АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2009 года N 347-А
Об утверждении региональной программы "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 2010 годы "Дорога домой"
Документ с изменениями внесенными:
-постановлением Правительства автономного округа от 24.06.2010 N 67-П
-постановлением Правительства автономного округа от 14.10.2010 N 307-П
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Концепцией семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждённой постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2004 года N 1501, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе", решением правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации о проведении конкурсного отбора программ субъектов Российской Федерации по программе Фонда "Лига помощи" (протокол от 23 декабря 2008 года N 2), в целях проведения в Ямало-Ненецком автономном округе ранней профилактики семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранения семьи для ребёнка, развития межведомственной системы профилактики лишения родительских прав Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет :
Утвердить прилагаемую региональную программу "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" (далее - региональная программа).
Определить органом управления региональной программой департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственным за выполнение региональной программы:
3.1. обеспечить выполнение региональной программы в соответствии с установленными сроками;
3.2. ежеквартально, до 7 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представлять в департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы с указанием достижения ожидаемых результатов.
Рекомендовать главам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (главам местных администраций муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе):
4.1. содействовать эффективной реализации региональной программы;
4.2. разработать план работы по реализации мероприятий региональной программы;
4.3. ежеквартально, до 7 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представлять в департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы с указанием достижения ожидаемых результатов.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В. (с изм. от 24.06.2010 N 67-П)
Вице-губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа В.Н. Казарин
от 25 июня 2009 г. N 347-А
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой"
Наименование Программы | "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" (далее - Программа) |
Основание | решение Координационного совета по реализации основных направлений семейной политики, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе от 22 декабря 2008 года |
Орган управления Программой | департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы | департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Основные исполнители Программы | департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Сроки реализации Программы | 2009 - 2010 годы |
Цель Программы | ранняя профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранение семьи для ребёнка. Сокращение числа лишений родительских прав |
Задачи Программы | Формирование межведомственной системы профилактики лишения родительских прав, семейного и детского неблагополучия. |
Целевая группа, | 1103 семьи, находящиеся в социально опасном положении, включающие родителей, не выполняющих надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей; |
Перечень основных мероприятий Программы | 1.Развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия. |
Объём и источники финансирования Программы | 2009 год - 6 040,0 тыс. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты Программы | Увеличение числа семей, получивших социально-психолого-педагогическую помощь, на 5 процентов. |
Одной из существенных проблем социального характера в современном обществе выступает увеличение числа детей, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей. По разным подсчётам свыше 70% детей, оставшихся без попечения родителей, стали таковыми при живых родителях. Кризис семьи часто ставит ребёнка в экстремальное, часто угрожающее его жизни положение.
Российское законодательство устанавливает обязанность родителей воспитывать и заботиться о своих детях. За неисполнение или недостаточное исполнение своих обязанностей предусмотрена ответственность родителей или лиц, их заменяющих. Следует отметить, что федеральная нормативная правовая база не содержит чёткого определения понятия "неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию". Это приводит к тому, что к ответственности родители привлекаются, как правило, когда положение семьи становится критическим либо дети совершают противоправные действия. Наиболее частой мерой решения проблем семьи стало лишение родителей родительских прав и передача детей в интернатные учреждения.
Однако, как свидетельствуют научные исследования, именно семья выступает наиболее оптимальным социальным институтом для гармоничного развития личности ребёнка, его социализации, подготовки к семейной жизни. Задача государства - обеспечить ребёнку право жить в семье. Следует учесть и то, что у детей, живущих в специализированных учреждениях, формируются принципиально иные, отличные от детей, живущих в семьях, механизмы, особенно в эмоциональной сфере, при помощи которых им приходится приспосабливаться к условиям жизни. Значительная часть детей хочет вернуться в семью, так как никакое, даже самое образцовое специализированное учреждение, не даст ребёнку главного - тепла семейного очага, общения с близкими людьми.
Это определяет необходимость развития профилактического блока услуг, смещение акцента в работе социальных учреждений в сторону развития механизмов профилактики социального сиротства, позволяющих прервать воспроизведение круга социального сиротства и сократить число семей, которые в него вовлекаются.
Выявлять и развивать внутренний ресурс семьи - основная задача специалистов, оказывающих поддержку неблагополучной семье. Организация интенсивной коррекционной работы не только с ребёнком, но с семьёй в целом, улучшение детско-родительских отношений позволяют создать условия для сохранения целостности семьи.
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) ведётся планомерная работа, направленная на снижение числа социальных сирот, семей, находящихся в социально опасном положении, и семей группы риска.
С целью изучения положения семей в автономном округе проведены научно-исследовательские работы, такие как "Изучение проблемы разводов: на примере населения города Надыма" (2005 год), "Проблема насилия в семье" (2006 год), "Образ отцовства в представлениях жителей Ямало-Ненецкого автономного округа" (2007 год), "Проблемы супружеских и детско-родительских отношений в семьях Ямало-Ненецкого автономного округа" (2007 год), результаты которых легли в основу построения проекта программы "Дорога домой". Результаты исследований, проведённые на территории автономного округа, позволили получить достоверные данные о состоянии социального самочувствия семей и степени удовлетворённости внутрисемейными отношениями.
Анализ положения семей в автономном округе свидетельствует о постепенном снижении количества семей, находящихся в социально опасном положении. Так, за период с 2006 года численность семей, состоящих на учёте в органах социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе как неблагополучных, сократилась на 11,5%.
В целях расширения семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, проводится работа по созданию и финансированию семейно-воспитательных групп на базе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Повысились показатели семейного жизнеустройства несовершеннолетних, временно проживающих в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семей и детей: увеличилось количество детей, переданных под опеку и усыновление. Если на 1 января 2006 года под опекой находилось 62,5% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то на 1 января 2009 год - 71%.
Количество приёмных семей за 2008 год увеличилось на 28 %, при этом количество воспитывающихся в них детей увеличилось на 24 %.
Отмечается рост численности детей, воспитанников социозащитных учреждений, возвращённых после прохождения реабилитации в родные семьи. Если в 2006 году возвращены в родные семьи 79% от общего числа прошедших реабилитацию, то в 2007 году показатель составил 86%.
Отмечается тенденция к сокращению общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 2006 года на 12%.
Тем не менее проблема социального сиротства, построения работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями группы риска сохраняет свою актуальность.
Если в 2006 году в отношении 255 детей родители лишены родительских прав, в 146 случаях оба или единственный родитель, то в 2008 году в отношении 299 детей родители лишены родительских прав, а в 174 случаях оба или единственный родитель. При этом ограничение в родительских правах как мера, дающая шанс на восстановление семьи, при общей положительной динамике, используется значительно реже: в 2006 году - 37 случаев, в 2007 - 55 случаев, в 2008 году - 62 случая.
В настоящее время 3,2% детей от общей численности детского населения автономного округа находятся в социально опасном положении. При этом только 63% детей, нуждающихся в социальной реабилитации, получают необходимую помощь.
Возникла насущная потребность в модернизации системы работы с семьёй в целом, смещении акцента в работе с коррекционного направления в сторону профилактического, расширении спектра превентивных мер. И автономный округ имеет необходимый для этого потенциал.
Организация работы по решению существующей проблемы ведётся в нескольких направлениях:
Непосредственная социально-педагогическая работа с членами семьи, детьми, родителями, семейным окружением:
экстренное реагирование в случае возникновения критической ситуации, требующей немедленного вмешательства специалистов по работе с семьёй (деятельность "мобильных бригад");
организация работы со всеми членами семьи предполагает осуществление параллельной профилактической работы с детьми, родителями, семейным окружением. При реализации Программы учитывается тот факт, что для реального выхода семьи из социально опасного положения необходимо учитывать выбор подхода к оказанию помощи: наиболее оптимальным является повышение активности самих членов семьи, их желание, стремление изменить ситуацию к лучшему, повышение мотивации на выход из социально опасного положения.
Развитие "Школ опекунов", позволяющих оказать необходимую психолого-педагогическую, юридическую помощь тем, кто уже взял ребёнка на воспитание в семью, либо потенциальным кандидатам.
Развитие различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
Формирование информационного поля, ориентированного на благополучную, социально стабильную семью, способствующего формированию основ здорового образа жизни.
Многие дети из дисфункциональных семей лишены условий для организационного содержательного досуга. Они не имеют возможности посещать спортивные, оздоровительные, культурно-массовые учреждения. Поэтому мероприятиям по организации досуга детей из семей, находящихся в социально опасном положении, отведено немаловажное место в реализации Программы.
Цель - ранняя профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранение семьи для ребёнка. Сокращение числа лишений родительских прав.
Задачи:
Формирование межведомственной системы профилактики лишения родительских прав, семейного и детского неблагополучия.
Снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении, снижение числа лишений родительских прав.
Постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам жизнеустройства детей.
Мотивирование семей, находящихся в социально опасном положении, на собственную активность в решении проблем.
Сроки реализации региональной программы - 2009 - 2010 годы.
Для оценки эффективности реализации Программы определены следующие целевые показатели:
Увеличение числа семей, получивших социально-психологическую помощь, на 5 процентов.
Снижение удельного веса детей, находящихся в социально опасном положении, до 3,0 (% от численности детского населения автономного округа).
Увеличение удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 67,0 (% от общего числа безнадзорных и беспризорных детей).
Уменьшение числа лишений родительских прав на 5 %.
1. Развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия.
1.1. Проведение анализа причин лишения родительских прав за 2006 - 2008 годы.
1.2. Внедрение региональной межведомственной информационной системы "Банк данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, семей группы риска".
1.3. Реализация "пилотных" проектов на территории муниципальных образований в автономном округе по внедрению участковых социальных служб. Оснащение социозащитных учреждений, участвующих в "пилотных" проектах.
Организация социальных участковых служб предполагает разделение обслуживаемой территории на отдельные участки и закрепление за ними специалистов: социальных работников, социальных педагогов и др. Целью социальных участковых служб является своевременное выявление и сопровождение семей в социально опасном положении и семей "группы социального риска", проживающих на участке.