Недействующий

 
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 17 марта 2015 года N 520


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.08.2013 N 1502   

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании приказа департамента образования и науки Костромской области от 29.09.2016 N 1610.
____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года N 528-а "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области", в целях приведения нормативно-правового акта департамента образования и науки Костромской области в соответствие с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61, Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18 июля 2013 года N ПК-5вн, Законом Костромской области от 19 декабря 2013 года N 476-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Законом Костромской области от 25 декабря 2014 года N 618-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" приказываю:

1. Внести в приказ департамента образования и науки Костромской области от 27 августа 2013 года N 1502 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие профессионального образования Костромской области на 2014-2016 годы" (в редакции приказа департамента образования и науки Костромской области от 24.09.2014 N 1741) следующие изменения:

ведомственную целевую программу "Развитие профессионального образования Костромской области на 2014-2016 годы" (приложение) изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.


Директор департамента
образования и науки
Костромской области
Т.Е.БЫСТРЯКОВА





Приложение

Утверждена
приказом
департамента
образования и науки
Костромской области
от 17.03.2015 N 520

Ведомственная целевая программа "Развитие профессионального образования Костромской области на 2014-2016 годы"

     

Глава 1. ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2016 ГОДЫ"

1. Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы (далее - Программа)

Департамент образования и науки Костромской области

2. Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области

Подпрограмма "Развитие профессионального образования Костромской области" государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы"

3. Должностное лицо, утвердившее Программу, реквизиты соответствующего нормативного правового акта

Директор департамента образования и науки Костромской области Быстрякова Т.Е., приказ департамента образования и науки Костромской области от 27 августа 2013 года N 1502 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие профессионального образования Костромской области на 2014-2016 годы"

4. Цель и задачи Программы

Цель Программы: модернизация региональной системы профессионального образования в соответствии с требованиями современной экономики и изменяющимися запросами населения Костромской области.

Основные задачи Программы:

1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики;

2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;

3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

4) создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся

5. Сроки реализации Программы

2014-2016 годы

6. Перечень мероприятий Программы

Мероприятия Программы разделены по следующим направлениям:

1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики;

2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;

3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

4) создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся

7. Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования мероприятий Программы составит в 2014-2016 гг. - 25 379,2 тыс. руб., в том числе из средств областного бюджета - 19 834,2 тыс. руб., из внебюджетных источников 5 545,0 тыс. руб.

Финансирование по годам реализации подпрограммы составит:

2014 год - 7 394,4 тыс. рублей;

2015 год - 8 862,4 тыс. рублей;

2016 год - 9 122,4 тыс. рублей

8. Ожидаемые конечные результаты Программы

Ожидаемые конечные результаты:

За период реализации Программы (2014-2016 годы) планируется достичь следующих результатов:

1) повышение доли лиц, принятых на программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) по востребованным профессиям (специальностям), с 77 процентов в 2012 году до 88 процентов в 2016 году;

2) повышение доли обучающихся профессиональных образовательных организаций, заключивших договоры целевого обучения, с 11,7 процентов в 2012 году до 30 процентов в 2016 году;

3) повышение доли выпускников программ среднего профессионального образования и программ профессионального обучения в общей численности выпускников профессионального образования с 70 процентов в 2013 году до 73 процентов в 2016 году;

4) повышение доли выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования очной формы обучения, трудоустроенных в течение одного года после окончания обучения (с учетом продолживших обучение, призванных на службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и других категорий граждан), с 91 процента в 2012 году до 99 процентов в 2016 году;

5) 100 процентов профессиональных образовательных организаций обеспечивают открытое предоставление достоверной публичной информации о своей деятельности на основе автоматизированного мониторинга;

6) повышение доли обучающихся профессиональных образовательных организаций, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности, с 12 процентов в 2012 году до 22 процентов в 2016 году;

7) создание региональной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ с участием профессионального сообщества, и проведение данной процедуры в 2016 году в отношении не менее чем в 10 процентах реализуемых укрупненных направлений подготовки и специальностей;

8) достижение 100-процентного показателя участия профессиональных образовательных организаций в процедурах независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги;

9) повышение доли студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций с 76 процентов в 2012 году до 87 процентов в 2016 году;

10) создание механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций и увеличение доли обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими организациями в Костромской области (сетевого взаимодействия) с 3,8 процентов в 2012 году до 10 процентов в 2016 году;

11) повышение доли педагогических работников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 30 лет с 15,7 процентов в 2012 году до 16 процентов в 2016 году;

12) повышение доли педагогических работников, которым при прохождении аттестации в соответствующем году присвоена первая или высшая категория, с 65 процентов в 2012 году до 79 процентов в 2016 году;

13) достижение установленных показателей соотношения средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций со средней заработной платой в Костромской области за отчетный период в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" - в 2016 году 90 процентов;

14) внедрение в 100 процентах профессиональных образовательных организаций системы эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями;

15) создание в 100 процентах профессиональных образовательных организаций органов государственно-общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов;

16) создание 4 многофункциональных центров прикладных квалификаций;

17) повышение доли образовательных организаций, создавших кафедры и другие подразделения на предприятиях, в общей численности образовательных организаций, реализующих программы СПО и практико-ориентированные программы бакалавриата, с 19 процентов в 2012 году до 31 процента в 2016 году;

18) повышение доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования региональной системы профессионального образования с 13,6 процентов в 2012 году до 14,6 процентов в 2016 году;

19) повышение доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, участвующих в реализации предпрофильной подготовки, профильного обучения, профессиональной подготовки школьников, с 49 процентов в 2012 году до 85 процентов в 2016 году;

20) 100-процентный охват обучающихся 8-11 классов общеобразовательных организаций профориентационными услугами в соответствии с профориентационными программами;

21) достижение в 2016 году 35-процентного показателя доли занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего профессиональное обучение, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы;

22) достижение в 2016 году 35-процентного показателя доли занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе профессиональных образовательных организаций, от общей численности занятых в экономике;

23) создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в 14 процентах профессиональных образовательных организаций;

24) ежегодное обучение на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования от 630 до 700 граждан пожилого возраста по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам (в том числе компьютерной грамотности);

25) создание региональной системы сертификации и профессиональной квалификации и доведение доли укрупненных направлений подготовки и специальностей, в отношении которых внедрены механизмы сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций, в общем числе укрупненных направлений подготовки и специальностей, реализуемых профессиональными образовательными организациями, до 30 процентов;

26) повышение доли выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по способам поиска работы, трудоустройства, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте, с 31 процента в 2012 году до 54 процентов в 2016 году;

27) удельный вес выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по основам предпринимательства, открытию собственного дела, способствующих "самозанятости" выпускника на современном рынке труда, с 13 процентов в 2012 году до 20 процентов в 2016 году

     

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


9. Система профессионального образования в Костромской области представлена 36 профессиональными образовательными организациями, из них 29 организаций находятся в ведении департамента образования и науки Костромской области, и 4 образовательными организациями высшего образования, а также 5 филиалами образовательных организаций высшего образования (в том числе 1 - реализующей программы среднего профессионального образования - Красносельское училище художественной обработки металлов) и 7 филиалами профессиональных образовательных организаций.

10. Всего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования обучается 33 381 студент, в том числе: в образовательных организациях высшего образования - 19 249 человек, обучающихся по 126 образовательным программам высшего образования (в т.ч. 46 направлениям подготовки бакалавриата, 13 - магистратуры и 67 специальностям); в профессиональных образовательных организациях - 14 132 человека, обучающихся по 67 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена и 65 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

11. Дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) реализуют две государственные образовательные организации дополнительного профессионального образования, подведомственные департаменту образования и науки Костромской области: ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" и ОГБОУ ДПО "Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников промышленности и жилищно-коммунального хозяйства".

Кроме того, все профессиональные образовательные организации реализуют программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы на платной основе - по договорам с юридическими и физическими лицами, по направлениям центров занятости населения. Ежегодно по всем формам обучения проходят подготовку около 7 тысяч человек из числа различных категорий взрослого населения.

12. С 2008 года сеть областных государственных организаций профессионального образования, подведомственных департаменту образования и науки Костромской области, сократилась с 49 до 36 организаций (на 27 процентов).

Оптимизация сети проводилась в условиях передачи с федерального на региональный уровень 3 учреждений начального профессионального образования (с 1 января 2010 года) и 8 учреждений среднего профессионального образования (с 1 января 2012 года). Передача образовательных учреждений осуществлялась без достаточных вложений в развитие их инфраструктуры, а также без учета потребностей регионального рынка труда в подготовке кадров.

13. С 2008 года число обучающихся в профессиональных образовательных организациях по программам начального профессионального образования сократилось на 23,9 процента, по программам среднего профессионального образования - на 7,5 процента. Численность студентов организаций высшего профессионального образования за последние четыре года сократилась на 13,6 процента.

14. Проблемами текущего состояния системы профессионального образования являются:

1) недостаточно точный перспективный прогноз потребности отраслей экономики Костромской области в кадрах рабочих и специалистов для установления объема и структуры приема в областные государственные организации профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

2) отсутствие четкого заказа со стороны работодателей на подготовку кадров, в том числе на условиях целевой контрактной подготовки;

3) малоэффективные механизмы социального партнерства, недостаточное участие работодателей в организации образовательного процесса, совершенствовании содержания профессионального образования в соответствии с требованиями производства, развитии учебно-материальной базы образовательных организаций;

4) трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по полученной профессии (специальности), закрепляемость их на предприятиях Костромской области;

5) недостаточное взаимодействие образовательных организаций всех уровней профессионального образования в вопросах формирования системы непрерывной подготовки кадров;

6) несоответствующая новым федеральным государственным образовательным стандартам материально-техническая база организаций: износ основных фондов составляет 64 процента, а процент ежегодного обновления основных фондов - 14 процентов, что явно недостаточно для обеспечения реализации образовательных программ и технологий образования;

7) недостаточно результативна система профориентационной работы, обеспечивающая взаимодействие педагогических работников школ и профессиональных учебных заведений, работодателей, родителей. Недостаточно эффективно организована система информирования населения о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях и специальностях;

8) необходимо повышение доступности профессионального образования для различных категорий населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан пожилого возраста;

9) система повышения квалификации педагогических кадров недостаточно сориентирована на задачи развития региональной системы профессионального образования, реализацию федеральных государственных стандартов нового поколения;

10) подготовка кадров в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов требует обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы, межкультурную коммуникацию, в том числе через радикальное обновление системы практик, через вовлечение студенческой молодежи в позитивную социальную деятельность, включая занятия физкультурой и спортом;

11) недостаточное участие образовательных организаций высшего образования в инновационном развитии региона.

15. Перечисленные проблемы указывают на то, что существующая организация ресурсов профессионального образования недостаточно эффективна и слабо ориентирована на социально-экономическое развитие отдельных муниципальных образований и региона в целом. К настоящему времени не завершен поиск эффективной модели развития региональной системы профессионального образования Костромской области, медленно усиливается роль местных сообществ и работодателей в развитии этой системы. В связи с этим необходим программно-целевой подход к решению указанных проблем.

В свою очередь Программа является программно-целевым инструментом Государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы" и направлена на достижение ее целевых показателей.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


16. Цель Программы - модернизация региональной системы профессионального образования в соответствии с требованиями современной экономики и изменяющимися запросами населения Костромской области.

17. Задачи Программы:

1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики;

2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;

3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

4) создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.

18. Сроки реализации Программы: 2014-2016 годы без деления на этапы.

Глава 4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


19. Перечень основных мероприятий сформирован по направлениям, соответствующим задачам Программы:

1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики:

формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда (мероприятие направлено на развитие инфраструктуры и технологий проведения количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации, формирования государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров на основе этих прогнозов, распределения государственного задания на подготовку кадров исходя из потребностей предприятий и организаций, участия в его выполнении образовательных организаций различных форм собственности);

развитие механизмов оценки качества профессионального образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия (мероприятие направлено на разработку и внедрение современных инструментов оценки качества услуг профессиональных образовательных организаций, базирующихся на показателях эффективности деятельности подведомственных государственных профессиональных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников);

развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования и обучения с учетом прогноза рынка труда и социально-экономического развития региона (мероприятие направлено на расширение объема практико-ориентированных методов обучения, разработку новых образовательных программ на основе модульного принципа представления содержания, реализацию сетевых форм обучения, развитие моделей обучения на рабочем месте на предприятиях, развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства, в том числе на основе формата World Skills);

развитие учебно-методической и материально-технической базы профессиональных образовательных организаций (мероприятие направлено на обновление и создание новых учебников, электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования);

создание условий для обеспечения системы профессионального образования педагогическими кадрами (мероприятие направлено на развитие системы непрерывного образования педагогических кадров, развитие инструментов государственно-частного партнерства для повышения квалификации педагогических кадров путем стажировок в организациях реального сектора экономики и социальной сферы, ресурсных центрах, на стажировочных площадках и пр., развитие системы аттестации и оплаты труда педагогических работников, ориентированной на повышение качества преподавания и непрерывное профессиональное развитие);

развитие научного и инновационного потенциала Костромской области (мероприятие направлено на проведение конкурсов научных проектов, организацию и проведение научных мероприятий, выставок, конкурсов, олимпиад для обучающихся и работников системы образования);

2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования:

развитие механизмов и форм взаимодействия организаций реального сектора экономики и социальной сферы в управлении региональной системой профессионального образования и образовательными организациями (мероприятие направлено на усиление роли участия работодателей в советах по профессиональному образованию при органах исполнительной власти, отраслевых советах и фондах, наблюдательных и попечительских советах профессиональных образовательных организаций, на создание и развитие территориальных образовательных кластеров);

развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы (мероприятие направлено на создание структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях, развитие практики целевой подготовки обучающихся и др.);

повышение эффективности использования имеющихся ресурсов системы профессионального образования для подготовки кадров (мероприятие направлено на формирование и реализацию плана оптимизации региональной сети профессиональных образовательных организаций; на поддержку развития территориально доступных многопрофильных колледжей с гибкими вариативными образовательными программами среднего профессионального образования и профессионального обучения, монопрофильных (отраслевых) колледжей, обеспечивающих подготовку для одной или нескольких организаций конкретной отрасли; на развитие сети многофункциональных центров прикладных квалификаций; на усиление целевой концентрации уникальных образовательных ресурсов на базе ресурсных центров с целью развития на их базе сетевых форм реализации образовательного процесса; на формирование "рыночной" инфраструктуры профессионального образования (служб образовательного маркетинга и др.), на внедрение и развитие кластерных моделей);

формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики (мероприятие направлено на проведение мониторинговых исследований, связанных с основными направлениями реализации Программы);

3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности:

формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры (мероприятие направлено на построение на базе профессиональных образовательных организаций сети специализированных служб, использование Интернет-ресурсов, распространение моделей организации профориентационной работы на основе механизмов межведомственного взаимодействия, активизации государственно-частного партнерства);

повышение доступности профессионального образования для различных категорий населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан пожилого возраста (мероприятие направлено на реализацию на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора адресных, коротких, эффективных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания, в том числе на расширение доступа к профессиональному образованию и обучению на основе разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения, развитие инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями);

развитие инфраструктуры оценки и признания профессиональных квалификаций, результатов неформального профессионального обучения (мероприятие направлено на создание регионального сегмента сертификации профессиональных квалификаций);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»