ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 года N 128-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 N 740-п, от 28.07.2014 N 396-п, постановлений Администрации Волгоградской области от 24.08.2015 N 507-п, от 26.09.2016 N 520-п, от 21.02.2017 N 82-п)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" Правительство Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Волгоградской области на 2013 - 2018 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Волгоградской области
О.В.КЕРСАНОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"
(в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 21.02.2017 N 82-п)
1.1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Волгоградской области на 2013 - 2018 годы" (далее именуется - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Волгоградской области, повышение ее уровня качества и эффективности.
В целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории Волгоградской области сформирована разветвленная сеть организаций социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, несовершеннолетних и семей с детьми.
По состоянию на 01 января 2017 г. сеть организаций социального обслуживания включает в себя 79 государственных организаций и 16 организаций иных форм собственности, в том числе:
организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, - 29;
реабилитационных центров - 2;
центров социального обслуживания населения - 34;
центров социального обслуживания на дому - 8;
центров психолого-педагогической помощи населению - 5;
комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства - 1.
По итогам 2016 года численность получателей социальных услуг, получивших социальные услуги у государственных поставщиков социальных услуг Волгоградской области, составила 93300 человек, численность получателей социальных услуг, получивших социальные услуги у негосударственных поставщиков социальных услуг Волгоградской области, - 220 человек.
В 2016 году предусматривались бюджетные ассигнования в сумме 5,457 тыс. рублей на возмещение затрат, понесенных поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Волгоградской области, но не участвующими в выполнении государственного задания (заказа), при предоставлении социальных услуг получателям социальных услуг.
Результатом проведенных мероприятий по оптимизации сети организаций социального обслуживания в 2016 году стало:
развитие стационарозамещающих форм социального обслуживания детей и семей, граждан пожилого возраста (отделения дневного пребывания, социальные семьи, мобильные выездные бригады и другие);
открытие государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Мачешанский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 койко-мест;
увеличение норматива обслуживания граждан на дому с 8 до 12 человек в городской местности, с 4 до 8 человек в сельской местности, реорганизация 258 отделений социального обслуживания на дому в 43 путем сокращения административно-управленческого персонала;
внедрение сдельно-премиальной системы оплаты труда социальных работников;
введение принципа адресности при предоставлении социальных услуг. Органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным по вопросам признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг, определен комитет социальной защиты населения Волгоградской области, а также подведомственные ему центры социальной защиты населения.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Законом Волгоградской области от 06 ноября 2014 года N 140-ОД "О социальном обслуживании населения в Волгоградской области" изменился подход к оплате социальных услуг, предоставляемых в различных формах социального обслуживания (на дому, в полустационарной и стационарной формах). Предоставление платных социальных услуг базируется на адресном подходе к получателям социальных услуг и зависит от уровня их среднедушевого дохода.
Удалось во многом улучшить ситуацию в решении вопросов безопасного функционирования государственных организаций социального обслуживания: на сегодняшний день все организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, соответствуют стандартам условий проживания клиентов, оснащенности оборудованием, организации питания, лечения и досуга, предоставления широкого спектра социальных услуг. В них решены многие вопросы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения: входы в организации оборудованы пандусами и поручнями, имеются подъемные устройства для перемещения маломобильных клиентов, санитарно-гигиенические помещения оборудованы специальным оборудованием и приспособлениями. В Волгоградской области отсутствуют здания, в которых находятся организации социального обслуживания, находящиеся в аварийном состоянии.
С 2013 года проводится независимая оценка качества работы организаций социального обслуживания. Функции по осуществлению общественного контроля и проведению независимой оценки качества возложены на общественный совет комитета социальной защиты населения Волгоградской области. Функции организатора-оператора по сбору, обобщению и анализу информации возложены на государственное казенное учреждение "Областной центр развития и контроля качества социальных услуг".
Для повышения качества и эффективности социального обслуживания в Волгоградской области необходимо дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника, необходима выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг в изменяющихся правовых, социально-экономических и демографических условиях.
1.2. Проблемами в сфере социального обслуживания граждан являются:
1.2.1. Наличие очередности на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому.
Дальнейшее развитие сети организаций социального обслуживания с учетом ликвидации очередности на получение социальных услуг планируется исходя из мониторинга потребности граждан в социальных услугах и деятельности организаций социального обслуживания, требований методических рекомендаций по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2016 года N 219, законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры, особенностей и уровня развития системы социального обслуживания в Волгоградской области и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность социальным обслуживанием получателей социальных услуг.
Направлениями развития сети организаций социального обслуживания является создание рынка социальных услуг, конкурентной среды в сфере социального обслуживания путем привлечения на рынок социальных услуг поставщиков иных форм собственности и дальнейшего перевода государственных казенных организаций социального обслуживания в статус бюджетных или автономных учреждений.
1.2.2. Устаревшая материально-техническая база действующих стационарных организаций социального обслуживания.
Коечная сеть в организациях, осуществляющих стационарное обслуживание, составляет 5230 коек, в том числе в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов, - 5180 коек.
На сегодняшний день нет необходимости в увеличении общего количества койко-мест. Несмотря на тенденцию роста численности граждан пожилого возраста (в Волгоградской области проживает 625,4 тыс. граждан старше трудоспособного возраста, или 23,9 процента от общей численности населения Волгоградской области), существующая коечная сеть организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе и психоневрологического профиля, с учетом завершения строительства государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Мачешанский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 койко-мест, а также активного внедрения в деятельность подведомственных организаций стационарозамещающих форм работы, позволит в 2017 году в полном объеме удовлетворить потребность граждан пожилого возраста и инвалидов, лиц без определенного места жительства, детей-инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании. Временно появляющаяся очередность на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания обусловлена только выбором гражданином конкретного учреждения.
Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29 февраля 2016 года N 164 актуализирована перспективная схема развития и размещения стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Волгоградской области до 2020 года.
Вместе с тем материально-техническая база организаций социального обслуживания нуждается в совершенствовании. Необходимо проведение реконструкции и капитального ремонта ряда организаций социального обслуживания, а также требуется закупка технологического и реабилитационного оборудования для обеспечения надлежащего ухода, безопасных условий проживания и предоставления социальных услуг. Это позволит повысить уровень удовлетворенности клиентов качеством услуг и укрепить материально-техническую базу организаций социального обслуживания с целью приведения их состояния в соответствие с установленными законодательством нормативами и требованиями.
1.2.3. Недостаточно интенсивное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг.
Необходимо активизировать развитие негосударственного сектора рынка социальных услуг, создать в регионе благоприятные социально-экономические условия для участия в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.
По состоянию на 01 января 2017 г. в реестре поставщиков социальных услуг состоит 16 негосударственных организаций, в том числе 14 некоммерческих и 2 коммерческие организации.
В свою очередь указанным поставщикам социальных услуг предусмотрена выплата компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами Волгоградской области.
В связи с этим принято постановление Администрации Волгоградской области от 20 декабря 2014 года N 89-п "О размере и порядке компенсации за предоставление социальных услуг поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Волгоградской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)", которое устанавливает правила выплаты компенсации, включая условия ее предоставления, перечень документов, сроки обращения, а также размер указанной компенсации.
Расчет размера компенсации осуществляется исходя из фактического объема предоставленных социальных услуг в пределах объемов, установленных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, и тарифов на социальные услуги с учетом суммы, фактически оплаченной поставщику социальных услуг получателем за предоставленные социальные услуги.
В перспективе расширение доступа некоммерческим организациям к реализации социальных услуг будет осуществляться через расширение практики использования существующих механизмов бюджетного финансирования социальных услуг, таких как закупки для государственных и муниципальных нужд и предоставление субсидий на конкурсной основе в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С 2015 года в Волгоградской области проводится анализ непрофильных функций и социальных услуг, предоставление которых возможно на условиях аутсорсинга. По состоянию на 01 января 2017 г. в трех государственных стационарных организациях социального обслуживания на аутсорсинг переданы функции по стирке белья, в одной - по организации питания.
В 2017 году планируется транслировать полученный опыт по передаче на аутсорсинг функции по организации питания еще в 16 государственных организациях социального обслуживания.
1.2.4. Низкий уровень доступности социального обслуживания для граждан, проживающих в удаленных районах и сельской местности.
Востребованной среди граждан пожилого возраста, проживающих в удаленных районах и сельской местности, формой работы социальных служб, внедренной в регионе, стала организация работы мобильных бригад.
При организациях социального обслуживания функционируют 37 мобильных бригад специалистов. Ежегодно осуществляется около 3 тысяч выездов мобильных бригад, в ходе которых обслуживается в среднем около 3 тыс. человек (в 2015 году было осуществлено 2,5 тыс. выездов, обслужено 4558 человек).
В связи со складывающейся тенденцией старения населения и, соответственно, изменением потребности в социальном обслуживании планируется увеличение получателей, охваченных мобильными бригадами, путем разработки и утверждения графиков посещения удаленных районов и сельской местности.
1.2.5. Недостаточное количество стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, в том числе для граждан, страдающих психическими расстройствами.
В Волгоградской области получила свое развитие стационарозамещающая форма социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов - социальные семьи. В течение 2016 года при семи организациях социального обслуживания максимальное количество одномоментно действующих социальных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов составило 60 семей, в которые было помещено 73 человека, в том числе 11 человек - инвалиды 1 группы.
Правоотношения, связанные с организацией социальных семей в Волгоградской области, регулируются постановлением Правительства Волгоградской области от 18 сентября 2012 года N 384-п "Об утверждении Положения об организации социальных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Волгоградской области".
С целью повышения доступности и качества социальных услуг для граждан старшего поколения в сфере социального обслуживания будет продолжена активная работа по развитию стационарозамещающей технологии "социальная семья", организации деятельности мобильных служб, оказанию помощи пожилым гражданам с привлечением волонтеров, обучению пожилых людей компьютерной грамотности и навыкам общения с использованием социальных сетей и skype-общения, внедрению технологий, направленных на укрепление физического и психического здоровья пожилых людей ("социальный туризм", "школы активного долголетия", "скандинавская ходьба" и другое), по более активному применению технологии клубной (кружковой) работы с целью расширения сферы общения и творческой самореализации пожилых людей, организации их досуга для адаптации к новым условиям жизни вне сферы трудовой деятельности.
1.2.6. Низкий уровень оплаты труда работников организаций социального обслуживания.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социального работника проводится комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Уровень существующей оплаты труда не соответствует напряженности и интенсивности труда социальных работников и является главной причиной оттока квалифицированных кадров из сферы социального обслуживания, недоукомплектованности организаций социального обслуживания специалистами узкого профиля.
С 01 июля 2015 г. постановлением Администрации Волгоградской области от 24 августа 2015 года N 506-п были увеличены базовые оклады работников государственных организаций социального обслуживания Волгоградской области.
В 2016 году во исполнение статьи 5 Закона Волгоградской области от 06 марта 2009 года N 1862-ОД "Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области" и в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 19 января 2016 года N 4-п "Об общих требованиях к положениям об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области" комитетом социальной защиты населения Волгоградской области издан приказ от 19 апреля 2016 года N 399 "Об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области", предусматривающий увеличение базовых окладов на 5 процентов.
В рамках работы по переходу на систему эффективного контракта ежеквартально проводится оценка эффективности деятельности организаций социального обслуживания, разработаны критерии оценки эффективности и результативности деятельности работников и руководителей указанных организаций.
С целью установления взаимосвязи между размером оплаты труда работников и руководителей организаций социального обслуживания с конкретными показателями качества и количества оказываемых услуг, а также определения размера стимулирующих выплат руководителям и работникам указанных организаций на основании оценки достижения значений показателей эффективности их деятельности проводится оценка эффективности деятельности руководителей и работников организаций.
Разработаны рекомендации по определению размера стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы, премиальных выплат работникам государственных организаций социального обслуживания при введении эффективного контракта.
Завершена работа по приведению 9536 трудовых договоров руководителей и работников подведомственных организаций социального обслуживания в соответствие с типовой формой и критериями оценки эффективности их деятельности.