Недействующий

ЗАКОН

 РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 29 декабря 2011 года N 143-ЗРХ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2016 ГОДЫ"

(в ред. Законов Республики Хакасия от 24.02.2012 N 12-ЗРХ, от 20.12.2012 N 134-ЗРХ, от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)

Принят
Верховным Советом
Республики Хакасия
14 декабря 2011 года

 Статья 1


Утвердить прилагаемую Программу "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы".

 Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.М.ЗИМИН

     Абакан
     29 декабря 2011 года
     N 143-ЗРХ


Приложение
к Закону Республики Хакасия
"Об утверждении Программы
"Социально-экономическое
развитие Республики Хакасия
на 2011 - 2016 годы"

ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2016 ГОДЫ"

 (в ред. Законов Республики Хакасия от 24.02.2012 N 12-ЗРХ, от 20.12.2012 N 134-ЗРХ, от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)

ПАСПОРТ Программы "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы"

 (в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)

Наименование

-

программа "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы" (далее - Программа)

Основание для подготовки Программы

-

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 536 "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Закон Республики Хакасия от 30.06.2004 N 39 "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Хакасия" (с последующими изменениями);
постановление Правительства Республики Хакасия от 16.02.2010 N 58 "Об организации разработки программы социально-экономического развития Республики Хакасия на 2011 - 2015 годы" (с последующими изменениями)

Государственный заказчик Программы

-

Правительство Республики Хакасия

Представитель заказчика, координатор

-

Министерство экономики Республики Хакасия

Разработчики

-

Аппарат Правительства Республики Хакасия;
Министерство экономики Республики Хакасия;
Министерство финансов Республики Хакасия;
Министерство образования и науки Республики Хакасия;
Министерство здравоохранения Республики Хакасия;
Министерство культуры Республики Хакасия;
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия;
Министерство регионального развития Республики Хакасия;
Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия;
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия;
Министерство спорта Республики Хакасия;
Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия;
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия;
Министерство внутренних дел по Республике Хакасия (по согласованию);
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия;
Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия;
Государственный комитет по размещению государственных заказов Республики Хакасия;
Государственный комитет по туризму Республики Хакасия;
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

Период реализации

-

2011 - 2016 годы

Основная цель

-

повышение уровня и качества жизни населения Республики Хакасия

Стратегические ориентиры социально-экономического развития

-

развитие промышленного сектора экономики;
развитие агропромышленного комплекса;
развитие транспорта и дорожного хозяйства;
инвестиционное развитие;
развитие малого и среднего предпринимательства;
развитие строительного комплекса;
развитие жилищно-коммунального хозяйства;
развитие потребительского рынка;
эффективное управление государственными финансами;
эффективное управление государственной собственностью;
административная реформа и повышение качества государственного управления;
экологическая безопасность и рациональное природопользование;
развитие туризма;
улучшение демографической ситуации;
развитие трудового потенциала;
развитие межнациональных отношений;
развитие системы образования и науки;
развитие системы здравоохранения;
социальная поддержка населения;
развитие культуры;
развитие физической культуры и спорта;
реализация молодежной политики;
обеспечение безопасности жизнедеятельности;
развитие муниципальных образований Республики Хакасия

Ресурсное обеспечение

-

средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия, внебюджетных источников финансирования

Основные показатели эффективности

-

прирост валового регионального продукта республики на 59% по отношению к 2010 году;
рост производительности труда до 125 - 130% к 2010 году;
снижение уровня бедности до 14,0 - 13,7%;
рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 34%;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 71 года;
снижение младенческой смертности до 7,8 человека на 1000 населения

Система контроля за исполнением Программы

-

общее руководство Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет заказчик - Правительство Республики Хакасия

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ


1.1. Принципы разработки Программы

Программа определяет действия исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, направленные на достижение основных целей, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года (далее - Стратегия).

(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)

Программа представляет собой систему целевых ориентиров социально-экономического развития Республики Хакасия, а также увязанный по приоритетам, направлениям, ресурсам и срокам реализации комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение ключевых проблем и реализацию Стратегии.

(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)

В качестве основных принципов, принятых при разработке Программы и обеспечивающих методологическое единство стратегического планирования региона, выделены следующие:

принцип непрерывности;

принцип системности и комплексности.

Непрерывность планирования предполагает постоянный мониторинг реальной ситуации, корректировку показателей, а также непрерывное движение к совершенствованию, целенаправленности, качеству, точности, эффективности и социальности плановых и прогнозных документов.

В целях соблюдения принципа непрерывного планирования Программа разработана с учетом итогов реализации Программ "Экономическое и социальное развитие Республики Хакасия на 2003 - 2005 годы" (Закон Республики Хакасия от 19.08.2003 N 48) и "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2006 - 2010 годы" (Закон Республики Хакасия от 06.07.2006 N 42-ЗРХ).

Основная цель Программы - повышение уровня и качества жизни населения Республики Хакасия.

Системность предполагает необходимость выстраивания процесса планирования и управления социально-экономического развития региона в общую систему планирования и управления регионов Сибири и государства в целом с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей в едином экономическом и временном пространстве. Комплексность достигается оптимальным сочетанием пропорций развития и взаимодействия специализированных отраслей и хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона, с учетом задаваемых приоритетов развития, направленных на улучшение качества жизни населения.

Необходимость системного и комплексного подхода к перспективному развитию республики требует проведения согласованной политики социально-экономического развития субъектов Сибирского федерального округа и Российской Федерации в целом. В связи с этим Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, и схемой территориального планирования Республики Хакасия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763.

Учитывая необходимость системного и комплексного подхода к перспективному развитию региона, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 была утверждена Стратегия, основные ориентиры которой предполагают:

(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)

в финансовой сфере - обеспечение бездотационности республиканского бюджета Республики Хакасия к 2020 году;

(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)

в экономике - вхождение Республики Хакасия в тридцатку регионов-лидеров с уровнем экономического развития выше среднего;

(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)

в социальной сфере - вхождение Республики Хакасия в группу 30 развитых субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала.

(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)

Абзац утратил силу. - Закон Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ.

1.2. Социально-экономическое развитие Республики Хакасия

(в ред. Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 96-ЗРХ)

Общая характеристика республики

Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири, в пределах Саяно-Алтайской горной системы, граничит: на севере и востоке - с Красноярским краем; на юге и юго-западе - с Республикой Тыва и Республикой Алтай; на западе - с Кемеровской областью. Территория республики охватывает в левобережье реки Енисей Минусинскую котловину, а также обрамляющие ее горные хребты Кузнецкого Алатау и Западного Саяна.

Общая площадь республики - 61,6 тыс. м2 (0,36% общей площади Российской Федерации). Плотность населения - 8,7 человека на 1 км2. Республика Хакасия входит в состав Сибирского федерального округа.

Республика Хакасия - один из старейших горнорудных районов Сибири. На ее территории ведется добыча железа, молибдена, золота, угля, минеральных и радоновых вод, неметаллических полезных ископаемых: барита, бентонита, облицовочного мрамора и гранитов, строительных материалов. В республике разведаны месторождения меди, фосфоритов, полиметаллов (свинца, цинка), асбеста, гипса, нефрита, жадеита.

Состояние минерально-сырьевой базы предприятий по добыче угля, железа, молибдена, барита, облицовочных камней в целом удовлетворительное, обеспеченность разведанными запасами составляет десятки лет. Имеются разведанные запасы нефти и газа.

Ландшафтное разнообразие, наличие природных пастбищ и богатство лесных природных ресурсов позволяют развивать на территории республики разноплановое сельскохозяйственное производство.

В республике проживает 539,3 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2011 года). Из них городского населения - 69,6%, сельского - 30,4%. Средний возраст населения республики составляет 37 лет, в том числе городского населения - 37,3 года, сельского - 36 лет.

В состав республики входит 100 муниципальных образований, в том числе 5 городских округов, 8 муниципальных районов, 87 городских и сельских поселений.

Столица Республики Хакасия - г. Абакан. Расстояние от Абакана до Москвы - 4218 км.

Макроэкономическая ситуация

Экономическое развитие Республики Хакасия в 2006 - 2010 годах происходило в соответствии с общероссийскими тенденциями, при этом наблюдалась более позитивная динамика по ряду показателей.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Хакасия


Единица измерения РФ, СФО (РХ)

2006 год

2010 год

Российская Федерация

Республика Хакасия

Сибирский федеральный округ

Российская Федерация

Республика Хакасия

Сибирский федеральный округ

Численность постоянного населения (среднегодовая)

млн чел.
(тыс. чел.)

142,5

537,4

19,6

142,0

539,2

19,6

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю)

в % к пред. году

109,0

109,3

108,6

108,8

108,4

107,9

Валовой внутренний (региональный для РХ) продукт

млрд руб.
(млн руб.)

26917,2

53689,3

2443,0

44491,4

92053,0

х

ВВП (ВРП для РХ) на душу населения

тыс. руб.

188,9

99,9

124,6

313,3

170,7

х

Продукция промышленности

млрд руб.
(млн руб.)

17068,0

49445,0

2049,8

27084,5

84040,8

3311,4

Продукция промышленности на душу населения

тыс. руб.

119,8

92,0

104,6

190,7

155,9

168,9

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств

млрд руб.
(млн руб.)

1570,6

4806,0

230,8

2444,8

7485,8

376,4

Продукция сельского хозяйства на душу населения

тыс. руб.

11,0

8,9

11,8

17,2

13,9

19,2

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

млрд руб.
(млн руб.)

4730,0

19516,0

483,7

9105,1

20232,4

889,7

Инвестиции в основной капитал на душу населения

тыс. руб.

33,2

36,3

24,7

64,1

37,5

45,4

Оборот розничной торговли

млрд руб.
(млн руб.)

8711,9

16182,4

1027,6

16435,8

25610,2

1739,8

Оборот розничной торговли на душу населения

тыс. руб.

61,1

30,1

52,4

115,7

47,5

88,8

Объем платных услуг населению

млрд руб.
(млн руб.)

2798,9

7010,1

290,2

4848,6

11440,5

470,0

Объем платных услуг на душу населения

тыс. руб.

19,6

13,0

14,8

34,1

21,2

24,0

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата одного работника

руб. в месяц

10633,9

9443,1

9877,5

21192,8

18379,7

18454,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в % к пред. году

113,5

112,4

113,0

104,3

110,9

101,6

Среднедушевые денежные доходы населения

руб. в месяц

10196,0

6366,7

8346,0

18722,0

13510,0

14554,6

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения)

руб. в месяц

3422,0

3243,0

х

5632,0

5393,0

х

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

в %
к общей численности населения

15,2

24,3

х

13,1

16,7

х

Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума

%

298,0

196,3

х

332,4

250,5

х

Доходы консолидированного бюджета на душу населения

тыс. руб.

70,7

16,6

23,2

104,5

34,0

40,6

Экономически активное население (ЭАН)

млн чел. (тыс. чел.)

74,2

262,5

10,0

75,4

271,7

10,2

Численность занятых в экономике

млн чел. (тыс. чел.)

68,9

238,6

9,1

69,8

247,0

9,3

Уровень зарегистрированной безработицы

%

2,3

3,2

3,2

2,1

2,0

2,4

Естественный прирост,
убыль (-), на 1000 населения

человек

-4,8

-2,8

-3,5

-1,7

1,2

-0,1

Младенческая смертность, на 1000 родившихся

человек

10,2

15,6

11,4

7,5

8,5

8,4

Число зарегистрированных преступлений, на 100000 населения

тыс. преступлений

2,7

3,8

3,1

1,9

2,2

2,3

Миграционный прирост, убыль (-), на 1000 населения

человек

1,1

-0,3

-0,9

1,9

-0,9

0,7

Средний размер назначенной пенсии

руб. в месяц

2841,6

2803,5

2839,5

7476,0

7490,1

7549,1

Обеспеченность врачами, на 10000 жителей

человек

49,4

38,8

50,6

49,5

38,0

х

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»