ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2017 года N 134-ПП
О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП
В целях приведения показателей Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" в соответствие с Законом города Москвы от 23 ноября 2016 г. N 42 "О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" по состоянию на 1 января 2017 г., а также в целях уточнения показателей Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" в соответствии с кассовым исполнением за отчетный финансовый год Правительство Москвы
постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП, от 4 сентября 2012 г. N 454-ПП, от 16 июля 2013 г. N 467-ПП, от 22 апреля 2014 г. N 206-ПП, от 8 апреля 2015 г. N 168-ПП, от 7 октября 2016 г. N 649-ПП):
1.1. В названии и пункте 1 постановления слова "на 2012-2018 годы" исключить.
1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
По состоянию на 1 января 2017 г.
Государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")"
Наименование Государственной программы города Москвы | Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") | ||||||||||||
Цель Государственной программы города Москвы | Создание средствами образования условий для формирования личной успешности жителей города Москвы | ||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | N | Наименование конечного результата | Единица измерения | 2010 год Факт | 2011 год Факт | 2012 год Факт | 2013 год Факт | 2014 год Факт | 2015 год Факт | 2016 год Факт | 2017 год Прогноз | 2018 год Прогноз | 2019 год Прогноз |
1 | Доля жителей города Москвы, давших позитивную оценку работы сферы образования в ходе социологического исследования "Образование Москвы", проводимого Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы | процентов | X | X | 44 | 47 | 48 | 52 | 53 | 54 | 55 | 55 | |
2 | Доля государственных образовательных организаций города Москвы, в которых созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными возможностями здоровья, из числа государственных образовательных организаций города Москвы, где такие условия требуются | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
3 | Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования | процентов | 0 | 0 | 0 | 27 | 55 | 80 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
4 | Количество мест в построенных и реконструированных объектах системы образования города Москвы нарастающим итогом | тысяч единиц | 11,1 | 17,4 | 33,4 | 44,7 | 55,3 | 69,3 | 81,72 | 103,39 | 116,00 | 118,00 | |
5 | Доля детей жителей города Москвы 3-7 лет, получающих услуги дошкольного образования в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образования | процентов | 85,0 | 87,5 | 91,5 | 99,7 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
6 | Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, использующих социокультурную среду города Москвы и осуществляющих сетевое взаимодействие с организациями культуры, науки, образования, бизнеса, производственной сферы, расположенными в городе Москве, в реализации образовательных программ | процентов | 5 | 10 | 25 | 40 | 60 | 80 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
7 | Позиция города Москвы по сравнению с другими городами-миллионниками России по результатам ЕГЭ (ГИА) по русскому языку | Место среди городов- | X | X | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8 | Позиция города Москвы по сравнению с другими городами-миллионниками России по результатам ЕГЭ (ГИА) по математике | Место среди городов- | X | X | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Обеспечение высокого качества образования на всех уровнях. | ||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития | ||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент образования города Москвы | ||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, |
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | Наименование Государственной программы города Москвы | Источники финансирования | Расходы (тыс. рублей) | ||||||||||
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год Прогноз | 2018 год Прогноз | 2019 год Прогноз | Итого | |||
Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") | Всего: | X | X | 351991196,4 | 382858963,3 | 413364137,7 | 475265609,9 | 496470693,2 | 517733605,3 | 510488840,8 | 510409852,6 | 3658582899,2 | |
бюджет города Москвы | 175893594,3 | 221436597,1 | 248282732,8 | 245322506,8 | 251601732,4 | 242726021,6 | 254932207,9 | 276209118,0 | 268964353,5 | 268885365,3 | 2056924038,3 | ||
средства федерального бюджета | X | X | 53753559,0 | 69989343,1 | 76575785,3 | 118853902,8 | 120577808,0 | 120563810,0 | 120563810,0 | 120563810,0 | 801441828,2 | ||
средства юридических и физических лиц | X | X | 49954904,6 | 67547113,4 | 85186620,0 | 113685685,5 | 120960677,3 | 120960677,3 | 120960677,3 | 120960677,3 | 800217032,7 | ||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012 |
Состояние системы образования в городе Москве характеризуется следующими параметрами:
- доступность образовательных услуг для детей и молодежи в городе Москве, включая состояние сети государственных образовательных организаций и их ресурсное обеспечение;
- качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных типов и форм собственности;
- кадровый состав педагогических, руководящих работников и других работников сферы образования.
К началу 2011 года на территории города Москвы действовало 4008 государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Однако эффективность их деятельности, качество предоставляемых услуг были различны.
В деятельность по социализации детей и молодежи к началу реализации Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") (далее - Государственная программа) были включены городские и федеральные организации культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики. Так, около четверти учащихся общеобразовательных организаций (далее - также школы) посещали музыкальные или художественные школы, театральные кружки, спортивные секции. Однако эффективному взаимодействию организаций различных ведомств мешали недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего образования города Москвы использовался далеко не в полной мере.
Услуги дошкольного образования в 2010-2011 учебном году получали более 363 тыс. детей. Очередь в государственные дошкольные образовательные организации, составлявшую в ноябре 2010 года свыше 30 тыс. человек, удалось снизить в мае 2011 года до 700 человек за счет создания дополнительных мест в действующих государственных дошкольных образовательных организациях города Москвы и мер по перепрофилированию неэффективно используемых помещений. Однако эти резервы были практически исчерпаны.
К началу программного периода в 1515 государственных и в 146 частных общеобразовательных организациях обучались свыше 770 тыс. человек. Однако серьезной проблемой являлось неравномерное распределение по районам города Москвы государственных образовательных организаций, реализующих на качественном уровне основные общеобразовательные программы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
В этой связи была поставлена задача обеспечения жителей города Москвы в районе их проживания широким спектром образовательных услуг, соответствующих возрастающим запросам московских семей. Механизмом решения данной задачи стало объединение отдельных образовательных организаций в крупные образовательные комплексы, предоставляющие услуги в сфере дошкольного, общего, дополнительного и даже среднего профессионального образования.
Таким образом, в городе Москве с целью обеспечения преемственности образовательных программ, успешной социализации детей, плавности и бесстрессовости перехода с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования на основе совместных заявок от государственных образовательных организаций города Москвы была проведена реорганизация государственных образовательных организаций города Москвы. С учетом проведенных преобразований были созданы крупные образовательные комплексы. Почти 90% всех государственных общеобразовательных организаций города Москвы имеют в своей структуре дошкольные группы.
В 2011 году система дополнительного образования в городе Москве характеризовалась следующими параметрами. Более 500 государственных организаций дополнительного образования детей, в том числе 155 организаций Департамента образования города Москвы, работали более чем с 340 тыс. обучающихся. Более 600 тыс. обучающихся занимались по дополнительным общеобразовательным программам в государственных общеобразовательных организациях города Москвы. При этом согласно данным мониторингов, более 50% обучающихся не посещали кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, как правило, прерывают траектории дополнительного образования, переключаясь на подготовку к поступлению в образовательные организации высшего образования (далее также - вуз, высшее учебное заведение). Сеть государственных организаций дополнительного образования характеризовалась неравномерным распределением по территории города Москвы - в 44 районах отсутствовали организации данного типа (показатель варьировался от одной государственной организации дополнительного образования в Центральном административном округе города Москвы до 11 в Восточном административном округе города Москвы).
Ведомственная разобщенность долгое время не позволяла создать общую систему учета обучающихся и образовательных программ, реализуемых различными организациями. В этой связи с 1 сентября 2015 г. в городе Москве введен консолидированный учет обучающихся по программам дополнительного образования детей, а также занимающихся в государственных, муниципальных и частных организациях спортивной направленности. Новая система позволила определить реальную численность детей в дополнительном образовании вне зависимости от того, принадлежит организация к частному или государственному сектору. В 2016-2017 учебном году дополнительными образовательными программами было охвачено свыше 920 тыс. человек, в том числе в государственных организациях дополнительного образования и государственных общеобразовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обучается более 800 тыс. человек.
С 1 июля 2012 г. к городу Москве была присоединена значительная территория, столичная система образования пополнилась 105 образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы и дополнительные образовательные программы. Общая численность обучающихся системы образования города Москвы увеличилась более чем на 30 тыс. человек. Отсутствие на протяжении длительного времени капитальных и текущих ремонтов зданий, в которых расположены государственные образовательные организации города Москвы, расположенные в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы, устаревшая материально-техническая база, невовлеченность ранее в процессы, направленные на повышение эффективности деятельности, сильно тормозили поступательное развитие государственных образовательных организаций города Москвы. В настоящее время ситуация выравнивается, заметное отставание сокращено, общеобразовательные организации Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы стали полноправными участниками всех процессов развития, происходящих в столичной системе образования.
Следует отметить, что город Москва - лидер среди субъектов Российской Федерации по масштабу системы среднего профессионального образования. В 2010-2011 учебном году в 145 государственных профессиональных образовательных организациях (далее также - колледжи) обучались более 110 тыс. человек, в том числе в 90 колледжах Департамента образования города Москвы - 80 тыс. человек. Укрепление материально-технической базы, модернизация инфраструктуры и кадрового состава государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы, а также объединение отдельных государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы по направлениям ключевых сфер экономики и социальной сферы города Москвы в отраслевые учебно-производственные объединения, позволили в условиях сокращения числа выпускников 9-х и 11-х классов обеспечить стабильную численность выпускников общеобразовательных организаций, продолжающих обучение в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы.
В 2012 году система среднего профессионального образования, подведомственная Департаменту образования города Москвы, пополнилась 13 федеральными колледжами, численность обучающихся выросла до 103,4 тыс. человек.
В 2016-2017 учебному году в колледжах осуществляется обучение по наиболее востребованным 64 профессиям и 110 специальностям по программам профессиональной подготовки и программам подготовки специалистов среднего звена. Кроме того по 25 программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих осуществляется обучение лиц с ограниченными возможностями, обусловленными состоянием здоровья, не имеющих основного общего образования.
Профессиональные образовательные организации представляют собой многоуровневые и многопрофильные образовательные организации, реализующие широкий спектр непрерывных интегрированных образовательных программ.
Развитие бизнеса и производства ставят перед системой среднего профессионального образования важную задачу приведения количества и профильного состава выпускников в соответствие с запросами рынка труда. Правительство Москвы принимает меры к увеличению доли выпускников, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования, сертифицированные (то есть подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям к специалистам, устанавливаемым работодателями) с участием объединений работодателей.
С целью повышения качества образовательных услуг, востребованности выпускников и подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики создаются отраслевые учебно-производственные объединения, объединяющие потенциал колледжей, вузов, крупных работодателей.
С начала реализации Государственной программы в системе профессионального образования активизировались интеграционные процессы, призванные вывести колледжи на новый уровень развития, сформировать предложение новых современных образовательных программ, повысить степень востребованности выпускников, обеспечить более тесное взаимодействие с работодателями. В сознание московских семей уже пришло понимание, что продолжение образования не в вузе, а в столичном колледже - достойный выбор траектории развития молодого москвича. Свидетельством тому является не только ежегодный рост желающих поступить в профессиональные образовательные организации, но и уже не единичные случаи реорганизации школ путем присоединения к наиболее сильным и успешным колледжам в качестве их структурных подразделений.
Вместе с тем, в ближайшее время в связи с последствиями демографического спада конца 1990-х - начала 2000-х годов в системе профессионального образования, как и в высшем образовании, следует ожидать определенного профицита мест.
По охвату высшим образованием город Москва один из мировых лидеров. Около 1 миллиона студентов обучаются в 82 государственных образовательных организациях высшего образования, в том числе в 5 государственных образовательных организациях высшего образования города Москвы, и в 120 частных образовательных организациях высшего образования. В городе Москве обучаются более 300 тыс. человек из других субъектов Российской Федерации, в том числе более 40% из них - из Московской области. При этом 48% студентов московских вузов обучаются по очной форме обучения. Почти 90% выпускников общеобразовательных организаций города Москвы после освоения образовательной программы среднего общего образования поступают в государственные образовательные организации высшего образования.
Город Москва достиг значительных результатов в создании условий для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В государственных образовательных организациях города Москвы, в том числе специализированных, входящих в структуру крупных образовательных комплексов, в настоящее время обучаются 20,5 тыс. детей-инвалидов. Количество государственных образовательных организаций города Москвы, реализующих адаптированные образовательные программы в рамках инклюзивного образования, с 2010 года увеличилось в три раза - сегодня более 300 общеобразовательных организаций города Москвы реализуют инклюзивную практику, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. Вместе с тем, если к началу программного периода в 59% зданий государственных общеобразовательных организаций города Москвы не была обеспечена безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья, то к 2014-2015 учебному году входные группы и первые этажи 100% общеобразовательных организаций города Москвы приспособлены для нужд этой категории детей, во многих школах имеются стационарные и мобильные лестничные подъемники.
Многообразие типов, форм деятельности государственных образовательных организаций в городе Москве обусловили дифференцированное финансирование этих организаций. Поэтапная реализация пилотного проекта по развитию общего образования позволила отойти от практики "финансирования организации" и перейти к практике "финансирования обучающегося". Введение подушевого норматива финансового обеспечения государственных гарантий на получение общего образования и его выравнивание по наибольшему значению позволило преодолеть неоднородность финансирования, значительно увеличить финансовое обеспечение ранее недофинансированных государственных образовательных организаций города Москвы и создать условия для повышения качества образования, обеспечить гарантии равного доступа граждан к получению образования и позитивную консолидацию общества.
Значительное увеличение расходов бюджета города Москвы на сферу образования, укрепление материально-технической базы, переход на новые принципы финансирования государственных образовательных организаций города Москвы, внедрение новой системы оплаты труда педагогических работников позволили в период 2011-2016 годов создать уверенный фундамент для успешной реализации стратегических задач и достижения основной цели Государственной программы.
За пять лет реализации Государственной программы текущий ремонт проведен во всех зданиях образовательных организаций. Все здания, в которых осуществляется учебный процесс, соответствуют санитарным нормам, а также в них созданы условия, отвечающие современным требованиям к образовательной среде. После продолжительного периода выборочного и нерегулярного технического оснащения школ во все государственные общеобразовательные организации города Москвы поставлено новое компьютерное оборудование, интерактивные доски, каждый учитель обеспечен персональным ноутбуком.