ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2004 года N 1501
О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого
автономного округа от 5 декабря 2022 года N 1205
____________________________________________________________________
Рассмотрев Концепцию семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, на основании статьи 41 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа в целях укрепления и развития социального института семьи в автономном округе постановляет:
1. Утвердить Концепцию семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Признать утратившим силу Постановление Государственной Думы автономного округа от 5 апреля 1999 года N 564 "О Концепции семейной политики в Ямало-Ненецком автономном округе".
3. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на Комитет Государственной Думы автономного округа по социальной политике (Г.Д.Андриянова).
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ
КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард
2004 год
Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между гражданином и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений. Здоровая, благополучная, законопослушная, с активной жизненной позицией семья - опора государства, основа общественного согласия, политической и социальной стабильности.
Проведенные в 90-е годы реформы российского общества оказали во многом негативное воздействие на семью, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы. В переходный к рыночным отношениям период произошла резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание.
Трансформация общественных отношений оказала мощное воздействие на функционирование семей, их размеры, состав, структуру, репродуктивное поведение. Существенные сдвиги произошли во взглядах людей на брак, семейные отношения, роль мужчин и женщин в семье. Наблюдается рост внебрачных рождений, разводов, доли неполных семей и воспитывающихся в них детей. Возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции. Усиливаются конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие экономической, правовой и моральной незащищенности. Снижается роль семьи в социализации детей. Малообеспеченность и бедность многих семей, высокий уровень занятости родителей пагубно влияют на воспитание и развитие детей, их нравственное и физическое здоровье.
Опыт мирового сообщества показывает, что проблемы семьи эффективнее решаются с помощью целенаправленной семейной политики. Семейная политика является важнейшим социальным инструментом, консолидирующим общество. Именно семейная политика позволяет выявить и осмыслить особенности взаимодействия общества и семьи как социального института. Как составная часть социальной политики семейная политика призвана обеспечить координацию деятельности социальных институтов в интересах семьи во всех сферах ее функционирования. Особую роль семейная политика выполняет в период реформ, кардинальных перемен в обществе, жизнедеятельности семьи.
Концепция семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, как субъекта Российской Федерации, позволит конкретизировать цели и задачи семейной политики, проводимой в России, определить оптимальные пути решения проблем семьи и обеспечить условия для реализации всех ее функций с учетом специфики региона. Укрепление семьи как социального института в перспективе будет оказывать всестороннее воздействие на решение экономических, социальных, нравственных, демографических проблем региона.
Концепция семейной политики автономного округа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 270-р);
Национальным планом действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 годы" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.06.2001 N 855-р);
другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Семейная политика - это самостоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности, направленной на социальный институт семьи с целью его укрепления и развития, защиты прав и интересов семьи, улучшения условий и повышения качества жизни семьи.
Семья - социальный институт общества, как исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, связанных родством и (или) свойством, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство.
Неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми).
Молодая семья - семья, в которой возраст хотя бы одного из супругов не превышает 30 лет, или неполная семья, в которой возраст матери или отца не превышает 30 лет.
Благоприятные условия жизнедеятельности семьи - состояние среды обитания, при котором отсутствует или сведено до минимума вредное воздействие ее факторов на семью и имеются возможности для восстановления нарушенных функций семьи как социального института.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Семья с высокой семейной нагрузкой - семья, которая воспитывает трех и более детей и (или) осуществляет уход за больными, инвалидами и престарелыми.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Социальные службы - учреждения и предприятия независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.
Социальные услуги - действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или их законных представителей либо должностных лиц.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Целью семейной политики автономного округа является укрепление и развитие социального института семьи, семейных ценностей, традиций, создание условий, необходимых для благополучной жизнедеятельности семьи, реализации семьей основных общественных функций и обязанностей, повышения качества жизни семьи с учетом специфики региона. Благополучие семьи - приоритетный критерий оценки развития общества и проводимых социальных преобразований.
Семейная политика призвана системно решать следующие основные задачи:
обеспечение прав семьи в процессе общественного развития;
формирование условий, направленных на сохранение физического, психологического и духовно-нравственного здоровья семьи;
активизация субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики;
создание необходимых базисных условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности;
осуществление экспертизы создаваемых государством условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности семьи;
осуществление экспертизы принимаемых органами власти решений с точки зрения их соответствия цели и принципам семейной политики;
формирование комплексной системы социальных услуг семье;
обеспечение социальной поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в том числе находящейся в социально опасном положении;
сохранение адресности государственной поддержки семьи с учетом материального положения, степени адаптированности к сложившейся системе общественных отношений, состояния экономического, социального и экологического окружения;
создание условий для более широкого использования семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение социальной ответственности бизнеса, в том числе за счет роста инвестиций в реализацию основных направлений семейной политики, развития "семейного аспекта" социально-экономических программ.
Основными принципами реализации семейной политики автономного округа являются:
включение законодательно принятой нормы о выделении семьи как социального института в качестве самостоятельного целостного объекта и субъекта в систему социальных отношений;
рассмотрение семейной политики как самостоятельного направления государственной социальной политики автономного округа, приоритетной системы государственной деятельности;
предоставление государством семье реальных социальных прав и гарантий благополучной жизнедеятельности;
целенаправленный учет интересов семьи в процессе общественного развития, осуществления государственной деятельности;
обеспечение суверенитета семьи;
создание необходимых условий для реализации потенциала семьи, функций субъекта социальных отношений;
обеспечение самостоятельности и автономности семье в принятии решений относительно своего развития;
формирование партнерских отношений семьи и государства, достижение рационального баланса интересов в системе "семья - личность - государство";
обязательная социальная экспертиза условий жизнедеятельности семьи и принимаемых органами власти решений;
равенство семьи и всех ее членов в праве на поддержку со стороны государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
приоритет обеспечения права ребенка на жизнь и воспитание в семье;
соблюдение интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается;
равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
принятие на себя органами государственной власти и местного самоуправления обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с возникшей трудной жизненной ситуацией;