ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 года N 396-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26 МАРТА 2013 Г. N 128-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"
Правительство Волгоградской области
постановляет:
1. Внести изменения в план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Волгоградской области на 2013 - 2018 годы", утвержденный постановлением Правительства Волгоградской области от 26 марта 2013 года N 128-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Волгоградской области на 2013 - 2018 годы", изложив его в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Врио Губернатора
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ
Приложение
к постановлению
Правительства
Волгоградской области
от 28 июля 2014 года N 396-п
"Утвержден
постановлением
Правительства
Волгоградской области
от 26 марта 2013 года N 128-п
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"
1. Общее описание "дорожной карты"
1.1. Цель реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Волгоградской области на 2013 - 2018 годы" (далее именуется - "дорожная карта") - обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.
1.2. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания Волгоградской области и имеющиеся проблемы.
1.2.1. В целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории Волгоградской области сформирована разветвленная сеть учреждений социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, несовершеннолетних и семей с детьми. По состоянию на 01 января 2014 г. сеть государственных учреждений социального обслуживания населения включает 96 учреждений:
дома-интернаты для престарелых и инвалидов - 8;
дома-интернаты малой вместимости - 6;
психоневрологические интернаты - 12;
дома-интернаты для умственно отсталых детей - 2;
социально-оздоровительный центр - 1;
геронтологический центр - 1;
комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства - 1;
центры реабилитации для детей и подростков-инвалидов - 2;
центр медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов - 1;
комплексные центры социального обслуживания населения - 30;
центры социального обслуживания населения - 8;
центры социальной помощи семье и детям - 14;
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних - 10.
Коечная сеть в учреждениях социального обслуживания населения составляет 5740 коек, в том числе в учреждениях стационарного типа для пожилых людей и инвалидов - 5385 коек и в специализированных учреждениях (отделениях) для несовершеннолетних - 355 коек.
Во исполнение Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в системе социального обслуживания населения Волгоградской области функционируют 17 бюджетных, 1 автономное и 78 казенных учреждений.
Проводимый на постоянной основе мониторинг деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения является основой для мероприятий по оптимизации сети учреждений.
Результатом проведенных мероприятий по оптимизации сети названных учреждений по состоянию на 01 января 2014 г. является:
реализация приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье путем осуществления ранней профилактики и оказания своевременной помощи семье и ребенку на стадии возникновения проблемы. Это позволило сократить количество специализированных учреждений (отделений) для несовершеннолетних с 26 до 12, а количество стационарных мест уменьшить на 318 мест с 673 до 355. Социальным эффектом реализации данного направления стало возвращение в кровную семью или передача на воспитание в семьи граждан 70 процентов детей, прошедших социальную реабилитацию;
развитие стационарозамещающих форм социального обслуживания детей и семей (отделения дневного пребывания, профилактики безнадзорности и беспризорности и другие). Социальным эффектом реализации данного направления стала передача высвобождаемых помещений под детские сады в Еланском, Городищенском, Кумылженском, Ленинском, Даниловском, Ольховском, Палласовском и других муниципальных районах;
оптимизация бюджетных расходов. Согласно прогнозу по итогам 2013 года стоимость содержания 1 ребенка в месяц в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних составляет 39251 рубль, в отделении социального приюта для детей и подростков - 31880,5 рубля, в семейной воспитательной группе - 8939 рублей, в опекунской, приемной семье - 13208 рублей (содержание ребенка до 7 лет) и 14027 рублей (содержание ребенка старше 7 лет);
сокращение очередности принятия на обслуживание на дому с 2098 человек в 2006 году до 940 человек по состоянию на 01 января 2014 г. Социальное обслуживание на дому это самый востребованный у населения вид социального обслуживания, который позволяет гражданам пожилого возраста и инвалидам проживать в привычных для них условиях и получать комплекс жизненно необходимых для них социальных услуг. Сокращение очередности на социальное обслуживание на дому стало возможным в результате перераспределения штатной численности и расходов с менее востребованных социальных услуг на более востребованные. По состоянию на 01 января 2014 г. функционируют 258 отделений социального обслуживания на дому, на обслуживании находятся 20989 человек. Норматив обслуживания граждан одним социальным работником за 2013 год составил в среднем 6 человек;
открытие социальной гостиницы на 50 койко-мест для временного социального обслуживания в условиях круглосуточного пребывания в государственном казенном учреждении социального обслуживания "Кировский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства". Мероприятие осуществлено в рамках реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года;
увеличение с 50 до 145 койко-мест в отделении милосердия общего типа государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов";
увеличение с 150 до 170 койко-мест психоневрологического профиля в государственном бюджетном специализированном стационарном учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов";
сокращение общего числа койко-мест с 105 до 89 в государственном казенном специализированном стационарном учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Заплавинский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
На сегодняшний день нет необходимости в увеличении общего количества койко-мест. Оптимизация деятельности стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которая осуществлялась в течение 2011 - 2013 годов, позволила снизить очередность почти в 20 раз (по состоянию на 01 января 2014 г. очередность составляла - 6 человек, на 01 января 2011 г. - 138 человек). Несмотря на тенденцию роста численности граждан пожилого возраста (в регионе проживает 625,4 тыс. граждан старше трудоспособного возраста, или 23,9 процента от общей численности населения Волгоградской области) существующая коечная сеть стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе и психоневрологического профиля, а также активное внедрение в деятельность подведомственных учреждений стационарозамещающих форм работы позволит в 2017 году в полном объеме удовлетворить потребность граждан пожилого возраста и инвалидов, лиц без определенного места жительства, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании. Временно появляющаяся очередность на социальное обслуживание в стационарные учреждения обусловлена только выбором гражданином конкретного учреждения. На текущий момент в очереди на социальное обслуживание в стационарные учреждения числится один человек.
В регионе получила свое развитие новая форма социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в нестационарных условиях - социальные семьи. По состоянию на 01 января 2014 г. в регионе на территории семи муниципальных районов действуют 38 социальных семей, в которые было помещено 40 пожилых людей, в том числе 5 инвалидов первой группы.
В 2014 году ресурсная мощность для оказания детям-инвалидам услуг по социальной реабилитации представлена:
центром реабилитации детей и подростков-инвалидов "Надежда" на 200 коек. Ежегодно в центре проходят реабилитацию до 600 детей-инвалидов из всех районов Волгоградской области, на социальное обслуживание принимаются дети-инвалиды в группы дневного и стационарного пребывания;
Волгодонским домом-интернатом для умственно отсталых детей на 80 коек и Петроввальским домом-интернатом для умственно отсталых детей на 230 коек;
реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вдохновение" на 315 человек в год;
20 реабилитационными отделениями, являющимися структурными подразделениями учреждений социального обслуживания населения. В них проходят реабилитацию более 3000 детей-инвалидов в год.
В рамках ежегодно планируемых и проводимых мероприятий по оптимизации деятельности учреждений большое внимание уделяется совершенствованию и развитию сети отделений, осуществляющих социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями. Так, в 2013 году реабилитационные отделения открыты в четырех государственных учреждениях социального обслуживания, находящихся в Жирновском, Котовском, Новоаннинском и Среднеахтубинском муниципальных районах. В 2014 году дополнительно открыто реабилитационное отделение при Быковском комплексном центре социального обслуживания населения. В 2015 году планируется открытие такого же отделения в Суровикинском районе.
Таким образом, в результате проведенных мероприятий, направленных на структурные преобразования учреждений системы социальной защиты населения, стационарное социальное обслуживание в Волгоградской области стало более доступным - все граждане, нуждающиеся в стационарном социальном обслуживании, получают его своевременно и в полном объеме с предоставлением услуг надлежащего качества и с учетом индивидуальной нуждаемости. Все стационарные учреждения соответствуют стандартам по условиям проживания клиентов, оснащенности оборудованием, организации питания, лечения и досуга, предоставлению широкого спектра социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания решены многие вопросы создания доступной среды жизнедеятельности. Входы в учреждения оборудованы пандусами и поручнями, имеются подъемные устройства для перемещения маломобильных клиентов, санитарно-гигиенические помещения оборудованы специальным оборудованием и приспособлениями. Продолжаются работы по оснащению учреждений необходимым технологическим, медицинским и реабилитационным оборудованием.
Волгоградская область - регион со сложной социально-демографической ситуацией, высокой долей пожилых людей в составе населения, проблемами адаптации и реабилитации пожилых людей с ограниченными возможностями.
Возрастной состав населения области сложился под влиянием длительного сокращения рождаемости. По данным Росстата за 2005 - 2008 годы удельный вес лиц старше трудоспособного возраста увеличился с 22,2 до 23,2 процента.
Около 71 процента лиц старше трудоспособного возраста приходится на женщин и 29 процентов - на мужчин. Почти треть граждан старше трудоспособного возраста проживают в сельской местности (200,1 тыс. человек).
Во исполнение пункта 5 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 18 декабря 2012 года N ДМ-П12-51пр и в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 августа 2013 года N 12-0/10/2-4957 пролонгированы мероприятия подпрограммы "Повышение качества жизни пожилых людей в Волгоградской области", которая включена в государственную программу Волгоградской области "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2016 годы, утвержденную постановлением Правительства Волгоградской области от 09 декабря 2013 года N 705-п (далее именуется - программа).
Востребованной среди граждан пожилого возраста, проживающих в отдаленных сельских районах, формой работы социальных служб, внедренной в рамках реализации программы, стала организация работы мобильных бригад. Мобильными бригадами в 2013 году организовано более 1400 выездов, в ходе которых обслужено 6484 человека.
Новой формой надомного обслуживания пациентов, столкнувшихся с трудностями тяжелой болезни, является созданная в 2013 году выездная служба паллиативной помощи онкологическим больным при государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Волгоградский областной клинический хоспис". В рамках программы приобретены автомобиль и оборудование для выездной бригады паллиативной помощи.
На совершенствование коммуникативных связей, сохранение и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей направлены пилотные программы по подготовке пожилых людей к пользованию компьютером и Интернетом. В течение 2013 года обучено 718 граждан пожилого возраста, в том числе 33 человека на дому.
Создание условий для продления периода трудовой деятельности пожилых людей позволяет использовать их высокий трудовой потенциал, сохранить высокий уровень их жизнедеятельности. С целью оказания содействия пожилым гражданам в вопросах трудоустройства при непосредственном обращении в службу занятости населения оказана государственная услуга по информированию о положении на рынке труда Волгоградской области около 5500 обратившимся. За период 2013 года в службу занятости населения Волгоградской области обратилось за получением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы более 2300 граждан пожилого возраста, из них трудоустроено более 1500 граждан старше трудоспособного возраста.
Профессиональную подготовку и переподготовку с целью трудоустройства прошли 96 граждан пожилого возраста.
Охват социальными услугами граждан пожилого возраста и инвалидов из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, достиг 99,5 процента (превысил плановый показатель на 2,3 процента).
В целом в Волгоградской области разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания регулируется постановлением Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 года N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Волгоградской области".
Социальные услуги государственными учреждениями социального обслуживания населения в рамках государственного задания предоставляются в соответствии с положениями Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бесплатно.
Дополнительные социальные услуги предоставляются по тарифам, утвержденным комитетом тарифного регулирования Волгоградской области. Доходы от оказания платных социальных услуг сверх государственного задания, поступающие в бюджет Волгоградской области, увеличены на 15 процентов.
В целях оптимизации и повышения эффективности бюджетных средств министерством труда и социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Минтрудсоцзащиты) проводится работа по нормированию расходов. По всем типам учреждений утверждены нормативы численности работников, нормы расходования средств на оказание услуг (проведение работ). Планирование расходов, в том числе и фонда оплаты труда осуществляется исключительно на основании утвержденных нормативов.
В рамках работы по переходу на систему "эффективного контракта" Минтрудсоцзащиты усовершенствована система показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения и разработаны критерии оценки эффективности и результативности деятельности работников и руководителей учреждений социального обслуживания. Оценка эффективности деятельности подведомственных учреждений осуществляется Минтрудсоцзащиты ежеквартально на основании утвержденных показателей эффективности деятельности по видам учреждений путем выстраивания их рейтинга. Приказом Минтрудсоцзащиты от 13 августа 2013 года N 761 "Об оценке эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания" утверждены:
перечень показателей оценки эффективности деятельности руководителей государственных учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области;
примерный перечень показателей оценки эффективности деятельности работников государственных учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области;
примерное положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, премиальных выплат работникам государственных учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области;
рекомендации по определению размера стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы, премиальных выплат работникам государственных учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области при введении "эффективного контракта".
В настоящее время завершена работа по приведению трудовых договоров директоров подведомственных учреждений в соответствие с типовой формой и утвержденными названным приказом показателями и критериями оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг и организована работа по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками учреждений с целью внедрения с 01 января 2014 г. "эффективного контракта" и определения размера и условий осуществления стимулирующих выплат каждому работнику учреждения.