ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 октября 2016 года N 649-ПП

О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 450-ПП

В целях приведения показателей Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы в соответствие с Законом города Москвы от 25 ноября 2015 года N 67 "О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" по состоянию на 1 января 2016 года, а также в целях уточнения показателей Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы в соответствии с кассовым исполнением за отчетный финансовый год Правительство Москвы

постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 года N 64-ПП, от 4 сентября 2012 года N 454-ПП, от 16 июля 2013 года N 467-ПП,от 22 апреля 2014 года N 206-ПП, от 8 апреля 2015 года N 168-ПП), изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 октября 2016 года N 649-ПП



Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 сентября 2011 года N 450-ПП

По состоянию на 1 января 2016 года

     

Государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы

     

     

Паспорт Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы


Наименование Государственной программы города Москвы

Государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы

Цель Государственной программы города Москвы

Создание средствами образования условий для формирования личной успешности жителей города Москвы

Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

N п/п

Наименование конечного результата

Единица измерения

2010 год факт

2011 год факт

2012 год факт

2013 год факт

2014 год факт

2015 год факт

2016 год прогноз

2017 год прогноз

2018 год прогноз

1

Доля жителей города Москвы, давших позитивную оценку работы сферы образования в ходе социологического исследования "Образование Москвы", проводимого Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы

процентов

X

X

44

47

48

52

53

54

55

2

Доля государственных образовательных организаций города Москвы, в которых созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными возможностями здоровья, из числа государственных образовательных организаций города Москвы, где такие условия требуются

процентов

100

100

100

100

100

100

100

100

100

3

Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования

процентов

0

0

0

27

55

80

100

100

100

4

Количество мест в построенных и реконструированных объектах системы образования города Москвы нарастающим итогом

тыс. единиц

11,1

17,4

33,4

44,7

55,3

69,3

86,1

102,1

114,0

5

Доля детей жителей города Москвы 3-7 лет, получающих услуги дошкольного образования в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образования

процентов

85,0

87,5

91,5

99,7

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

6

Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, использующих социокультурную среду города Москвы и осуществляющих сетевое взаимодействие с организациями культуры, науки, образования, бизнеса, производственной сферы, расположенными в городе Москве, в реализации образовательных программ

процентов

5

10

25

40

60

80

100

100

100

7

Позиция города Москвы по сравнению с другими городами-миллионниками России по результатам ЕГЭ (ГИА) по русскому языку и математике

Место среди городов-миллионников по доле выпускников государственных образовательных организаций, освоивших программу среднего общего образования, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по русскому языку

X

X

2

1

1

1

1

1

1

Место среди городов-миллионников по доле выпускников государственных образовательных организаций, освоивших программу среднего общего образования, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по математике

X

X

5

2

2

2

2

2

1

Задачи Государственной программы города Москвы

1. Обеспечение высокого качества образования на всех уровнях.
2. Комплексное развитие сети образовательных организаций и образовательной инфраструктуры для обеспечения доступности общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья обучающихся.
3. Максимальное удовлетворение запросов жителей города Москвы на образовательные услуги.
4. Внедрение современных инструментов независимой и прозрачной для общества оценки качества образования.
5. Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
6. Создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы.
7. Обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы.
8. Развитие государственно-общественного управления в системе образования.

Координатор Государственной программы города Москвы

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития

Ответственные исполнители подпрограмм

Департамент образования города Москвы

Соисполнители подпрограмм

Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы,
Департамент культуры города Москвы,
Департамент образования города Москвы,
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы,
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,
Департамент имущества города Москвы,
Департамент физической культуры и спорта города Москвы,
Департамент развития новых территорий города Москвы,
Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы,
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы,
Департамент строительства города Москвы,
Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,
Департамент капитального ремонта города Москвы,
Департамент градостроительной политики города Москвы,
Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы,
Департамент культурного наследия города Москвы,
Управление делами Мэра и Правительства Москвы,
Префектура Восточного административного округа города Москвы,
Префектура Западного административного округа города Москвы,
Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,
Префектура Северного административного округа города Москвы,
Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,
Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,
Префектура Центрального административного округа города Москвы,
Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,
Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,
Префектура Южного административного округа города Москвы,
Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

Объем финансовых

Наименование

Источники

Расходы (тысяч рублей)

ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам

Государственной программы города Москвы

финансирования

2010 год факт

2011 год факт

2012 год факт

2013 год факт

2014 год факт

2015 год факт

2016 год прогноз

2017 год прогноз

2018 год прогноз

Итого

реализации Государственной

Государственная программа

Всего:

X

X

352377267,7

383228581,4

413689642,5

475553763,0

494740028,7

493630663,6

496116059,8

3109336006,7

программы города Москвы

города Москвы "Развитие

бюджет города Москвы

175893594,3

221436597,1

248668804,1

245692124,9

251927237,2

243014174,7

263940634,5

264819759,4

267305155,6

1785367890,4

образования города Москвы ("Столичное

средства федерального бюджета

X

X

53753559,0

69989343,1

76575785,3

118853902,8

118570938,6

116582448,6

116582448,6

670908426,0

образование")" на 2012-2018 годы

средства юридических и физических лиц

X

X

49954904,6

67547113,4

85186620,0

113685685,5

112228455,6

112228455,6

112228455,6

653059690,3

Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы

Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012
Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013
Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014
Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015
Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016
Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017
Этап 7: 01.01.2018-31.12.2018

     

     

     

1. Характеристика текущего состояния сферы образования и ее основные проблемы

     

     

Анализ основных показателей текущего состояния сферы образования города Москвы


Состояние системы образования в городе Москве характеризуется следующими параметрами:

- доступность образовательных услуг для детей и молодежи в городе Москве, включая состояние сети государственных образовательных организаций и их ресурсное обеспечение;

- качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных типов и форм собственности;

- кадровый состав педагогических, руководящих работников и других работников сферы образования.

Доступность образовательных услуг и сеть государственных образовательных организаций


К началу 2011 года на территории города Москвы действовало 4008 государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Однако эффективность их деятельности, качество предоставляемых услуг были различны.

В деятельность по социализации детей и молодежи к началу реализации Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") на 2012-2018 годы (далее - Государственная программа) были включены городские и федеральные организации культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики. Так, около четверти учащихся общеобразовательных организаций (далее - также школы) посещали музыкальные или художественные школы, театральные кружки, спортивные секции. Однако эффективному взаимодействию организаций различных ведомств мешали недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего образования города Москвы использовался далеко не в полной мере.

Услуги дошкольного образования в 2010-2011 учебном году получали более 363 тыс. детей. Очередь в государственные дошкольные образовательные организации, составлявшую в ноябре 2010 года свыше 30 тыс. человек, удалось снизить в мае 2011 года до 700 человек за счет создания дополнительных мест в действующих государственных дошкольных образовательных организациях города Москвы и мер по перепрофилированию неэффективно используемых помещений. Однако эти резервы были практически исчерпаны.

К началу программного периода в 1515 государственных и в 146 частных общеобразовательных организациях обучались свыше 770 тыс. человек. Однако серьезной проблемой являлось неравномерное распределение по районам города Москвы государственных образовательных организаций, реализующих на качественном уровне основные общеобразовательные программы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.

В этой связи была поставлена задача обеспечения жителей города Москвы в районе их проживания широким спектром образовательных услуг, соответствующих возрастающим запросам московских семей. Механизмом решения данной задачи стало объединение отдельных образовательных организаций в крупные образовательные комплексы, предоставляющие услуги в сфере дошкольного, общего, дополнительного и даже среднего профессионального образования.

Таким образом, в городе Москве с целью обеспечения преемственности образовательных программ, успешной социализации детей, плавности и бесстрессовости перехода с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования на основе совместных заявок от государственных образовательных организаций города Москвы была проведена реорганизация государственных образовательных организаций города Москвы. С учетом проведенных преобразований к началу 2016 года создано 632 школы - крупные образовательные комплексы. 89,6% всех государственных общеобразовательных организаций города Москвы имеют в своей структуре дошкольные группы.

В 2011 году система дополнительного образования в городе Москве характеризовалась следующими параметрами. Более 500 государственных организаций дополнительного образования детей, в том числе 155 организаций Департамента образования города Москвы, работали более чем с 340 тыс. обучающихся. По данным отчетности, более 600 тыс. обучающихся занимались по дополнительным общеобразовательным программам в государственных общеобразовательных организациях города Москвы. При этом, согласно данным мониторингов, более 50% обучающихся не посещали кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, как правило, прерывают траектории дополнительного образования, переключаясь на подготовку к поступлению в образовательные организации высшего образования (далее также - вуз, высшее учебное заведение). Сеть государственных организаций дополнительного образования характеризовалась неравномерным распределением по территории города Москвы - в 44 районах отсутствовали организации данного типа (показатель варьировался от одной государственной организации дополнительного образования в Центральном административном округе города Москвы до 11 в Восточном административном округе города Москвы).

В 2015-2016 учебном году по дополнительным образовательным программам в государственных организациях дополнительного образования и государственных общеобразовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обучается более 700 тыс. человек. Однако ведомственная разобщенность долгое время не позволяла создать общую систему учета обучающихся и образовательных программ, реализуемых различными организациями. В этой связи с 1 сентября 2015 года в городе Москве введен консолидированный учет обучающихся по программам дополнительного образования детей, а также занимающихся в государственных, муниципальных и частных организациях спортивной направленности. Новая система позволила определить реальную численность детей в дополнительном образовании вне зависимости от того, принадлежит организация к частному или государственному сектору. В 2015-2016 учебном году охват дополнительными образовательными программами - свыше 800 тыс. человек.

С 1 июля 2012 года к городу Москве была присоединена значительная территория, столичная система образования пополнилась 105 образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы и дополнительные образовательные программы. Общая численность обучающихся системы образования города Москвы увеличилась более чем на 30 тыс. человек. Отсутствие на протяжении длительного времени капитальных и текущих ремонтов зданий, в которых расположены государственные образовательные организации города Москвы, расположенные в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы, устаревшая материально-техническая база, невовлеченность ранее в процессы, направленные на повышение эффективности деятельности, сильно тормозили поступательное развитие государственных образовательных организаций города Москвы. В настоящее время ситуация выравнивается, заметное отставание сокращено, общеобразовательные организации Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы стали полноправными участниками всех процессов развития, происходящих в столичной системе образования.

Следует отметить, что город Москва - лидер среди субъектов Российской Федерации по масштабу системы среднего профессионального образования. В 2010-2011 учебном году в 145 государственных профессиональных образовательных организациях (далее также - колледжи) обучались более 110 тыс. человек, в том числе в 90 колледжах Департамента образования города Москвы - 80 тыс. человек. Укрепление материально-технической базы, модернизация инфраструктуры и кадрового состава государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы, а также объединение отдельных государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы по направлениям ключевых сфер экономики и социальной сферы города Москвы в отраслевые учебно-производственные объединения, позволили в условиях сокращения числа выпускников 9-х и 11-х классов обеспечить стабильную численность выпускников общеобразовательных организаций, продолжающих обучение в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы.

В 2012 году система среднего профессионального образования, подведомственная Департаменту образования города Москвы, пополнилась 13 федеральными колледжами, численность обучающихся выросла до 103,4 тыс. человек.

В 2015-2016 учебному году в колледжах осуществлялось обучение по наиболее востребованным 64 профессиям и 110 специальностям по программам профессиональной подготовки и программам подготовки специалистов среднего звена. Кроме того, по 25 программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих осуществлялось обучение лиц с ограниченными возможностями, обусловленными состоянием здоровья, не имеющих основного общего образования.

Профессиональные образовательные организации представляют собой многоуровневые и многопрофильные образовательные организации, реализующие широкий спектр непрерывных интегрированных образовательных программ.

Развитие бизнеса и производства ставят перед системой среднего профессионального образования важную задачу приведения количества и профильного состава выпускников в соответствие с запросами рынка труда. Правительство Москвы принимает меры к увеличению доли выпускников, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования, сертифицированные (то есть подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям к специалистам, устанавливаемым работодателями) с участием объединений работодателей.

С целью повышения качества образовательных услуг, востребованности выпускников и подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики создаются отраслевые учебно-производственные объединения, объединяющие потенциал колледжей, вузов, крупных работодателей.

С начала реализации Государственной программы в системе профессионального образования активизировались интеграционные процессы, призванные вывести колледжи на новый уровень развития, сформировать предложение новых современных образовательных программ, повысить степень востребованности выпускников, обеспечить более тесное взаимодействие с работодателями. В сознание московских семей уже пришло понимание, что продолжение образования не в вузе, а в столичном колледже - достойный выбор траектории развития молодого москвича. Свидетельством тому является не только ежегодный рост желающих поступить в профессиональные образовательные организации, но и уже не единичные случаи реорганизации школ путем присоединения и получения статуса структурного подразделения наиболее сильных и успешных колледжей.

Вместе с тем, в ближайшее время в связи с последствиями демографического спада конца 1990-х начала 2000-х годов в системе профессионального образования, как и в высшем образовании, следует ожидать определенного профицита мест.

По охвату высшим образованием город Москва - один из мировых лидеров. Около 1 миллиона студентов обучаются в 82 государственных образовательных организациях высшего образования, в том числе в 5 государственных образовательных организациях высшего образования города Москвы, и в 120 частных образовательных организациях высшего образования. В городе Москве обучаются более 300 тыс. человек из других субъектов Российской Федерации, в том числе более 40% из них - из Московской области. При этом 48% студентов московских вузов обучаются по очной форме обучения. Почти 90% выпускников общеобразовательных организаций города Москвы после освоения образовательной программы среднего общего образования поступают в государственные образовательные организации высшего образования.

Город Москва достиг значительных результатов в создании условий для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В государственных образовательных организациях города Москвы, в том числе специализированных, входящих в структуру крупных образовательных комплексов, в настоящее время обучаются 20,5 тыс. детей-инвалидов. Количество государственных образовательных организаций города Москвы, реализующих адаптированные образовательные программы в рамках инклюзивного образования, с 2010 года увеличилось в три раза - сегодня более 300 общеобразовательных организаций города Москвы реализуют инклюзивную практику, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. Вместе с тем, если к началу программного периода в 59% зданий государственных общеобразовательных организаций города Москвы не была обеспечена безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья, то к 2014-2015 учебному году входные группы и первые этажи практически 100% общеобразовательных организаций города Москвы приспособлены для нужд этой категории детей, во многих школах имеются стационарные и мобильные лестничные подъемники.

Многообразие типов, форм деятельности государственных образовательных организаций в городе Москве обусловили дифференцированное финансирование этих организаций. Поэтапная реализация пилотного проекта по развитию общего образования позволила отойти от практики "финансирования организации" и перейти к практике "финансирования обучающегося". Введение подушевого норматива финансового обеспечения государственных гарантий на получение общего образования и его выравнивание по наибольшему значению позволило преодолеть неоднородность финансирования, значительно увеличить финансовое обеспечение ранее недофинансированных государственных образовательных организаций города Москвы и создать условия для повышения качества образования, обеспечить гарантии равного доступа граждан к получению образования и позитивную консолидацию общества.

Значительное увеличение расходов бюджета города Москвы на сферу образования, укрепление материально-технической базы, переход на новые принципы финансирования государственных образовательных организаций города Москвы, внедрение новой системы оплаты труда педагогических работников позволили в период 2011-2015 годов создать уверенный фундамент для успешной реализации стратегических задач и достижения основной цели Государственной программы.

За четыре года реализации Государственной программы более чем в 1200 зданиях системы образования проведен капитальный, а более чем в 4000 - текущий ремонт, и осуществлены работы по благоустройству территории, во все государственные общеобразовательные организации города Москвы поставлено новое компьютерное оборудование, интерактивные доски, каждый учитель обеспечен персональным ноутбуком.

Таким образом, в первые два года реализации Государственной программы была создана материально-техническая основа для успешного решения задач повышения качества образования, его доведения до уровня международных стандартов. В настоящее время подход к распределению ресурсов меняется: обеспечив в 2012-2014 годах оборудованием первоочередные потребности школ, оснащение которых в предыдущий период носило выборочный и нерегулярный характер, система переходит на прямые заказы школ под конкретные проекты в интересах учеников.

Актуальным остается эффективное использование модернизированной базы для достижения высоких образовательных результатов.

Широкое применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике уже не новинка. В процессе наполнения единая общедоступная региональная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Государственная программа нацелена на создание технических и технологических условий, которые позволяют педагогическим работникам и обучающимся получать эффективный доступ к источникам актуальной и достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»