ПРИКАЗ
от 6 июля 2016 года N 389
Об утверждении регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов
В целях совершенствования организации планирования деятельности Росприроднадзора по обеспечению государственного контроля и надзора в области природопользования и охраны окружающей среды (далее - контрольно-надзорная деятельность), а также контроля за соблюдением лицензионных требований
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов (далее - Регламент).
2. Заместителям руководителя Росприроднадзора, начальникам структурных подразделений центрального аппарата и руководителям территориальных органов Росприроднадзора принять Регламент к руководству и исполнению.
3. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата Росприроднадзора оказывать территориальным органам методическое руководство при осуществлении планирования контрольно-надзорной деятельности.
4. Управлению государственного экологического надзора обеспечить сбор, свод и корректировку проектов планов контрольно-надзорной деятельности территориальных органов Росприроднадзора с участием Управления государственного геологического надзора, надзора в сфере особо охраняемых природных территорий и охоты в порядке, установленном Регламентом, а также обеспечить своевременное размещение утвержденных планов контрольной надзорной деятельности на официальном сайте Росприроднадзора.
5. Признать утратившим силу приказ Росприроднадзора от 16.07.2012 N 363 "Об утверждении Временного регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов" и приказ Росприроднадзора от 17.12.2012 N 680 "О внесении изменений во Временный регламент организации планирования контрольно надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
А.Г.Сидоров
Регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов
1. Регламентация планирования контрольно-надзорной деятельности обусловлена основной задачей Росприроднадзора - обеспечением комплексного государственного контроля (надзора) за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды.
2. Регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов (далее - Регламент) разработан в целях методического обеспечения планирования деятельности Росприроднадзора по государственному контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды, планирования лицензионного контроля в рамках компетенции Росприроднадзора, а также в целях планирования бюджетных расходов на обеспечение контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение о Росприроднадзоре) и Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426.
3. Данный документ не регламентирует планирование ведомственного контроля за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций, осуществляемого Росприроднадзором во исполнение пункта 6.4 Положения о Росприроднадзоре, а также планирование осуществления контроля и надзора в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемого Росприроднадзором во исполнение пункта 5.2.4 Положения о Росприроднадзоре.
4. Настоящий Регламент устанавливает единые подходы к планированию контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
5. Основными принципами организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов являются:
5.1. Планирование контрольно-надзорных мероприятий строго в соответствии с полномочиями, определенными в пункте 5.1 Положения о Росприроднадзоре, требованиями Закона N 294-ФЗ и Закона N 99-ФЗ.
5.2. Планирование путем составления ежегодных планов контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и территориальных органов.
5.3. Организация планирования контрольно-надзорных мероприятий на основе единых подходов и методологии согласно действующему законодательству, обеспечение единого формата планов и порядка их согласования и утверждения.
5.4. Планирование расходов на плановые и внеплановые контрольно-надзорные мероприятия (подготовка финансово-экономических обоснований к ежегодным планам с учетом внеплановых контрольно-надзорных мероприятий).
5.5. Обеспечение информационного доступа к планам контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзора и его территориальных органов путем их размещения на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет".
5.6. Скоординированность действий по планированию с иными контрольными (надзорными) органами.
5.7. Обязательность применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, учитывая, что согласно статье 8.1 Закона N 294-ФЗ данный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю (надзору) определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
При этом учтено, что федеральный государственный экологический надзор, согласно пункту 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426, осуществляется в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
6. Для целей настоящего Регламента используются следующие понятия:
6.1. Объекты надзора - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
К объектам лицензионного контроля относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели (лицензиаты), имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. При планировании контрольно-надзорных мероприятий на очередной плановый период (год) в приоритетном порядке в проекты планов включаются лицензиаты, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, включенные в перечни, предусмотренные пунктом 6 статьи 65 Закона N 7-ФЗ.
К объектам морского надзора относятся юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с частью 6 статьи 65 закона N 7-ФЗ, во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на береговой линии в границах территории, примыкающей к морю, в устьевых областях рек, впадающих в моря (устьевые участки рек с частью их бассейна и устьевым взморьем), в пределах водоохранных зон морей, их прибрежных защитных полос, морских и речных портов и земельных участков прибрежных полос, занятых используемыми ими или принадлежащими им объектами хозяйственной и иной деятельности, оказывающих влияние на состояние морской среды, а также являющиеся водопользователями.
6.2. Контрольно-надзорная деятельность (далее - КНД) - совокупность действий должностных лиц Росприроднадзора, связанных с организацией и проведением проверок объектов надзора на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе проверок лицензионных требований, при осуществлении объектами надзора хозяйственной и иной деятельности.
6.3. План КНД Росприроднадзора/территориального органа Росприроднадзора - ежегодный план проведения плановых проверок, формируемый в соответствии со статьей 9 Закона N 294-ФЗ (далее - план, планы КНД) и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.
7. Территориальные органы Росприроднадзора (далее - ТО) - департаменты Росприроднадзора по федеральным округам (далее - департаменты), управления Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации (далее - управления) и межрегиональные морские управления Росприроднадзора (далее - морские управления), а также центральный аппарат Росприроднадзора (далее - ЦА) осуществляют планирование контрольно-надзорной деятельности в соответствии с настоящим Регламентом по соответствующей форме (приложение 1 к настоящему Регламенту) и в сроки, указанные в Графике планирования (приложение 2 к настоящему Регламенту).
8. При формировании планов необходимо учитывать следующие особенности:
8.1. В отношении объекта надзора, являющегося членом саморегулируемой организации, контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с частью 10 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
8.2. Государственный контроль (надзор), в том числе в части планирования, на территориях опережающего социально-экономического развития осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами с учетом требований и особенностей, установленных Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".
8.3. Плановые проверки в рамках исполнения Росприроднадзором и его территориальными органами функций государственного земельного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подлежат включению в Планы КНД.
8.4. Основанием для включения плановой проверки объекта надзора (объекта морского надзора) в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
8.5. Планирование лицензионного контроля в сфере компетенции Росприроднадзора осуществляется в рамках планирования КНД Росприроднадзора, при этом обеспечивается выполнение требований статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:
1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.
8.6. При планировании проверки каждого объекта надзора учитывается комплексность проверки соблюдения им требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также соблюдения лицензионных требований в пределах компетенции Росприроднадзора, в том числе ТО планируют участие подведомственных Росприроднадзору федеральных бюджетных учреждений (организаций) в плановых проверках.
Проекты планов КНД ТО, до направления в департаменты и/или ЦА, подлежат согласованию в недельный срок с директорами подведомственных Росприроднадзору федеральных бюджетных учреждений, которые планируют участие в проверках в очередном плановом периоде.
8.7. Если в отношении объекта надзора планируется не только соблюдение требований действующего законодательства, но и проверка лицензионных требований, в графе "Цель проведения проверки" плана делается соответствующая запись ("Федеральный государственный экологический надзор. Соблюдение хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, соблюдение лицензионных требований").
8.8. Если в отношении объекта надзора планируется не только соблюдение требований действующего законодательства, но и мероприятия по морскому надзору, в графе "Цель проведения проверки" плана делается соответствующая запись ("соблюдение требований международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации").
При планировании морского надзора в обязательном порядке планируется участие подведомственных Росприроднадзору федеральных бюджетных учреждений - дирекций по техническому обеспечению надзора на море.
8.9. Управления планируют осуществление проверок в отношении объектов надзора, которые осуществляют свою деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, а также в отношении объектов морского надзора в рамках установленных управлению полномочий.
8.10. Морские управления и Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу планируют осуществление проверок в отношении объектов морского надзора в рамках установленных морскому управлению и Департаменту полномочий.
8.11. Департаменты Росприроднадзора планируют осуществление проверок в отношении объектов надзора, которые осуществляют свою деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, а также на территориях нескольких субъектов Российской Федерации в границах соответствующего федерального округа (юридические лица, имеющие филиалы и/или представительства, обособленные структурные подразделения, далее - вертикально-интегрированные компании или ВИК) в рамках установленных полномочий.
8.12. Проверки в отношении ВИК, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких федеральных округов, в том числе в случае отнесения такого ВИК к объектам морского надзора, включаются в планы КНД управлений, морских управлений или департаментов только по согласованию с ЦА.
8.13. ЦА осуществляет планирование контрольно-надзорной деятельности по всем видам контроля и надзора в отношении любого из объектов надзора, включенных в планы ТО путем планирования непосредственного участия в проверках ТО.
В случае если ЦА принимает решение об участии в проверке ВИК, в том числе на основании предложений ТО, то включение проверок данного юридического лица, его филиалов (и/или представительств, обособленных структурных подразделений) в проекты планов ТО согласовывается ЦА.
8.14. В план включаются как выездные, так и документарные плановые проверки. При этом в соответствующей графе плана указывается буквенно: "В" или "Д".
8.15. Сроки проведения проверок регламентированы статьей 13 Закона N 294-ФЗ, при этом:
8.15.1. Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
8.15.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 Закона N 294-ФЗ, может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
8.15.3. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
8.15.4. Срок проведения каждой из проверок в отношении объекта надзора, который осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации (ВИК), устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
9. Планы КНД готовятся на основании соответствующих перечней, предусмотренных частью 6 статьи 65 Закона N 7-ФЗ.