Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

     

     

     МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 5 апреля 2017 года N 156

Об утверждении Порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга



В соответствии со статьей 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2016, N 1, ст.75) и подпунктом 5.2.106 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325, N 25, ст.3811, N 28, ст.4741, N 29, ст.4816, N 38, ст.5564, N 39, ст.5658, N 49, ст.6904),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 340 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга" (зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2015 г., регистрационный N 38815).

Министр
С.Е.Донской


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

30 июня 2017 года,

регистрационный N 47257

УТВЕРЖДЕН
приказом
 Минприроды России
от 5 апреля 2017 года N 156

     
Порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга

     

     

     

     

          I. Общие положения

1. Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений (с использованием наземных и (или) дистанционных методов) за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

________________

Статья 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2016, N 1, ст.75).

2. Государственный лесопатологический мониторинг (далее - ГЛПМ) является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Целями ГЛПМ являются своевременное обнаружение, анализ, оценка и прогноз изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.

4. Проведение ГЛПМ обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) на организацию защиты лесов.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 52, ст.6236; 2009, N 52, ст.6441; 2010, N 1, ст.54, N 30, ст.4590; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 52, ст.6971, ст.6980; 2014, N 11, ст.1092, N 26, ст.3377; 2015, N 27, ст.3997, N 29, ст.4359; 2016, N 1, ст.75, N 26, ст.3875, ст.3887).

5. Уполномоченные органы, осуществляющие ГЛПМ, на безвозмездной основе получают от органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, имеющиеся у них сведения о состоянии лесов и неблагоприятных факторах; сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов; таксационные описания на электронных и бумажных носителях с приложением актуальных планов лесонасаждений и лесоустроительных планшетов; лесные планы, лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков); проекты освоения лесов; материалы по отводу лесосек и иную информацию, которая может повлиять на санитарное и лесопатологическое состояние лесов.

________________

Статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 11, ст.1261; 2011, N 1, ст.54, N 27, ст.3880; 2015, N 27, ст.3997).

6. Источниками информации для осуществления ГЛПМ являются:

а) данные дистанционного зондирования Земли;

б) сведения федеральных органов исполнительной власти;

в) сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, в том числе данные, полученные в результате лесопатологических обследований;

г) данные государственного лесного реестра;

д) сообщения граждан, юридических лиц и средств массовой информации;

е) иные источники информации о состоянии лесов и их количественных и качественных характеристиках.

7. К наземным методам осуществления ГЛПМ относятся следующие способы проведения ГЛПМ:

а) регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

б) выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов;

в) выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

г) инвентаризация очагов вредных организмов;

д) экспедиционные обследования;

е) оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов, в том числе по актам лесопатологических обследований.

8. К дистанционным методам осуществления ГЛПМ относятся дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов.

9. Погрешность определения показателей санитарного и лесопатологического состояния лесов зависит от зоны лесопатологической угрозы:

________________

Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 1 "Об утверждении Порядка лесозащитного районирования" (зарегистрирован Минюстом России 30.01.2017 N 45471).

а) зона сильной лесопатологической угрозы - не более 10%;

б) зона средней лесопатологической угрозы - не более 15%;

в) зона слабой лесопатологической угрозы - не более 20%.

10. Основными результатами ГЛПМ являются составляемые уполномоченными органами:

а) реестр лесных участков, занятых поврежденными и погибшими лесными насаждениями в разрезе лесничеств и лесопарков (ежемесячно);

б) реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по защите лесов в разрезе лесничеств и лесопарков (ежемесячно);

в) реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (ежемесячно);

г) реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, не отнесенных к карантинным объектам (ежемесячно);

д) реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (ежегодно до 1 ноября текущего года);

е) прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации (один раз в шесть месяцев);

ж) обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Российской Федерации и в целом по России (ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным).

11. Уполномоченный орган, осуществляющий ГЛПМ, размещает результаты ГЛПМ на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

II. Регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов

12. Основной задачей проведения регулярных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов (далее - регулярные наземные наблюдения) является сбор данных о динамике изменения состояния лесов для осуществления прогноза и своевременное обнаружение отклонений в санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

13. Регулярные наземные наблюдения должны осуществляться на постоянных пунктах наблюдения, которые характеризуют определенную группу лесотаксационных выделов (типологическая группа) по следующим показателям:

а) главная порода или группа видов, составляющих данную породу;

б) доля главной породы в составе древостоя;

в) возрастная группа древостоя;

г) группа относительной полноты древостоя;

д) группа бонитета.

14. Совокупная площадь типологических групп должна составлять не менее 80% от покрытой лесом площади.

15. Постоянный пункт наблюдений представляет собой размерную пробную площадь с индивидуальным описанием и маркировкой всех деревьев основного полога (включая 1, 2 и 3 ярусы, если они имеются) на покрытой лесом площади.

16. Минимальное количество живых деревьев первого яруса главной породы на постоянном пункте наблюдений должно составлять 30 экземпляров.

17. Центр постоянного пункта наблюдений должен находиться не ближе 50 м от края таксационного выдела, за исключением типологических групп, образованных мелкими выделами линейной формы.

18. На основе материалов распределения типологических групп по площади должны исключаться незначительные по площади типологические группы с преобладанием малоценных пород и труднодоступные лесные насаждения.

19. Из совокупности выделов каждой наблюдаемой типологической группы выбирается не менее трех выделов, в которых планируется размещение постоянных пунктов наблюдений. Выделы для постоянного пункта наблюдений отбираются таким образом, чтобы их количество и пространственное размещение обеспечивало доступность и равномерное покрытие типологической группы сетью постоянных пунктов наблюдения. Площадь таксационного выдела для размещения постоянного пункта наблюдения должна составлять не менее 1 га.

20. Регулярные наземные наблюдения проводятся только во время вегетационного периода, характерного для лесорастительной зоны или лесного района.

21. Периодичность осуществления регулярных наземных наблюдений на одном и том же постоянном пункте наблюдения определяется в зависимости от зоны лесопатологической угрозы:

а) зона сильной лесопатологической угрозы - не реже 1 раза в 2 года;

б) зона средней лесопатологической угрозы - не реже 1 раза в 3 года;

в) зона слабой лесопатологической угрозы - не реже 1 раза в 5 лет.

22. Результаты регулярных наземных наблюдений на постоянных пунктах наблюдения одной типологической группы распространяются на всю площадь соответствующей типологической группы.

23. Не допускается закладывать постоянный пункт наблюдений на лесных участках, назначенных в рубку для заготовки древесины, а также в рубку в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.

24. Результатом регулярных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов является оценка динамики состояния лесных насаждений по типологическим группам для прогноза санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации.

III. Выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов

25. Задачей выборочных наблюдений за популяциями вредных организмов (далее - выборочные наблюдения) является сбор данных о состоянии популяций вредных организмов, оценка их динамики и прогнозирование угрозы повреждения лесов.

26. Выборочные наблюдения осуществляются путем учета численности вредных организмов и определения фазы развития наблюдаемых популяций вредных организмов. Учёт численности вредных организмов представляет собой процесс подсчёта количества особей вредных организмов на учётных единицах (модельных деревьях, ветвях, кустарниках, палетках (участках подстилки, оголенного минерального слоя) площадью 1 дм, 1 м, 1 га, длиной 1 погонный метр, массой 100 г хвои (листвы), 100 точек роста, получения качественной и количественной характеристики популяций вредных организмов и анализа полученной информации.

27. Выборочные наблюдения организуются и ежегодно проводятся на пунктах детального надзора, расположенных на постоянных маршрутных ходах, заложенных на лесных участках, где установлено наличие постоянного скопления вредных насекомых видов, отнесенных к особо опасным вредным организмам, в период стабильно низкой численности популяции вредных насекомых или в лесах, наиболее пригодных для образования первичных очагов вредных организмов.

28. Выборочные наблюдения зависят от вида вредного организма, условий произрастания его кормовой породы и иных факторов, значимых для определения характеристик наблюдаемых популяций.