ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2017 года N 817

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт- Петербурга от 30.06.2014 N 551

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 551 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга" на 2015-2020 годы" следующие изменения:

1.1. В названии и пункте 2 постановления слова "на 2015-2020 годы" исключить.

1.2. Пункты 3-1 и 3-3 постановления исключить.

1.3. Дополнить постановление пунктом 3-4 следующего содержания:

"3-4. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1-5 таблицы 12 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга в период с 2017 по 2021 годы".

1.4. В пункте 6.2 постановления слова "первого марта" заменить словами "10 февраля".

1.5. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Мокрецова М.П.

Губернатор Санкт-Петербурга

Г.С.Полтавченко


Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга

29 октября 2017 года

Регистрационный N 22875

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 26.09.2017 N 817

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга"

     

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга" (далее - государственная программа)


1

Ответственный исполнитель государственной программы

КЭПиСП

2

Соисполнители государственной программы

Администрации районов Санкт-Петербурга
АК
КБ
КВЗПБ
КГА
КЗ
КИО
КК
КМПиВОО
КНВШ
КО
КПООСОЭБ
КППиИ
КРППР
КРТИ
КС
КСП
КТ
КТЗН
КФКС
КЭиИО
УВ

3

Участники государственной программы

-

4

Цель государственной программы

Создание условий для сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности, направленное на устранение диспропорций пространственного развития Санкт-Петербурга;
формирование и реализация планов комплексного социально-экономического развития территорий (исторический центр Санкт-Петербурга, г.Кронштадт)     

6

Целевые показатели государственной программы

Доля площади территории Санкт-Петербурга, в отношении которой реализуются подпрограммы государственной программы, %

7

Основания разработки государственной программы

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

8

Перечень подпрограмм государственной программы

Планирование экономического и социального развития территорий Санкт-Петербурга.
Сохранение и развитие исторического центра
Санкт-Петербурга.
Развитие г.Кронштадта

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования, в том числе по годам реализации

Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 26300414,3 руб., в том числе по годам реализации:
2017 год - 5950434,9 тыс.руб.;
2018 год - 6256781,5 тыс.руб.;
2019 год - 3930472,5 тыс.руб.;
2020 год - 3333405,8 тыс.руб.;
2021 год - 3389096,9 тыс.руб.;
2022 год - 3440222,7 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Доля площади территории Санкт-Петербурга, в отношении которой созданы условия по обеспечению сбалансированного социально-экономического развития территорий, - 1,4%

     

     

2. Характеристика текущего состояния в сфере социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга

     

2.1. Анализ социально-экономического развития Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург - второй по количеству жителей город России с населением 5281,8 тыс. человек (на 01.01.2017). Выгодное географическое положение Санкт-Петербурга на пересечении морских, речных и наземных транспортных коридоров, обеспечивающее близость к европейскому рынку, во многом определило направление его развития в качестве "европейских ворот" России.

Санкт-Петербург располагает мощным потенциалом развития. Экономический потенциал определяется масштабами хозяйственного комплекса и диверсифицированной структурой экономики. Санкт-Петербург является крупным промышленным, транспортным, научно-образовательным, культурным и туристическим центром. Эти направления эффективно дополняют друг друга, обеспечивают высокую конкурентоспособность, сглаживают негативные последствия кризисных явлений, что является основой устойчивого экономического развития.

Экономика Санкт-Петербурга отличается многоотраслевым характером и стабильными темпами роста. По масштабам экономики среди всех субъектов Российской Федерации Санкт-Петербург в течение 2014-2016 годов занимал 4-е место, уступая только Москве, Тюменской и Московской областям. Санкт-Петербургу удалось в относительно короткие сроки преодолеть последствия экономического спада, который был зафиксирован по итогам 2009 года в результате влияния глобального финансово-экономического кризиса. Благодаря проведению в Санкт-Петербурге грамотной антикризисной политики с 2011 года экономика Санкт-Петербурга вновь вышла на траекторию успешного устойчивого развития.

Территориальный потенциал определяется большой площадью Санкт-Петербурга, которая составляет 1,45 тыс.кв.км, и значительной долей свободных от застройки земель. Важным фактором территориального развития Санкт-Петербурга является его расположение в дельте реки Невы с низменным преимущественно равнинным рельефом и прямым выходом на побережье Финского залива Балтийского моря.

В структуре функционального использования территории Санкт-Петербурга (без учета акватории) 34% площади занимают территории рекреационного назначения, значительную часть которых занимают городские леса. Около 3% территории занимают функциональные зоны с назначением для сельскохозяйственного использования. Территории, предназначенные для жилой застройки, занимают 26% территории Санкт-Петербурга. Такая структура функционального зонирования, характерная для агломераций, объясняется включением в административные границы Санкт-Петербурга территорий бывших пригородных поселений, которые сейчас составляют Пушкинский, Колпинский, Петродворцовый, Курортный и Кронштадтский районы Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург характеризуется неоднородными плотностью населения и размещением мест приложения труда. Плотность населения в Василеостровском, Адмиралтейском, Фрунзенском, Центральном и Калининском районах Санкт-Петербурга превышает 7,5 тыс. человек на кв.км, плотность населения в Курортном и Пушкинском районах Санкт-Петербурга - менее 1 тыс. человек на кв.км. Наиболее населенными районами Санкт-Петербурга с общим количеством населения чуть более 2 млн. человек или 40% от общего населения (на 2016 год) являются Приморский, Калининский, Невский и Выборгский районы Санкт-Петербурга. 30% рабочих мест сосредоточено в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах Санкт-Петербурга.

Таким образом, баланс видов функционального использования земельных участков, плотность населения, размещение мест приложения труда и характер застройки сильно различаются как для застроенной территории и пригородных районов Санкт-Петербурга (Курортный, Петродворцовый, Пушкинский, Колпинский и Кронштадтский районы Санкт-Петербурга), так и для центральных (Адмиралтейский, Центральный, Петроградский, Василеостровский районы Санкт-Петербурга) и периферийных районов Санкт-Петербурга (Калининский, Красногвардейский, Невский, Фрунзенский, Кировский, Приморский, Выборгский, Московский, Красносельский районы Санкт-Петербурга).

Территориальное планирование в Санкт-Петербурге необходимо осуществлять с учетом документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу, расположенных в границах Всеволожского, Кировского, Тосненского, Гатчинского, Ломоносовского, Выборгского районов Ленинградской области.

На территории Санкт-Петербурга можно выделить несколько крупных исторически сложившихся групп районов Санкт-Петербурга, обладающих специфическими особенностями градостроительного и социально-экономического развития.

Исторический центр Санкт-Петербурга (часть территорий Санкт-Петербурга, расположенная на территориях Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов Санкт-Петербурга) - территория плотной застройки европейского образца XVIII - начала XX века с концентрацией объектов культурного наследия, туристических центров притяжения, объектов сферы обслуживания и административно-делового назначения. Территория исторического центра Санкт-Петербурга является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и находится в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Промышленно-селитебные территории, прилегающие к историческому центру Санкт-Петербурга, - сформировавшиеся в конце XIX - начале XX века бывшие промышленные окраины и предместья Санкт-Петербурга (далее - "Серый пояс"). В настоящее время на территориях "Серого пояса" преобладает промышленно-коммунальная застройка, в том числе зоны размещения объектов транспортной инфраструктуры. Жилая застройка представлена фрагментарно. Дальнейшее развитие традиционных промышленных функций не имеет значимых перспектив из-за вытеснения экономически более эффективными видами использования территории. С 2014 года значительно возросла инвестиционная активность по реализации на территории "Серого пояса" проектов строительства и реконструкции объектов общественно-делового и жилого назначения.

В Санкт-Петербурге можно выделить также несколько территорий, на которых наблюдается сочетание определенных проблем и вариативности социально-экономического развития территорий. К таким территориям "приоритетного развития" относятся:

территория, прилегающая к Большому морскому порту Санкт-Петербурга в границах Кировского и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга, имеющая большой потенциал развития в связи с перспективным выводом избыточных портовых мощностей и возможностью комплексного редевелопмента данной территории. Анализ мирового опыта поэтапного комплексного преобразования крупных портовых территорий с созданием новых районов общественно-деловой и жилой застройки в таких городах, как Гамбург, Нью-Йорк, Роттердам, показывает их социально-экономическую эффективность;

"Южное ядро" - часть территории Московского, Пушкинского и Красносельского районов Санкт-Петербурга, прилегающая к таким "точкам роста", как аэропорт "Пулково" и конгрессно-выставочный центр "ЭкспоФорум". Фактором активного развития для данной территории как нового центра общественно-деловой активности общегородского уровня с созданием высокотехнологичных предприятий, офисов международных компаний, объектов науки, культуры, спорта и рекреации может стать формирование особой экономической зоны "Аэрополис "Пулково", а также улучшение транспортной доступности аэропорта "Пулково" и прилегающих территорий за счет строительства линии железнодорожного сообщения и сети линий легкорельсового транспорта. Для территории, прилегающей к конгрессно-выставочному центру "ЭкспоФорум", приоритетным направлением развития является использование потенциала обширных незастроенных территорий для создания объектов спорта и рекреации, центров туристического притяжения общегородского и международного значения;

Кронштадтский район Санкт-Петербурга отличается уникальным местоположением в границах о.Котлин и бывших фортификационных сооружений в акватории Финского залива. Вследствие улучшения транспортной доступности после открытия движения на всем протяжении кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации в г.Кронштадте появился потенциал для реализации крупных инвестиционных проектов в области транспорта (логистическая инфраструктура, морской терминал, центр яхтенного туризма, аэропорт) и комплексного освоения территории. Уникальная городская среда, объекты культурного наследия и планы по созданию в г.Кронштадте морской составляющей филиала Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации "Патриот" являются основой для превращения г.Кронштадта в центр туристического притяжения национального значения наравне с г.Петергофом, г.Ломоносовом, пос.Стрельна, г.Гатчиной, г.Пушкином и г.Павловском.

Планирование размещения на территории Санкт-Петербурга производительных сил осуществляется, главным образом, в рамках создания и функционирования производственных и производственно-логистических зон, а также отраслевых кластеров. В Санкт-Петербурге сформирована сеть относительно компактных производственных зон, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой.

Фактическая обеспеченность местами в дошкольных образовательных организациях на 01.01.2016 составляет 43,41 места на 1000 человек.

Расчетный показатель обеспеченности населения Санкт-Петербурга дошкольными образовательными организациями до 2025 года составляет 61 место с радиусом обслуживания 300 метров и 500 метров для указанных объектов в зоне индивидуального жилищного строительства.

Фактическая обеспеченность объектами общего образования на 01.01.2016 составляет 82,69 места на 1000 человек.

Расчетный показатель обеспеченности общеобразовательными организациями до 2025 года составляет 120 мест на 1000 человек с радиусом обслуживания 500 метров.

В области здравоохранения в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.09.2015 функционирует 221 амбулаторно-поликлиническое учреждение (далее - АПУ) фактической мощностью АПУ 136752 посещения в смену.

Расчетный показатель обеспеченности населения Санкт-Петербурга АПУ к 2025 году составляет на 1000 человек 13,48 тыс. посещений в год (или 26,33 посещения в смену). Территориальная доступность АПУ составляет 1000 метров.

В 2016 году в рамках государственной программы выполнены следующие мероприятия.

В рамках разработки концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области осуществлена подготовка вариантов пространственного развития Санкт-Петербурга как основы для разработки Генерального плана Санкт-Петербурга на долгосрочный период. Также завершена разработка Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, которые утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524.

Подготовлены 1803 градостроительных плана земельных участков, 49120 сведений, материалов и копий документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по обращениям заявителей.

В целях создания условий для сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга проведен кадастровый учет 122 земельных участков, сформировано 5 земельных участков, в отношении 3688 объектов выполнены топогеодезические и кадастровые работы.

В целях обеспечения Санкт-Петербурга объектами социальной инфраструктуры приобретено в собственность Санкт-Петербурга 49 объектов недвижимости: 33 помещения общей площадью 9,7 тыс.кв.м, 11 зданий общей площадью 90,8 тыс.кв.м и 5 земельных участков общей площадью 88,2 тыс.кв.м.

Выполнены 44 государственные историко-культурные экспертизы в отношении выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территориях "Конюшенная", "Северная Коломна - Новая Голландия" и "Лиговская".

Обеспечено проведение мероприятий по техническому обследованию и историко-культурной экспертизе объектов недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации, переданных в собственность Санкт-Петербурга.

2.2. Основные проблемы обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга


Несбалансированность территорий Санкт-Петербурга по соотношению количества населения (85% - в периферийных районах Санкт-Петербурга) и мест приложения труда (40% - в центральных районах Санкт-Петербурга) приводит к интенсивной маятниковой миграции, перегрузке транспортной системы, увеличению затрат на перемещение по территории Санкт-Петербурга, прямым и косвенным экономическим потерям и, в конечном итоге, к снижению качества жизни населения Санкт-Петербурга.

Одной из серьезных проблем Санкт-Петербурга является низкая транспортная связность и доступность его различных частей, что приводит к транспортной перегрузке практически по всей территории Санкт-Петербурга и увеличению количества времени, затраченного горожанами на перемещение по Санкт-Петербургу. Средняя плотность улично-дорожной сети в Санкт-Петербурге составляет 2,3 км на 1 кв.км, в центральных районах Санкт-Петербурга - примерно 10 км на 1 кв.км. Минимальный расчетный показатель средней плотности улично-дорожной сети, применяемый при подготовке Генерального плана Санкт-Петербурга, составляет 2,5 км на 1 кв.км. Несмотря на значительную протяженность линий метрополитена (113 км) и большое число станций (67), в зоне пешеходной доступности от станций метрополитена проживает только 34% населения Санкт-Петербурга.

Активное формирование районов массовой жилой застройки в периферийных и пригородных районах Санкт-Петербурга без создания необходимого количества мест приложения труда усугубляет дисбаланс территориального развития Санкт-Петербурга и усиливает его моноцентрический характер. Кроме того, экстенсивное развитие застройки Санкт-Петербурга ведет к значительному увеличению затрат на создание необходимой коммунальной и транспортной инфраструктуры. Строительство жилья темпами, опережающими ввод объектов капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга (объектов капитального строительства, которые будут отнесены к объектам капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга), которые относятся (будут отнесены) к отраслям: "Жилищное хозяйство", "Обеспечение пожарной безопасности", "Общее образование", "Дошкольное образование", "Культура", "Здравоохранение", "Физическая культура и спорт", "Социальная политика", "Молодежная политика и оздоровление детей", "Охрана окружающей среды", "Другие общегосударственные вопросы", "Связь и информатика", "Другие вопросы в области национальной экономики" (далее - объекты социальной инфраструктуры), приводит к дефициту объектов образования и здравоохранения и ведет к снижению качества жизни населения.

Основными проблемами социально-экономического развития исторического центра Санкт-Петербурга являются изношенность инженерных сетей и жилого фонда, возрастающая ветхость зданий и сооружений, представляющих историческую ценность, перегрузка транспортной инфраструктуры из-за концентрации маятниковых миграций населения, недостаточный уровень комфорта и безопасности городской среды, в том числе на основных туристических маршрутах. В пределах исторического центра Санкт-Петербурга можно выделить несколько крупных неэффективно используемых территорий, обладающих большим потенциалом повышения качества городской среды и создания новых центров туристического притяжения: комплекс "Апраксин двор", Синопская наб., территория, прилегающая к Александро-Невской лавре, западная часть Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, включая Ново-Адмиралтейский, Матисов и Галерный острова, юго-западная часть Васильевского острова. Градостроительная деятельность на территории исторического центра Санкт-Петербурга ограничена законодательством и требованиями ЮНЕСКО по сохранению объектов культурного наследия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»