ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 февраля 2010 года N 34
Об утверждении Республиканской целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"
(Утратил силу в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 31.12.2013 N 303, НГР ru06000201300405)
(Изменения:
Постановление Правительства РИ от 17.04.2010 N 114, НГР ru06000201000079;
Постановление Правительства РИ от 28.10.2010 N 325, НГР ru06000201000235;
Постановление Правительства РИ от 24.03.2011 N 101, НГР ru06000201100051
Постановление Правительства РИ от 12.08.2011 N 282, НГР ru06000201100204;
Постановление Правительства РИ от 14.11.2011 N 375, НГР ru06000201100293;
Постановление Правительства РИ от 14.12.2011 N 396, НГР ru06000201100314;
Постановление Правительства РИ от 27.12.2012 N 288, НГР ru06000201200332;
Постановление Правительства РИ от 04.02.2013 N 14, НГР ru06000201300015;
Постановление Правительства РИ от 07.08.2013 N 162, НГР ru06000201300217)
В целях стабилизации социально-экономического положения Республики Ингушетия и обеспечения в долгосрочной перспективе базиса для устойчивого экономического роста, Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы".
2. Министерству финансов Республики Ингушетия ежегодно предусматривать в проекте закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год денежные средства для реализации программы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Правительства
Республики Ингушетия А. Воробьев
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от 05 февраля 2010 г. N 34
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | Поручение Правительства Российской Федерации от 26.09.2008 N ВП-П16-606с; |
Государственные заказчики Программы | - | Правительство Республики Ингушетия |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | Правительство Республики Ингушетия, Министерство Регионального Развития Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Министерство экономического развития Республики Ингушетия |
Цели и задачи Программы | - | целью Программы является стабилизация социально-экономического положения Республики Ингушетия, обеспечивающая в долгосрочной перспективе базис для устойчивого экономического роста. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | в качестве важнейших целевых индикаторов и показателей выбраны экономические параметры программы, характеризующие ее цели и задачи: |
Сроки и этапы реализации Программы | - | программа реализуется в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет 31024,8 млн. рублей, в том числе: |
(в ред. Постановлений Правительства РИ от 27.12.2012 N 288, НГР r u06000201200332 ; | ||
Ожидаемые результаты Программы | - | Реализация программных мероприятий позволит к 2017 году создать условия для развития отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействовать решению проблемы занятости, а также повысить реальные доходы населения. |
Республика Ингушетия расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта и на параллельных ему малых: Терском, Сунженском и Скалистом хребтах. Протяженность территории с севера на юг 120 км, с запада на восток - 50 км. Граничит с Республикой Северная Осетия – Алания, Чеченской Республикой и со Ставропольским краем, а также с Грузией.
Республика Ингушетия — аграрно-индустриальная республика. Она располагает запасами нефти и газа, а также стройматериалами (строительным камнем и известняком), гидроресурсами. Территорию республики пересекают железнодорожная магистраль Ростов-на-Дону - Беслан – Назрань – Грозный – Махачкала – Баку и автомобильная трасса Ростов-на-Дону – Нальчик – Владикавказ - Назрань – Грозный – Баку. Через территорию республики проходят магистральные газо- и нефтепроводы из Чеченской Республики. В республике нет аэропорта, способного принимать самолеты дальней авиации. Тем не менее, местные авиалинии соединяют Ингушетию с отдаленными районами республики и с соседними субъектами Российской Федерации. Ближайшие аэропорты находятся в городах Владикавказе и Грозном.
Социально-экономическое положение Республики Ингушетия характеризуется высоким уровнем безработицы и неразвитостью промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, низкой обеспеченностью объектами социальной сферы.
Промышленность в Республике Ингушетия развита слабо. В основном это пищевая индустрия, базирующаяся на местных сельскохозяйственных ресурсах, а также добывающая промышленность - на базе месторождений нефти и газа на севере республики в районе Малгобека. Имеются предприятия электротехнической и легкой промышленности, которые сосредоточены главным образом в г. Назрани (завод "Электроинструмент", трикотажная фабрика).
В республике наблюдается высокая степень износа производственных фондов (средний уровень износа составляет 45,7 процента) и низкий технический и технологический уровень оснащения промышленных производств (37 процентов).
По состоянию на 2008 год республика обладает низкой инвестиционной привлекательностью и недостаточной развитостью инженерной и социальной инфраструктур.
Энергетическая система Республики Ингушетия характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередач (60 процентов), значительными техническими потерями в сетях (45 процентов). Подстанция "Плиево", являющаяся узловой, осуществляет подачу электроэнергии для 70 процентов населения республики. Потребители получают электроэнергию по единственной высоковольтной линии, что приводит к значительным перегрузкам при поставке электроэнергии.
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Ингушетия характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, связанных с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры (70 процентов).
Жилищный фонд обеспечен канализацией на 64,8 процентов, центральным отоплением - на 4,1 процента, горячим водоснабжением – на 4,1 процент.
Пропускная способность существующих коллекторов не удовлетворяет сегодняшним потребностям и нуждам населения. Ввиду физического износа существующих коллекторов и их полного отсутствия в новых микрорайонах ухудшается эпидемиологическая обстановка в республике.
В Республике Ингушетия в настоящее время функционирует 118 школ на 35,3 тысяч ученических мест. Численность учащихся в школах республики составляет 75,2 тысяч человек. Таким образом, дефицит составляет 39,9 тысяч ученических мест (или 54,1 процента). Обучение в 70 процентах школ проводится в 2 смены, в 30 процентах - в 3.
Существующая сеть общеобразовательных учреждений в регионе не позволяет обеспечить качественного образования на современном уровне. Кроме того, существует серьезная проблема обеспечения безопасности учебного процесса в таких учреждениях. Более 70 процентов школ Республики Ингушетия расположены в приспособленных зданиях, построенных в 1920 - 1930 годы, с деревянными междуэтажными перекрытиями, коридорами и дверными проемами, не соответствующими нормам пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, в 13 школах в аварийном состоянии находятся отдельные блоки и помещения.
Уровень инфраструктуры здравоохранения по количественным показателям ниже среднего уровня по Российской Федерации, в частности обеспеченность койками на 10 тыс. населения составляет 40,4. Республиканская стоматологическая поликлиника, республиканская детская поликлиника, эндокринологический, кардиологический, онкологический, центр медицинской профилактики, медицинский информационно-аналитический центр размещены в арендуемых помещениях, которые не отвечают санитарным требованиям.
Аграрно-промышленный комплекс Республики Ингушетия характеризуется слабой материально-технической базой, низким уровнем урожайности, неразвитостью и низкой производительностью в животноводстве. Доминирующая отрасль сельского хозяйства - животноводство овцеводческого направления, а также разведение крупного рогатого скота. Значительное развитие получили также виноградарство, табаководство и зерновое растениеводство. Сельскохозяйственные угодья Ингушетии составляют 270 тыс. га. Вследствие низкой обеспеченности минеральными удобрениями (16 процентов), средствами защиты растений, урожайность культур ниже нормативной.
В целом уровень развития сельского хозяйства не соответствует имеющемуся потенциалу.
Население в Республике Ингушетия на 1 января 2008 составляет 499,5 тыс. чел. с преобладанием сельского населения. Демографические процессы характерны для переходного типа воспроизводства населения: высокая рождаемость сопровождается низкой смертностью и относительно высокой продолжительностью жизни. Уровень зарегистрированной безработицы с 2003 года по 2007 год увеличился с 19,9 процента до 28,3 процента. При этом уровень реальной безработицы составляет 47,3 процента.
Низкий уровень доходов трудоспособного населения республики обусловлен его занятостью преимущественно в секторах с низким уровнем производительности труда и высокой долей теневой экономики, наблюдается низкая платежеспособность населения.
Несбалансированность рынка труда является следствием утраты инженерно-технического кадрового потенциала, а также наличием свободной рабочей силы и отсутствием мест приложения труда.
В Республике Ингушетия имеется большое количество граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (далее - вынужденные переселенцы).
Наличие большого количества вынужденных переселенцев, не имеющих жилищных условий, соответствующих санитарным нормам, создает социальную напряженность в обществе, что, в свою очередь, препятствует созданию условий для ускорения экономического развития республики.
Указанные причины сохраняют негативные тенденции в экономике и социальную напряженность в Республике Ингушетия. В этой связи актуальным является решение проблемы социально-экономического развития Республики Ингушетия при наличии целого комплекса благоприятных факторов, способствующих развитию экономического потенциала самой республики, главные из которых следующие: удобное расположение Республики Ингушетия для организации приграничного товарообмена с другими регионами, а также для обеспечения транзитных перевозок из Азербайджана, Армении, Грузии и Ирана, транзита грузов между портами Черного и Каспийского морей; наличие биоклиматического и минерально-сырьевого потенциала; благоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в устойчивом росте населения трудоспособного возраста.
В 2002-2007 годах государственная поддержка социально-экономического развития Республики Ингушетия осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Юг России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 581, а также отраслевых федеральных целевых программ.
Несмотря на положительную тенденцию, наметившуюся за последние годы в социально-экономическом развитии Республики Ингушетия, и имеющиеся возможности для дальнейшего ее развития, текущее состояние экономики характеризуется низким уровнем валового регионального продукта на душу населения, который ниже аналогичного среднего показателя по Южному федеральному округу более чем в 4 раза. Значительное отставание сохраняется по основным показателям социального развития.
Сложный характер многочисленных проблем свидетельствует о необходимости целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием Республики Ингушетия, наиболее предпочтительным инструментом для их решения является программно-целевой метод.
Решение проблемы социально-экономической стабилизации (далее - Проблема) предполагается осуществить с помощью республиканской целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" (далее – Программа) с учетом особенностей развития социальной и экономической сферы.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем и предусматривают как реконструкцию существующих предприятий и объектов инфраструктуры с обновлением основных фондов, так и новое строительство с созданием рабочих мест.
Предлагается два варианта решения Проблемы программно-целевым методом.
Первый вариант предусматривает решение Проблемы в рамках Программы в период 2010 - 2016 годы с объемом финансирования в размере 32242,6 млн. рублей, в том числе 29000 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
Доля расходов на социальную сферу существенно превышает долю расходов на производственную сферу.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников не предусмотрено, так как этот вариант направлен на развитие прежде всего инженерной и социальной инфраструктуры. Кроме того, в настоящее время ситуация в Республике Ингушетия обусловлена высокими социальными и экономическими рисками развития предпринимательства, что приводит к уменьшению инвестиционной привлекательности региона и отсутствию возможности гарантированно привлекать внебюджетные источники в полном объёме.
К 2017 году за счет указанного финансирования валовой региональный продукт возрастет в 2,8 раза, производство - на 49 процентов, фактическое конечное потребление домохозяйств - в 2,06 раза. В ходе реализации Программы будет создано до 18 000 рабочих мест.
Использование первого варианта позволит решить проблему обустройства вынужденных переселенцев и обеспечит развитие базовых объектов производственного сектора.
Второй вариант решения Проблемы предусматривает объем финансирования 79 000,0 млн. рублей, в том числе 62 367,0 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. При этом доля расходов на производственную сферу (54 процента) превышает долю расходов на социальную сферу (43 процента).
Применение второго варианта позволит ускорить социально-экономическое развитие Республики Ингушетия. Валовой региональный продукт возрастет к 2017 году в 4,7 раза по сравнению с 2008 годом. Производство вырастет на 61 процент, фактическое конечное потребление домохозяйств возрастет в 3,4 раза.
В ходе реализации Программы будет создано до 24 000 рабочих мест.
Основным риском при осуществлении второго варианта является риск использования не в полной мере большого объема бюджетных средств, так как необходимо создать инфраструктурную базу и улучшить социальное положение Республики Ингушетия для дальнейшего привлечения финансовых средств, предусмотренных на развитие региона.
Таким образом, учитывая необходимость создания инженерной и социальной инфраструктуры для привлечения инвестиционных ресурсов и дальнейшего социально-экономического развития Республики Ингушетия, высокие риски при использовании второго варианта решения Проблемы к реализации предложен первый вариант решения Проблемы, который был определен концепцией Программы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1490-р.
Основной целью Программы является стабилизация социально-экономического положения Республики Ингушетия, обеспечивающая в долгосрочной перспективе базис для устойчивого экономического роста.
Основой данной цели, положенной из задач реализации Программы, является повышение уровня жизни населения республики, который характеризуется не только его доходами, но и жилищными условиями, состоянием здоровья, уровнем образования, работой общественного транспорта, личной безопасностью и другими условиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
развитие жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и обеспечение жильем вынужденных переселенцев;
развитие образования;
развитие системы здравоохранения и обеспечение социальной защиты;