышения квалификации педагогических кадров недостаточно сориентирована на задачи развития региональной системы профессионального образования, реализацию федеральных государственных стандартов нового поколения;
10) подготовка кадров в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов требует обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы, межкультурную коммуникацию, в том числе через радикальное обновление системы практик, через вовлечение студенческой молодежи в позитивную социальную деятельность, включая занятия физкультурой и спортом;
11) недостаточное участие образовательных организаций высшего образования в инновационном развитии региона.
15. Перечисленные проблемы указывают на то, что существующая организация ресурсов профессионального образования недостаточно эффективна и слабо ориентирована на социально-экономическое развитие отдельных муниципальных образований и региона в целом. К настоящему времени не завершен поиск эффективной модели развития региональной системы профессионального образования Костромской области, медленно усиливается роль местных сообществ и работодателей в развитии этой системы. В связи с этим необходим программно-целевой подход к решению указанных проблем.
В свою очередь Программа является программно-целевым инструментом Государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы" и направлена на достижение ее целевых показателей.
16. Цель Программы - модернизация региональной системы профессионального образования в соответствии с требованиями современной экономики и изменяющимися запросами населения Костромской области.
17. Задачи Программы:
1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики;
2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;
3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
4) создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.
18. Сроки реализации Программы: 2014-2016 годы без деления на этапы.
19. Перечень основных мероприятий сформирован по направлениям, соответствующим задачам Программы:
1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики:
формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда (мероприятие направлено на развитие инфраструктуры и технологий проведения количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации, формирования государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров на основе этих прогнозов, распределения государственного задания на подготовку кадров исходя из потребностей предприятий и организаций, участия в его выполнении образовательных организаций различных форм собственности);
развитие механизмов оценки качества профессионального образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия (мероприятие направлено на разработку и внедрение современных инструментов оценки качества услуг профессиональных образовательных организаций, базирующихся на показателях эффективности деятельности подведомственных государственных профессиональных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников);
развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования и обучения с учетом прогноза рынка труда и социально-экономического развития региона (мероприятие направлено на расширение объема практико-ориентированных методов обучения, разработку новых образовательных программ на основе модульного принципа представления содержания, реализацию сетевых форм обучения, развитие моделей обучения на рабочем месте на предприятиях, развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства, в том числе на основе формата World Skills);
развитие учебно-методической и материально-технической базы профессиональных образовательных организаций (мероприятие направлено на обновление и создание новых учебников, электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования);
создание условий для обеспечения системы профессионального образования педагогическими кадрами (мероприятие направлено на развитие системы непрерывного образования педагогических кадров, развитие инструментов государственно-частного партнерства для повышения квалификации педагогических кадров путем стажировок в организациях реального сектора экономики и социальной сферы, ресурсных центрах, на стажировочных площадках и пр., развитие системы аттестации и оплаты труда педагогических работников, ориентированной на повышение качества преподавания и непрерывное профессиональное развитие);
развитие научного и инновационного потенциала Костромской области (мероприятие направлено на проведение конкурсов научных проектов, организацию и проведение научных мероприятий, выставок, конкурсов, олимпиад для обучающихся и работников системы образования);
2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования:
развитие механизмов и форм взаимодействия организаций реального сектора экономики и социальной сферы в управлении региональной системой профессионального образования и образовательными организациями (мероприятие направлено на усиление роли участия работодателей в советах по профессиональному образованию при органах исполнительной власти, отраслевых советах и фондах, наблюдательных и попечительских советах профессиональных образовательных организаций, на создание и развитие территориальных образовательных кластеров);
развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы (мероприятие направлено на создание структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях, развитие практики целевой подготовки обучающихся и др.);