ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 29 декабря 2011 года N 143-ЗРХ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2016 ГОДЫ"
(в ред. Законов Республики Хакасия от 24.02.2012 N 12-ЗРХ, от 20.12.2012 N 134-ЗРХ, от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)
Принят
Верховным Советом
Республики Хакасия
14 декабря 2011 года
Утвердить прилагаемую Программу "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.М.ЗИМИН
Абакан
29 декабря 2011 года
N 143-ЗРХ
ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2016 ГОДЫ"
(в ред. Законов Республики Хакасия от 24.02.2012 N 12-ЗРХ, от 20.12.2012 N 134-ЗРХ, от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)
(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)
Наименование | - | программа "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Основание для подготовки Программы | - | Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 536 "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | - | Правительство Республики Хакасия |
Представитель заказчика, координатор | - | Министерство экономики Республики Хакасия |
Разработчики | - | Аппарат Правительства Республики Хакасия; |
Период реализации | - | 2011 - 2016 годы |
Основная цель | - | повышение уровня и качества жизни населения Республики Хакасия |
Стратегические ориентиры социально-экономического развития | - | развитие промышленного сектора экономики; |
Ресурсное обеспечение | - | средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия, внебюджетных источников финансирования |
Основные показатели эффективности | - | прирост валового регионального продукта республики на 59% по отношению к 2010 году; |
Система контроля за исполнением Программы | - | общее руководство Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет заказчик - Правительство Республики Хакасия |
1.1. Принципы разработки Программы
Программа определяет действия исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, направленные на достижение основных целей, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года (далее - Стратегия).
(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)
Программа представляет собой систему целевых ориентиров социально-экономического развития Республики Хакасия, а также увязанный по приоритетам, направлениям, ресурсам и срокам реализации комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение ключевых проблем и реализацию Стратегии.
(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)
В качестве основных принципов, принятых при разработке Программы и обеспечивающих методологическое единство стратегического планирования региона, выделены следующие:
принцип непрерывности;
принцип системности и комплексности.
Непрерывность планирования предполагает постоянный мониторинг реальной ситуации, корректировку показателей, а также непрерывное движение к совершенствованию, целенаправленности, качеству, точности, эффективности и социальности плановых и прогнозных документов.
В целях соблюдения принципа непрерывного планирования Программа разработана с учетом итогов реализации Программ "Экономическое и социальное развитие Республики Хакасия на 2003 - 2005 годы" (Закон Республики Хакасия от 19.08.2003 N 48) и "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2006 - 2010 годы" (Закон Республики Хакасия от 06.07.2006 N 42-ЗРХ).
Основная цель Программы - повышение уровня и качества жизни населения Республики Хакасия.
Системность предполагает необходимость выстраивания процесса планирования и управления социально-экономического развития региона в общую систему планирования и управления регионов Сибири и государства в целом с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей в едином экономическом и временном пространстве. Комплексность достигается оптимальным сочетанием пропорций развития и взаимодействия специализированных отраслей и хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона, с учетом задаваемых приоритетов развития, направленных на улучшение качества жизни населения.
Необходимость системного и комплексного подхода к перспективному развитию республики требует проведения согласованной политики социально-экономического развития субъектов Сибирского федерального округа и Российской Федерации в целом. В связи с этим Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, и схемой территориального планирования Республики Хакасия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763.
Учитывая необходимость системного и комплексного подхода к перспективному развитию региона, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 была утверждена Стратегия, основные ориентиры которой предполагают:
(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)
в финансовой сфере - обеспечение бездотационности республиканского бюджета Республики Хакасия к 2020 году;
(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)
в экономике - вхождение Республики Хакасия в тридцатку регионов-лидеров с уровнем экономического развития выше среднего;
(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)
в социальной сфере - вхождение Республики Хакасия в группу 30 развитых субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала.
(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)
Абзац утратил силу. - Закон Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ.
1.2. Социально-экономическое развитие Республики Хакасия
(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)
Общая характеристика республики
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири, в пределах Саяно-Алтайской горной системы, граничит: на севере и востоке - с Красноярским краем; на юге и юго-западе - с Республикой Тыва и Республикой Алтай; на западе - с Кемеровской областью. Территория республики охватывает в левобережье реки Енисей Минусинскую котловину, а также обрамляющие ее горные хребты Кузнецкого Алатау и Западного Саяна.
Общая площадь республики - 61,6 тыс. м2 (0,36% общей площади Российской Федерации). Плотность населения - 8,7 человека на 1 км2. Республика Хакасия входит в состав Сибирского федерального округа.
Республика Хакасия - один из старейших горнорудных районов Сибири. На ее территории ведется добыча железа, молибдена, золота, угля, минеральных и радоновых вод, неметаллических полезных ископаемых: барита, бентонита, облицовочного мрамора и гранитов, строительных материалов. В республике разведаны месторождения меди, фосфоритов, полиметаллов (свинца, цинка), асбеста, гипса, нефрита, жадеита.
Состояние минерально-сырьевой базы предприятий по добыче угля, железа, молибдена, барита, облицовочных камней в целом удовлетворительное, обеспеченность разведанными запасами составляет десятки лет. Имеются разведанные запасы нефти и газа.
Ландшафтное разнообразие, наличие природных пастбищ и богатство лесных природных ресурсов позволяют развивать на территории республики разноплановое сельскохозяйственное производство.
В республике проживает 539,3 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2011 года). Из них городского населения - 69,6%, сельского - 30,4%. Средний возраст населения республики составляет 37 лет, в том числе городского населения - 37,3 года, сельского - 36 лет.
В состав республики входит 100 муниципальных образований, в том числе 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 87 городских и сельских поселений.
Столица Республики Хакасия - г. Абакан. Расстояние от Абакана до Москвы - 4218 км.
Макроэкономическая ситуация
Экономическое развитие Республики Хакасия в 2006 - 2010 годах происходило в соответствии с общероссийскими тенденциями, при этом наблюдалась более позитивная динамика по ряду показателей.
Единица измерения РФ, СФО (РХ) | 2006 год | 2010 год | |||||
Российская Федерация | Республика Хакасия | Сибирский федеральный округ | Российская Федерация | Республика Хакасия | Сибирский федеральный округ | ||
Численность постоянного населения (среднегодовая) | млн чел. | 142,5 | 537,4 | 19,6 | 142,0 | 539,2 | 19,6 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) | в % к пред. году | 109,0 | 109,3 | 108,6 | 108,8 | 108,4 | 107,9 |
Валовой внутренний (региональный для РХ) продукт | млрд руб. | 26917,2 | 53689,3 | 2443,0 | 44491,4 | 92053,0 | х |
ВВП (ВРП для РХ) на душу населения | тыс. руб. | 188,9 | 99,9 | 124,6 | 313,3 | 170,7 | х |
Продукция промышленности | млрд руб. | 17068,0 | 49445,0 | 2049,8 | 27084,5 | 84040,8 | 3311,4 |
Продукция промышленности на душу населения | тыс. руб. | 119,8 | 92,0 | 104,6 | 190,7 | 155,9 | 168,9 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств | млрд руб. | 1570,6 | 4806,0 | 230,8 | 2444,8 | 7485,8 | 376,4 |
Продукция сельского хозяйства на душу населения | тыс. руб. | 11,0 | 8,9 | 11,8 | 17,2 | 13,9 | 19,2 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования | млрд руб. | 4730,0 | 19516,0 | 483,7 | 9105,1 | 20232,4 | 889,7 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения | тыс. руб. | 33,2 | 36,3 | 24,7 | 64,1 | 37,5 | 45,4 |
Оборот розничной торговли | млрд руб. | 8711,9 | 16182,4 | 1027,6 | 16435,8 | 25610,2 | 1739,8 |
Оборот розничной торговли на душу населения | тыс. руб. | 61,1 | 30,1 | 52,4 | 115,7 | 47,5 | 88,8 |
Объем платных услуг населению | млрд руб. | 2798,9 | 7010,1 | 290,2 | 4848,6 | 11440,5 | 470,0 |
Объем платных услуг на душу населения | тыс. руб. | 19,6 | 13,0 | 14,8 | 34,1 | 21,2 | 24,0 |
Среднемесячная номинальная начисленная зарплата одного работника | руб. в месяц | 10633,9 | 9443,1 | 9877,5 | 21192,8 | 18379,7 | 18454,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | в % к пред. году | 113,5 | 112,4 | 113,0 | 104,3 | 110,9 | 101,6 |
Среднедушевые денежные доходы населения | руб. в месяц | 10196,0 | 6366,7 | 8346,0 | 18722,0 | 13510,0 | 14554,6 |
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения) | руб. в месяц | 3422,0 | 3243,0 | х | 5632,0 | 5393,0 | х |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума | в % | 15,2 | 24,3 | х | 13,1 | 16,7 | х |
Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума | % | 298,0 | 196,3 | х | 332,4 | 250,5 | х |
Доходы консолидированного бюджета на душу населения | тыс. руб. | 70,7 | 16,6 | 23,2 | 104,5 | 34,0 | 40,6 |
Экономически активное население (ЭАН) | млн чел. (тыс. чел.) | 74,2 | 262,5 | 10,0 | 75,4 | 271,7 | 10,2 |
Численность занятых в экономике | млн чел. (тыс. чел.) | 68,9 | 238,6 | 9,1 | 69,8 | 247,0 | 9,3 |
Уровень зарегистрированной безработицы | % | 2,3 | 3,2 | 3,2 | 2,1 | 2,0 | 2,4 |
Естественный прирост, | человек | -4,8 | -2,8 | -3,5 | -1,7 | 1,2 | -0,1 |
Младенческая смертность, на 1000 родившихся | человек | 10,2 | 15,6 | 11,4 | 7,5 | 8,5 | 8,4 |
Число зарегистрированных преступлений, на 100000 населения | тыс. преступлений | 2,7 | 3,8 | 3,1 | 1,9 | 2,2 | 2,3 |
Миграционный прирост, убыль (-), на 1000 населения | человек | 1,1 | -0,3 | -0,9 | 1,9 | -0,9 | 0,7 |
Средний размер назначенной пенсии | руб. в месяц | 2841,6 | 2803,5 | 2839,5 | 7476,0 | 7490,1 | 7549,1 |
Обеспеченность врачами, на 10000 жителей | человек | 49,4 | 38,8 | 50,6 | 49,5 | 38,0 | х |