ПРИКАЗ
от 4 августа 2015 года N 340
Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга
____________________________________________________________________
Утратил силу с 14 июля 2017 года на основании
приказа Минприроды России от 5 апреля 2017 года N 156
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2011, N 48, ст.6732; 2014, N 11, ст.1092) и подпунктом 5.2.56_8 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; 2012, N 28, ст.3905; 2014, N 46, ст.6370)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 9 июля 2007 года N 174 "Об утверждении Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга" (зарегистрирован в Минюсте России 23 июля 2007 года, регистрационный N 9880).
Министр
С.Е.Донской
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 сентября 2015 года,
регистрационный N 38815
Порядок организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга
1. Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и включает в себя сбор, анализ и использование информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам.
2. Целями государственного лесопатологического мониторинга являются своевременное обнаружение, оценка и прогноз изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.
3. Проведение государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 30, ст.3599, 3616, N 52, ст.6236; 2009, N 11, ст.1261, N 52, ст.6441; 2011, N 1, ст.54, N 30, ст.4590, N 48, ст.6732; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 52, ст.6961, 6971, 6980; 2014, N 11, ст.1092, N 26, ст.3377, ст.3386, N 30, ст.4251) на организацию защиты лесов.
4. Уполномоченные органы, осуществляющие государственный лесопатологический мониторинг, на безвозмездной основе получают от уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений имеющиеся у них сведения о состоянии лесов и неблагоприятных факторах; сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов; таксационные описания на магнитных и бумажных носителях; лесные планы, регламенты лесничеств; проекты освоения лесов; материалы по отводу лесосек.
5. Источниками информации для осуществления государственного лесопатологического мониторинга являются:
- данные дистанционного зондирования Земли;
- сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, в том числе данные, полученные в результате лесопатологических обследований;
- данные государственного лесного реестра;
- сведения федеральных органов исполнительной власти;
- сообщения граждан, юридических лиц и средств массовой информации.
6. Способами осуществления государственного лесопатологического мониторинга являются:
- регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;
- выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов;
- дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;
- выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;
- инвентаризация очагов вредных организмов;
- экспедиционные обследования;
- оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов.
7. Точность определения показателей санитарного и лесопатологического состояния лесов зависит от зоны лесопатологической угрозы:
- зона сильной лесопатологической угрозы не более 10%;
- зона средней лесопатологической угрозы не более 20%;
- зона слабой лесопатологической угрозы не более 30%.
8. Основной целью регулярных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов является своевременное обнаружение опасных отклонений в санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
9. Регулярные наземные наблюдения осуществляются на постоянных пунктах наблюдений, размещенных с учетом выделенных однородных групп (страт) лесных участков с площадью не менее 80% от покрытой лесом площади лесного участка, сходных по древесным породам, участию главной породы в составе древостоя, возрастной группе древостоя, полноте и (или) бонитету.
10. Постоянным пунктом наблюдений является часть предварительно-выбранного, типичного для страты таксационного выдела площадью не менее 1 га, привязанного к лесному кварталу, выделу. Постоянный пункт наблюдений представляет собой размерную круговую пробную площадь с индивидуальным описанием и маркировкой всех деревьев основного полога (включая 1, 2 и 3 ярусы, если они имеются). Минимальное количество живых деревьев первого яруса главной породы на постоянном пункте наблюдений составляет 30 экземпляров. Граница постоянного пункта наблюдений должна проходить не ближе 50 м от края таксационного выдела. Центром постоянного пункта наблюдений выбирается любое живое дерево первого яруса. Минимальным набором данных для закладки постоянного пункта наблюдений на лесном участке являются: место проведения работ, таксационная характеристика лесного участка, размер пробной площади, географические координаты её центра. Для описания каждого дерева на постоянном пункте наблюдений используются его номер, порода, ярус, диаметр, высота, категория состояния, признаки и причины повреждения.
11. Для распределения постоянных пунктов наблюдений проводится предварительное расслоение (стратификация) совокупности выделов, составляющих покрытую лесом площадь.
12. Основными таксационными показателями, по которым проводится стратификация, являются:
- главная порода или группа видов, составляющих данную породу;
- доля главной породы в составе древостоя;
- возрастная группа древостоя с учётом установленного возраста рубок;
- группа относительной полноты древостоя;
- группа бонитета.
13. Площадь ведения государственного лесопатологического мониторинга регулярным наземным методом принимается равной площади леса, на которой была проведена стратификация.
14. Из совокупности выделов каждой наблюдаемой страты выбирается не менее трех выделов, в которых планируется размещение постоянного пункта наблюдений. Выделы для постоянного пункта наблюдений отбираются таким образом, чтобы их количество и пространственное размещение обеспечивало доступность и равномерное покрытие страты.
15. Не допускается закладывать постоянный пункт наблюдений на лесных участках, назначенных в рубку для заготовки древесины.
16. Периодичность осуществления регулярных наземных наблюдений определяется в зависимости от зоны лесопатологической угрозы:
- зона сильной лесопатологической угрозы - раз в 2 года;
- зона средней лесопатологической угрозы - раз в 3 года;
- зона слабой лесопатологической угрозы - не реже 1 раза в 5 лет.
17. Целью выборочных наблюдений является:
- получение данных, позволяющих оценивать численность вредителей (распространенность болезней) на начальных стадиях развития очага;
- определение начала увеличения популяции вредных организмов;
- в совокупности с другими материалами государственного лесопатологического мониторинга прогнозирование угрозы повреждения лесов.
18. Выборочные наблюдения за вредными организмами осуществляются путем учета численности вредных организмов и определении динамики характеристик наблюдаемых популяций. Учёт численности вредных организмов представляет собой процесс подсчета популяций вредных организмов на модельных деревьях, ветвях, в лесной подстилке или почве, анализа и получения качественной и количественной характеристики популяций вредных организмов.
19. Выборочные наблюдения организуются и ежегодно проводятся на постоянных маршрутных ходах, заложенных в резервациях особо опасных видов вредных организмов или в лесах, наиболее пригодных для образования первичных очагов вредных организмов.
20. Выборочные наблюдения зависят от вида вредного организма, условий произрастания его кормовой породы и иных факторов, значимых для определения характеристик наблюдаемых популяций.
21. Дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов представляют собой постоянный мониторинг лесов с использованием космических и авиационных снимков, лесопатологической таксации, с применением воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов (далее - авиалесопатологическая таксация) в случае возникновения массовых повреждений лесов (более 1 тыс.га в зоне сильной лесопатологической угрозы, 10 тыс.га - в средней, 100 тыс.га - в слабой) и в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях. Основной целью дистанционных наблюдений является своевременное обнаружение опасных отклонений от норм санитарного и лесопатологического состояния лесов, а также предварительная оценка размеров повреждений лесов с использованием данных дистанционного зондирования Земли.
22. В рамках дистанционных наблюдений осуществляются: выявление участков гибели и повреждения насаждений, уточнение фактических границ участков гибели и повреждения насаждений, а также предварительная оценка состояния лесов.
23. При осуществлении дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, масштаб (пространственное разрешение) авиационной и (или) космической съемки, вид изображений, спектральное разрешение, время и периодичность съемки, установление порядка получения материалов съемки, необходимых технических и программных средств для их обработки и анализа определяются в зависимости от причин и площади гибели и повреждения лесов.
24. По результатам дистанционных наблюдений проводится дешифрирование материалов (дистанционного зондирования Земли) визуальным (глазомерным или аналитическим), измерительным, автоматическим, а также комплексным (аналитико-измерительным или автоматизированным) методами.
25. Не менее 5% данных по санитарному и лесопатологическому состоянию лесов, полученных в результате дистанционных наблюдений, проходят верификацию по данным выборочных наземных наблюдений.
26. Технологические операции предварительной обработки снимков зависят от вида съемки и определяются спецификой конкретных данных и применяемых алгоритмов последующей тематической обработки.
27. Авиалесопатологическая таксация выполняется подготовленными специалистами-лесопатологами, в том числе при участии летчика-наблюдателя. При авиалесопатологической таксации специалистами-лесопатологами используются топографические карты, спутниковая навигация и программные продукты, обеспечивающие пространственную привязку контуров лесных насаждений. На карту наносятся следующие объекты: лесные насаждения, в которых наиболее вероятно нахождение резерваций и возникновение вспышек массового размножения опасных вредителей леса, вырубки, гари и прочие опознаваемые ориентиры внутри таких лесных насаждений. Планирование полетов осуществляется по топографической карте с нанесенными на нее объектами, опознаваемыми с воздуха.
28. Степень повреждения полога древостоев хвое- и листогрызущими вредителями при авиалесопатологической таксации определяется по шкале:
- слабая - при потере хвои (листвы) до 25%;
- средняя - до 50%;
- сильная - до 75%;
- сплошная - свыше 75%.
29. Степень усыхания лесов при авиалесопатологической таксации определяется по проценту усыхающих и сухостойных деревьев в них, с ошибкой не более 20%.
30. Предельно малой нормой, подлежащей выявлению поврежденных лесных насаждений при авиалесопатологической таксации может считаться:
- повреждение полога хвоегрызущими не более 25%;
- наличие усыхающих деревьев и свежего сухостоя не более 10%;
- наличие сухостоя прошлых лет не более 20%;
- ветровалы и свежие гари не более 10 га.