ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 года N 591-ПП
О государственном экологическом надзоре в городе Москве
(с изменениями на 17 апреля 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 19 октября 2021 года на основании
постановления Правительства Москвы от 28 сентября 2021 года N 1492-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2018 года N 333-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.04.2018).
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "0 защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Порядок организации и осуществления государственного экологического надзора в городе Москве (приложение 1).
1.2. Административный регламент исполнения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора (приложение 2).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
к постановлению Правительства Москвы
от 24 августа 2017 года N 591-ПП
Порядок организации и осуществления государственного экологического надзора в городе Москве
(с изменениями на 17 апреля 2018 года)
1. Порядок организации и осуществления государственного экологического надзора в городе Москве устанавливает правила организации и осуществления государственного экологического надзора в городе Москве.
2. Государственный экологический надзор в городе Москве включает в себя федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории города Москвы, федеральный государственный охотничий надзор на территории города Москвы в части полномочий, переданных в соответствии с федеральным законодательством для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, региональный государственный надзор в области обращения с отходами (далее - региональный государственный экологический надзор в городе Москве).
При осуществлении регионального государственного экологического надзора в городе Москве в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" применяется риск-ориентированный подход.
(Абзац дополнительно включен с 29 апреля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2018 года N 333-ПП)
3. Государственный экологический надзор в городе Москве осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) на основании постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы".
4. Деятельность Департамента по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории города Москвы и по федеральному государственному охотничьему надзору на территории города Москвы, переданным в соответствии с федеральным законодательством для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Под региональным государственным экологическим надзором в городе Москве понимается деятельность Департамента, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
6. Региональный государственный экологический надзор осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы.
7. Департамент при осуществлении регионального государственного экологического надзора в установленном порядке взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами прокуратуры, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
8. Региональный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием расположенных на территории города Москвы объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
9. Региональный государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Департамента, являющимися государственными инспекторами города Москвы в области охраны окружающей среды (далее - государственные инспектора), перечень которых утверждается приказом Департамента, с привлечением экспертов и экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", в следующих формах:
9.1. Плановых проверок.
9.2. Внеплановых проверок.
9.3. Мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
9.4. Мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
10. Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании распоряжения о проведении проверки, оформленного по установленной форме и подписанного руководителем Департамента либо уполномоченным заместителем руководителя Департамента, в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядке.
Информация о проверках вносится в единый реестр проверок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок".
11. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся в виде:
11.1. Плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий, акваторий.
11.2. Наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
11.3. Исследований и измерений параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемой руководителем Департамента программой профилактики нарушений и включают в себя:
12.1. Размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
12.2. Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований Департамент подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в силу, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
12.3. Обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления в сфере регионального государственного экологического надзора и размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в целях недопущения таких нарушений.
12.4. Выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
13. При обнаружении в ходе регионального государственного экологического надзора нарушений обязательных требований государственный инспектор выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений с указанием сроков их выполнения и (или) о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; и при выявлении поводов и достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, возбуждает дело об административном правонарушении, а также при получении в установленном порядке сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
14. Привлечение к административной ответственности производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
15. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении регионального государственного экологического надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 г. N 146-ПП "О порядке разработки и утверждения в городе Москве административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов осуществления муниципального контроля".
16. Государственные инспектора при осуществлении регионального государственного экологического надзора пользуются правами, а также соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16(1). В целях применения Департаментом риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного экологического надзора в городе Москве используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты регионального государственного экологического надзора), подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
(Пункт дополнительно включен с 29 апреля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2018 года N 333-ПП)
16(2). Отнесение объектов регионального государственного экологического надзора к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора"
(Пункт дополнительно включен с 29 апреля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2018 года N 333-ПП)
17. Обжалование действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц Департамента и решений, принятых ими в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
к постановлению Правительства Москвы
от 24 августа 2017 года N 591-ПП
Административный регламент исполнения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора
(с изменениями на 17 апреля 2018 года)
1.1. Настоящий Административный регламент исполнения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора в городе Москве (далее - государственная функция) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению государственной функции, а также порядок взаимодействия с органами государственной власти, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями при исполнении государственной функции (далее - Регламент).
1.2. Исполнение государственной функции осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) на основании Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы".
1.3. В целях, связанных с исполнением государственной функции, используются документы и информация, обрабатываемые, в том числе посредством межведомственного запроса, с использованием межведомственного информационного взаимодействия с:
1.3.1. Федеральной налоговой службой.
1.3.2. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
1.3.3. Федеральным агентством водных ресурсов.
1.3.4. Федеральным агентством по недропользованию.
1.3.5. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
1.4. При организации и проведении проверок запрашиваются и получаются на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информация, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, указанных в пункте 1.6 настоящего Регламента, и предоставление указанных сведений предусмотрено федеральным законом.
Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
1.5. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с: