ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 года N 640-П
Об утверждении региональной программы "Профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013 - 2015 годы "Лига помощи"
(с изменениями внесенными постановлениями Правительства автономного округа от 25.12.2013 N 1143-П; от 16.05.2014 N 397-П; от 13.10.2014 N 801-П; от 10.12.2014 N 1012-П; от 31.07.2015 N 719-П; от 23.10.2015 N 1041-П; от 19.01.2016 N 31-П)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 декабря 2015 в связи
с истечением срока действия, установленного пунктом 5 данного документа
____________________________________________________________________
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351, Концепцией семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждённой постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2004 года N 1501, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе", решением правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, о проведении конкурсного отбора программ субъектов Российской Федерации по программе Фонда "Лига помощи" (протокол от 05 апреля 2013 года N 2), в целях сокращения в Ямало-Ненецком автономном округе численности родителей, ограниченных в родительских правах либо лишённых родительских прав, проведения ранней профилактики семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранения семьи для ребенка Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013 - 2015 годы "Лига помощи" (далее - региональная программа).
2. Определить органом управления региональной программой департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственным за выполнение региональной программы:
3.1. обеспечить выполнение региональной программы в соответствии с установленными сроками;
3.2. ежеквартально, до 7 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представлять в департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы с указанием достижения ожидаемых результатов.
4. Рекомендовать главам (главам местных администрации) муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе:
4.1. содействовать эффективной реализации региональной программы и принять участие в осуществлении ее мероприятий;
4.2. разработать план работы по реализации мероприятий региональной программы;
4.3. ежеквартально, до 7 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представлять в департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы с указанием достижения ожидаемых результатов.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2015 года. (с изм. от 25.12.2013 N 1143-П)
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа
Д.Н. Кобылкин
12 августа 2013 г.
N 640-П
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013 - 2015 годы "Лига помощи"
Наименование Программы | "Профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе |
Основание для разработки Программы | потребность в продолжении работы по формированию комплексной межведомственной системы профилактики лишения родительских прав, семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей, начатой в рамках реализации региональной программы "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой", утвержденной постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июня 2009 года N 347-А |
Орган управления Программой | департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Основные разработчики и исполнители Программы | департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Сроки реализации Программы | 2013 - 2015 годы |
Цель Программы | сокращение численности родителей, ограниченных в родительских правах либо лишенных родительских прав. Ранняя профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранение семьи для ребенка |
Задачи Программы | 1. Создание условий для формирования и развития системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства. |
Целевые группы, на которые направлена деятельность по Программе (количественные и качественные характеристики) | семьи, находящиеся в социально опасном |
Ожидаемые конечные результаты Программы, в том числе в части изменения положения целевых групп | эффективное функционирование межведомственной системы комплексной реабилитационно-профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении, закрепление положительной динамики показателя лишений родительских прав в Ямало-Ненецком автономном округе. Таким образом, планируется достичь следующие конечные результаты: |
Объем и источники финансирования Программы | финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет собственных средств заявителя и средств, запрашиваемых в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
Российское законодательство устанавливает обязанность родителей воспитывать и заботиться о своих детях. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей предусмотрена ответственность родителей или лиц, их заменяющих. Следует отметить, что федеральная нормативная правовая база не содержит четкого определения понятия "неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию". Это приводит к тому, что к ответственности родители привлекаются, как правило, когда положение семьи становится критическим либо дети совершают противоправные действия. Наиболее частой мерой решения проблем семьи стало лишение родителей родительских прав и передача детей в учреждения интернатного типа.
С целью ранней профилактики семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранения семьи для ребенка, сокращения числа лишений родительских прав с июня 2009 года в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) осуществлялась реализация региональной программы "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 – 2010 годы "Дорога домой", утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 25 июня 2009 года N 347-А, финансируемой за счет средств окружного бюджета и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках программы Фонда "Лига помощи".
Благодаря реализации мероприятий региональной программы "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" удалось достичь следующих результатов:
- в автономном округе на базе "пилотных территорий" активно начала формироваться сеть участковых социальных служб по работе с семьей и детьми;
- на 20% возросло количество групп дневного пребывания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- на 45% увеличился охват детей из семей, находящихся в социально опасном положении, услугами государственных организаций социального обслуживания;(с изм. от 31.07.2015 N 719-П)
- на 13% снизилось число семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении;
- на 5% снижена численность родителей, лишенных родительских прав и др.
В автономном округе проводилась планомерная работа, направленная на снижение числа социальных сирот, семей, находящихся в социально опасном положении, и семей "группы риска".
В результате в настоящее время в автономном округе наблюдается положительная тенденция по снижению числа ограничения и лишений родительских прав.
Так, в течение 2011 года 165 родителей были лишены родительских прав в отношении 188 детей, что на 8,8% меньше аналогичного показателя 2010 года (206 родителей в отношении 252 детей, в 2009 году - 210 родителей в отношении 245 детей), 68 родителей в течение года были ограничены в родительских правах в отношении 80 детей (в 2010 году – 44 родителя в отношении 54 детей; в 2009 году – 66 родителей в отношении 79 детей).
Снизилось количество детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью (в 2011 году - 13 детей; в 2010 году – 28 детей; в 2009 году – 27 детей).
Вместе с тем, в автономном округе недостаточно стабилизирована ситуация по сокращению лишений родительских прав. По состоянию на 01 января 2012 года число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается ещё достаточно высоким и составляет 1836 человек (на 01 января 2011 года - 1838 человек, на 01 января 2010 года – 1984 человек), в том числе 1294 ребенка, оставшегося без попечения родителей.
По-прежнему основной причиной, по которой дети остаются без попечения родителей, является лишение родительских прав.
Данные показатели обуславливают необходимость продолжения комплексной межведомственной работы по профилактике семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей, начатой в рамках реализации региональной программы "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой", дальнейшее применение программно-целевого метода для решения имеющихся проблем в области положения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении, поиск эффективных путей предупреждения развития детского неблагополучия, социального сиротства в автономном округе.
Для решения данных задач предусмотрен комплекс мероприятий Программы с предполагаемым финансированием за счет средств окружного бюджета и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Система мероприятий, представленная в Программе, направлена на обеспечение комплексного решения проблем семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей в автономном округе посредством поэтапной, системной работы различных заинтересованных структур и ведомств с использованием инновационных, разноформатных технологий на основе полученных ранее позитивных результатов.
Как свидетельствуют научные исследования, именно семья выступает наиболее оптимальным социальным институтом для гармоничного развития личности ребенка, его социализации, подготовки к семейной жизни. Задача государства - обеспечить ребенку приоритетное право жить в родной семье. Следует учесть и то, что у детей, живущих в учреждениях интернатного типа, формируются принципиально иные, отличные от детей, живущих в семьях, механизмы, особенно в эмоциональной сфере, при помощи которых им приходится приспосабливаться к условиям жизни. Значительная часть детей хочет вернуться в семью, так как никакое, даже самое образцовое учреждение, не даст ребенку главного – тепла семейного очага, общения с близкими людьми.
Данной позицией определена необходимость развития профилактического блока услуг в организации работы с семьей и детьми, смещение акцента в работе государственных организаций социального обслуживания в сторону развития механизмов ранней профилактики социального сиротства, позволяющих прервать воспроизведение круга социального сиротства и сократить число семей, которые в него вовлекаются.(с изм. от 31.07.2015 N 719-П)
Выявлять и развивать внутренний ресурс семьи - основная задача специалистов, оказывающих поддержку неблагополучной семье. Организация интенсивной коррекционной работы не только с ребенком, но с семьей в целом, улучшение детско-родительских отношений позволяют создать условия для сохранения целостности семьи.
В условиях модернизации системы работы с семьей автономный округ обладает необходимым потенциалом субъектов системы профилактики и необходимых ресурсов, позволяющим осуществить смещение акцента в данной работе с коррекционного направления в сторону профилактического, расширить спектр превентивных мер в отношении семей.
Организация работы по решению существующих проблем будет продолжаться в нескольких направлениях:
1. Непосредственная социально-психолого-педагогическая работа с членами семьи, детьми, родителями, семейным окружением.
1.1. Экстренное реагирование в случае возникновения критической ситуации, требующей немедленного вмешательства специалистов по работе с семьей, активное внедрение участкового принципа работы.
1.2. Организация работы со всеми членами семьи предполагает осуществление параллельной профилактической работы с детьми, родителями, семейным окружением. При реализации Программы учитывается тот факт, что для реального выхода семьи из социально опасного положения необходимо определить выбор подхода к оказанию помощи: наиболее оптимальным является повышение активности самих членов семьи, их желание, стремление изменить ситуацию к лучшему, повышение мотивации на выход из социально опасного положения.
2. Формирование ценностного отношения к семье и родительству через повышение значимости семейного образа жизни, признание заслуг матерей и отцов, формирование навыков воспитания детей без применения насилия.
3. Формирование информационного поля, ориентированного на благополучную, социально стабильную семью.
Многие дети из дисфункциональных семей лишены условий для организованного содержательного досуга. Они не имеют возможности посещать спортивные, оздоровительные, культурно-массовые учреждения. Поэтому мероприятиям по организации досуга детей из семей, находящихся в социально опасном положении, формированию у них устойчивой мотивации к системной и продуктивной занятости, подкрепленной ситуацией успеха, отведено немаловажное место в реализации Программы.
Приоритетная задача реализации семейно-демографической политики в автономном округе - обеспечение права ребенка жить и воспитываться в родной семье, сохранение целостности семьи.
Количество зарегистрированных браков за последние три года имеет положительную динамику. В 2011 году на территории автономного округа зарегистрировано 5 573 брака, что на 8,0% больше, чем в 2010 году, и на 9,0% больше, чем в 2009 году. Соотношение числа зарегистрированных браков к числу разводов в 2011 году составило 1,6 процентных пункта и увеличилось на 0,1 процентных пункта по сравнению с 2010 годом, что соответствует увеличению и по сравнению с 2009 годом. В 2011 году уменьшилось количество детей, рожденных вне брака, на 0,9%.
Однако наблюдается увеличение на 9,6% рождений у одиноких матерей.
В 2010 - 2011 годах число детей, рожденных вне брака, составляет 21,6% от общей численности рожденных детей.
По статистическим данным, именно неполная семья дает основной процент безнадзорных детей, две трети несовершеннолетних, совершивших правонарушения, проживают в неполных семьях. Поэтому особое внимание при разработке мероприятий Программы уделено мероприятиям, направленным на укрепление института семьи, повышение престижа семьи с социально положительным потенциалом как важнейшего базового института общества, пропаганду позитивного опыта воспитания детей, организацию мероприятий, направленных на повышение статуса семьи, отцовства и материнства, формирование основ здорового образа жизни семьи.
Следует отметить, что в условиях Крайнего Севера проблема сохранения и улучшения состояния здоровья детского населения остается достаточно актуальной.
Зачастую проблемы в семье, нарушение взаимоотношений между супругами связаны с серьезными нарушениями здоровья детей, приводящими порой к инвалидности. Достаточно часто появление в семье ребенка-инвалида приводит к разрушению целостности такой семьи, возникновению детского и семейного неблагополучия, социального сиротства. Поэтому в целях сохранения семьи для ребенка особое внимание в перечне разработанных мероприятий настоящей Программы уделяется проблемам улучшения состояния физического и психологического здоровья детей, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также решению вопроса повышения степени адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста, организации работы с семьями данных детей по предупреждению и сглаживанию конфликтных ситуаций, связанных со сложностями содержания, воспитания и развития детей.
Указанные выше и ряд иных проблем в сфере детства, предложения по их решению нашли отражение в настоящей Программе.
Цель - сокращение численности родителей, ограниченных в родительских правах либо лишенных родительских прав. Ранняя профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранение семьи для ребенка.