(с изменениями на 9 марта 2021 года)
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.10.2013 N 289-ПП, от 22.12.2014 N 296-ПП, от 09.04.2015 N 74-ПП, от 16.05.2016 N 87-ПП, от 03.10.2016 N 175-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП, от 24.08.2018 N 165-ПП, от 04.02.2019 N 15-ПП, от 16.09.2019 N 161-ПП, от 15.05.2020 N 106-ПП, от 06.11.2020 N 253-ПП, от 11.12.2020 N 278-ПП, от 09.03.2021 N 34-ПП)
Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Утвердить прилагаемую Государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Социальная поддержка населения Кабардино-Балкарской Республики".
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.12.2016 N 241-ПП)
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
Р.ХАСАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.10.2013 N 289-ПП, от 22.12.2014 N 296-ПП, от 09.04.2015 N 74-ПП, от 16.05.2016 N 87-ПП, от 03.10.2016 N 175-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП, от 24.08.2018 N 165-ПП, от 04.02.2019 N 15-ПП, от 16.09.2019 N 161-ПП, от 15.05.2020 N 106-ПП, от 06.11.2020 N 253-ПП, от 11.12.2020 N 278-ПП, от 09.03.2021 N 34-ПП)
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16.05.2016 N 87-ПП)
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики |
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2018 N 165-ПП) | |
Соисполнители государственной программы | Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики; Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики; Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики; Министерство спорта Кабардино-Балкарской Республики; Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики; Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики; Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию); Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию); региональные общественные организации ветеранов, пенсионеров и инвалидов (по согласованию) |
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2018 N 165-ПП, от 15.05.2020 N 106-ПП) | |
Подпрограммы государственной программы | "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"; "Модернизация и развитие социального обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики"; "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"; "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"; "Старшее поколение" |
(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.02.2019 N 15-ПП) | |
Цели государственной программы | создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей, обеспечение потребностей семей с детьми в социальной поддержке; улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Кабардино-Балкарской Республике |
Задачи государственной программы | выполнение обязательств государства в отношении граждан - получателей мер социальной поддержки; обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; удовлетворение потребности детей-сирот в обеспечении жилыми помещениями, соответствующими современным требованиям; создание условий для социальной реабилитации людей пожилого возраста, интеграции их в социально-экономическую и культурную жизнь общества и ведения пожилыми людьми активного образа жизни |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Кабардино-Балкарской Республики; доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2013 - 2020 годы, без деления на этапы |
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.02.2019 N 15-ПП, от 16.09.2019 N 161-ПП) | |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | общий объем финансового обеспечения государственной программы с 2013 по 2020 год составляет 42237276,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 18100407,9 тыс. рублей; республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 23488291,8 тыс. рублей; Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике - 648576,9 тыс. рублей. Объем финансового обеспечения государственной программы по годам составляет: за счет средств федерального бюджета: 2013 год - 539322,5 тыс. рублей; 2014 год - 1247895,6 тыс. рублей; 2015 год - 1270576,0 тыс. рублей; 2016 год - 1391920,4 тыс. рублей; 2017 год - 1320733,7 тыс. рублей; 2018 год - 1475326,5 тыс. рублей; 2019 год - 1800804,9 тыс. рублей; 2020 год - 9053828,3 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики: 2013 год - 2329632,4 тыс. рублей; 2014 год - 2509711,2 тыс. рублей; 2015 год - 2681662,6 тыс. рублей; 2016 год - 3064928,4 тыс. рублей; 2017 год - 2934560,1 тыс. рублей; 2018 год - 3132055,5 тыс. рублей; 2019 год - 3255342,6 тыс. рублей; 2020 год - 3580399,1 тыс. рублей; за счет средств Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике: 2013 год - 60258,3 тыс. рублей; 2014 год - 68563,7 тыс. рублей; 2015 год - 82169,2 тыс. рублей; 2016 год - 89218,8 тыс. рублей; 2017 год - 98926,4 тыс. рублей; 2018 год - 81218,3 тыс. рублей; 2019 год - 84843,4 тыс. рублей; 2020 год - 83378,7 тыс. рублей |
(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.03.2021 N 34-ПП) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | в результате реализации государственной программы предполагается: снижение уровня бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления; увеличение доли граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта; удовлетворение к 2018 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе в системе социального обслуживания; формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей и инвалидов, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия в жизни общества; внедрение в практику организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов новых технологий работы с пожилыми гражданами; повышение уровня социальной адаптации пожилых граждан, упрочение социальных связей; обеспечение более широкого доступа пожилых граждан к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям, физкультуре и спорту; создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения; повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в республике; повышение уровня жизни семей с детьми; решение к 2020 году проблемы беспризорности несовершеннолетних; расширение охвата отдыхом и оздоровлением детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированного жилищного фонда Кабардино-Балкарской Республики; создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и контроль за сохранностью жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот |
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Социальная поддержка населения Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Госпрограмма) разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 ноября 2016 г. N 626-рп и направлена на создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, повышение доступности социального обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики.
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.12.2016 N 241-ПП)
Социальная поддержка населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
Государственная политика Кабардино-Балкарской Республики в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Потребность граждан в мерах социальной поддержки формируется вследствие действия ряда объективных факторов:
носящих общецивилизационный, международный характер - демографических (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), социальных (трансформация института семьи, бедность, безработица, преступность, наркомания) и экологических факторов (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);
носящих национальный характер - социально-экономических (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, условия и охрана труда, уровень образования и профессиональной квалификации работников, состояние социальной инфраструктуры и пр.), социально-психологических (трудовая мотивация) и иных факторов;
носящих региональный характер, в связи с действием природно-климатических факторов, территориальных различий уровней развития производительных сил и социальной инфраструктуры и пр.;
носящих локальный характер, связанных с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения.
К настоящему времени в Кабардино-Балкарской Республике сформирована система социальной поддержки граждан, структурными элементами которой являются:
граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки:
органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социальной поддержки граждан (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.);
организации, подведомственные уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления, предоставляющие меры социальной поддержки гражданам;
государственные внебюджетные фонды (региональные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Российской Федерации).
Действующая система социальной поддержки граждан в Кабардино-Балкарской Республике базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:
добровольность предоставления мер социальной поддержки;
безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления, вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.
В последние годы в Кабардино-Балкарской Республике приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки населения. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая база. Осуществляется индексация социальных выплат с учетом динамики инфляции и т.д.
Реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них является выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты до достижения ими возраста трех лет. Увязка этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.
Через уполномоченные органы и учреждения реализуется право инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации и ухода, санаторно-курортным лечением, лекарственными средствами, предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду в транспорте общего пользования, проезду к месту лечения и обратно, принимаются меры по обеспечению жильем, производятся различного рода дополнительные единовременные и ежемесячные денежные выплаты.
В республике действует многопрофильная сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.
Важнейшими качественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Кабардино-Балкарской Республике являются следующие.
1. Распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и Кабардино-Балкарской Республикой, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, а также государственными внебюджетными фондами.
2. Сочетание страховых и нестраховых принципов предоставления мер социальной поддержки граждан и, соответственно, их финансирование за счет средств федерального бюджета, бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
3. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в органы социальной защиты о предоставлении мер социальной поддержки.
4. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:
категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются:
а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий),
б) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (например, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне),
в) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - инвалидностью, сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних; малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий и другими причинами;
г) в связи с необходимостью решения приоритетных задач - стимулирование рождаемости, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях и сельских населенных пунктах (медицинские, фармацевтические и педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах);
адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям), независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления ежемесячного пособия на ребенка, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставления мер социальной поддержки на основе социального контракта и др.