ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2016 года N 649-ПП
О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 450-ПП
В целях приведения показателей Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы в соответствие с Законом города Москвы от 25 ноября 2015 года N 67 "О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" по состоянию на 1 января 2016 года, а также в целях уточнения показателей Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы в соответствии с кассовым исполнением за отчетный финансовый год Правительство Москвы
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 года N 64-ПП, от 4 сентября 2012 года N 454-ПП, от 16 июля 2013 года N 467-ПП,от 22 апреля 2014 года N 206-ПП, от 8 апреля 2015 года N 168-ПП), изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 сентября 2011 года N 450-ПП
По состоянию на 1 января 2016 года
Государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы
Наименование Государственной программы города Москвы | Государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы | |||||||||||||||||||||
Цель Государственной программы города Москвы | Создание средствами образования условий для формирования личной успешности жителей города Москвы | |||||||||||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | N п/п | Наименование конечного результата | Единица измерения | 2010 год факт | 2011 год факт | 2012 год факт | 2013 год факт | 2014 год факт | 2015 год факт | 2016 год прогноз | 2017 год прогноз | 2018 год прогноз | ||||||||||
1 | Доля жителей города Москвы, давших позитивную оценку работы сферы образования в ходе социологического исследования "Образование Москвы", проводимого Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы | процентов | X | X | 44 | 47 | 48 | 52 | 53 | 54 | 55 | |||||||||||
2 | Доля государственных образовательных организаций города Москвы, в которых созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными возможностями здоровья, из числа государственных образовательных организаций города Москвы, где такие условия требуются | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |||||||||||
3 | Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования | процентов | 0 | 0 | 0 | 27 | 55 | 80 | 100 | 100 | 100 | |||||||||||
4 | Количество мест в построенных и реконструированных объектах системы образования города Москвы нарастающим итогом | тыс. единиц | 11,1 | 17,4 | 33,4 | 44,7 | 55,3 | 69,3 | 86,1 | 102,1 | 114,0 | |||||||||||
5 | Доля детей жителей города Москвы 3-7 лет, получающих услуги дошкольного образования в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образования | процентов | 85,0 | 87,5 | 91,5 | 99,7 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |||||||||||
6 | Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, использующих социокультурную среду города Москвы и осуществляющих сетевое взаимодействие с организациями культуры, науки, образования, бизнеса, производственной сферы, расположенными в городе Москве, в реализации образовательных программ | процентов | 5 | 10 | 25 | 40 | 60 | 80 | 100 | 100 | 100 | |||||||||||
7 | Позиция города Москвы по сравнению с другими городами-миллионниками России по результатам ЕГЭ (ГИА) по русскому языку и математике | Место среди городов-миллионников по доле выпускников государственных образовательных организаций, освоивших программу среднего общего образования, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по русскому языку | X | X | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
Место среди городов-миллионников по доле выпускников государственных образовательных организаций, освоивших программу среднего общего образования, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по математике | X | X | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |||||||||||||
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Обеспечение высокого качества образования на всех уровнях. | |||||||||||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития | |||||||||||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент образования города Москвы | |||||||||||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, | |||||||||||||||||||||
Объем финансовых | Наименование | Источники | Расходы (тысяч рублей) | |||||||||||||||||||
ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам | Государственной программы города Москвы | финансирования | 2010 год факт | 2011 год факт | 2012 год факт | 2013 год факт | 2014 год факт | 2015 год факт | 2016 год прогноз | 2017 год прогноз | 2018 год прогноз | Итого | ||||||||||
реализации Государственной | Государственная программа | Всего: | X | X | 352377267,7 | 383228581,4 | 413689642,5 | 475553763,0 | 494740028,7 | 493630663,6 | 496116059,8 | 3109336006,7 | ||||||||||
программы города Москвы | города Москвы "Развитие | бюджет города Москвы | 175893594,3 | 221436597,1 | 248668804,1 | 245692124,9 | 251927237,2 | 243014174,7 | 263940634,5 | 264819759,4 | 267305155,6 | 1785367890,4 | ||||||||||
образования города Москвы ("Столичное | средства федерального бюджета | X | X | 53753559,0 | 69989343,1 | 76575785,3 | 118853902,8 | 118570938,6 | 116582448,6 | 116582448,6 | 670908426,0 | |||||||||||
образование")" на 2012-2018 годы | средства юридических и физических лиц | X | X | 49954904,6 | 67547113,4 | 85186620,0 | 113685685,5 | 112228455,6 | 112228455,6 | 112228455,6 | 653059690,3 | |||||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012 |
Состояние системы образования в городе Москве характеризуется следующими параметрами:
- доступность образовательных услуг для детей и молодежи в городе Москве, включая состояние сети государственных образовательных организаций и их ресурсное обеспечение;
- качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных типов и форм собственности;
- кадровый состав педагогических, руководящих работников и других работников сферы образования.
К началу 2011 года на территории города Москвы действовало 4008 государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Однако эффективность их деятельности, качество предоставляемых услуг были различны.
В деятельность по социализации детей и молодежи к началу реализации Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") на 2012-2018 годы (далее - Государственная программа) были включены городские и федеральные организации культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики. Так, около четверти учащихся общеобразовательных организаций (далее - также школы) посещали музыкальные или художественные школы, театральные кружки, спортивные секции. Однако эффективному взаимодействию организаций различных ведомств мешали недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего образования города Москвы использовался далеко не в полной мере.
Услуги дошкольного образования в 2010-2011 учебном году получали более 363 тыс. детей. Очередь в государственные дошкольные образовательные организации, составлявшую в ноябре 2010 года свыше 30 тыс. человек, удалось снизить в мае 2011 года до 700 человек за счет создания дополнительных мест в действующих государственных дошкольных образовательных организациях города Москвы и мер по перепрофилированию неэффективно используемых помещений. Однако эти резервы были практически исчерпаны.
К началу программного периода в 1515 государственных и в 146 частных общеобразовательных организациях обучались свыше 770 тыс. человек. Однако серьезной проблемой являлось неравномерное распределение по районам города Москвы государственных образовательных организаций, реализующих на качественном уровне основные общеобразовательные программы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
В этой связи была поставлена задача обеспечения жителей города Москвы в районе их проживания широким спектром образовательных услуг, соответствующих возрастающим запросам московских семей. Механизмом решения данной задачи стало объединение отдельных образовательных организаций в крупные образовательные комплексы, предоставляющие услуги в сфере дошкольного, общего, дополнительного и даже среднего профессионального образования.
Таким образом, в городе Москве с целью обеспечения преемственности образовательных программ, успешной социализации детей, плавности и бесстрессовости перехода с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования на основе совместных заявок от государственных образовательных организаций города Москвы была проведена реорганизация государственных образовательных организаций города Москвы. С учетом проведенных преобразований к началу 2016 года создано 632 школы - крупные образовательные комплексы. 89,6% всех государственных общеобразовательных организаций города Москвы имеют в своей структуре дошкольные группы.
В 2011 году система дополнительного образования в городе Москве характеризовалась следующими параметрами. Более 500 государственных организаций дополнительного образования детей, в том числе 155 организаций Департамента образования города Москвы, работали более чем с 340 тыс. обучающихся. По данным отчетности, более 600 тыс. обучающихся занимались по дополнительным общеобразовательным программам в государственных общеобразовательных организациях города Москвы. При этом, согласно данным мониторингов, более 50% обучающихся не посещали кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, как правило, прерывают траектории дополнительного образования, переключаясь на подготовку к поступлению в образовательные организации высшего образования (далее также - вуз, высшее учебное заведение). Сеть государственных организаций дополнительного образования характеризовалась неравномерным распределением по территории города Москвы - в 44 районах отсутствовали организации данного типа (показатель варьировался от одной государственной организации дополнительного образования в Центральном административном округе города Москвы до 11 в Восточном административном округе города Москвы).
В 2015-2016 учебном году по дополнительным образовательным программам в государственных организациях дополнительного образования и государственных общеобразовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обучается более 700 тыс. человек. Однако ведомственная разобщенность долгое время не позволяла создать общую систему учета обучающихся и образовательных программ, реализуемых различными организациями. В этой связи с 1 сентября 2015 года в городе Москве введен консолидированный учет обучающихся по программам дополнительного образования детей, а также занимающихся в государственных, муниципальных и частных организациях спортивной направленности. Новая система позволила определить реальную численность детей в дополнительном образовании вне зависимости от того, принадлежит организация к частному или государственному сектору. В 2015-2016 учебном году охват дополнительными образовательными программами - свыше 800 тыс. человек.
С 1 июля 2012 года к городу Москве была присоединена значительная территория, столичная система образования пополнилась 105 образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы и дополнительные образовательные программы. Общая численность обучающихся системы образования города Москвы увеличилась более чем на 30 тыс. человек. Отсутствие на протяжении длительного времени капитальных и текущих ремонтов зданий, в которых расположены государственные образовательные организации города Москвы, расположенные в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы, устаревшая материально-техническая база, невовлеченность ранее в процессы, направленные на повышение эффективности деятельности, сильно тормозили поступательное развитие государственных образовательных организаций города Москвы. В настоящее время ситуация выравнивается, заметное отставание сокращено, общеобразовательные организации Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы стали полноправными участниками всех процессов развития, происходящих в столичной системе образования.
Следует отметить, что город Москва - лидер среди субъектов Российской Федерации по масштабу системы среднего профессионального образования. В 2010-2011 учебном году в 145 государственных профессиональных образовательных организациях (далее также - колледжи) обучались более 110 тыс. человек, в том числе в 90 колледжах Департамента образования города Москвы - 80 тыс. человек. Укрепление материально-технической базы, модернизация инфраструктуры и кадрового состава государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы, а также объединение отдельных государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы по направлениям ключевых сфер экономики и социальной сферы города Москвы в отраслевые учебно-производственные объединения, позволили в условиях сокращения числа выпускников 9-х и 11-х классов обеспечить стабильную численность выпускников общеобразовательных организаций, продолжающих обучение в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы.
В 2012 году система среднего профессионального образования, подведомственная Департаменту образования города Москвы, пополнилась 13 федеральными колледжами, численность обучающихся выросла до 103,4 тыс. человек.
В 2015-2016 учебному году в колледжах осуществлялось обучение по наиболее востребованным 64 профессиям и 110 специальностям по программам профессиональной подготовки и программам подготовки специалистов среднего звена. Кроме того, по 25 программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих осуществлялось обучение лиц с ограниченными возможностями, обусловленными состоянием здоровья, не имеющих основного общего образования.
Профессиональные образовательные организации представляют собой многоуровневые и многопрофильные образовательные организации, реализующие широкий спектр непрерывных интегрированных образовательных программ.
Развитие бизнеса и производства ставят перед системой среднего профессионального образования важную задачу приведения количества и профильного состава выпускников в соответствие с запросами рынка труда. Правительство Москвы принимает меры к увеличению доли выпускников, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования, сертифицированные (то есть подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям к специалистам, устанавливаемым работодателями) с участием объединений работодателей.
С целью повышения качества образовательных услуг, востребованности выпускников и подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики создаются отраслевые учебно-производственные объединения, объединяющие потенциал колледжей, вузов, крупных работодателей.
С начала реализации Государственной программы в системе профессионального образования активизировались интеграционные процессы, призванные вывести колледжи на новый уровень развития, сформировать предложение новых современных образовательных программ, повысить степень востребованности выпускников, обеспечить более тесное взаимодействие с работодателями. В сознание московских семей уже пришло понимание, что продолжение образования не в вузе, а в столичном колледже - достойный выбор траектории развития молодого москвича. Свидетельством тому является не только ежегодный рост желающих поступить в профессиональные образовательные организации, но и уже не единичные случаи реорганизации школ путем присоединения и получения статуса структурного подразделения наиболее сильных и успешных колледжей.
Вместе с тем, в ближайшее время в связи с последствиями демографического спада конца 1990-х начала 2000-х годов в системе профессионального образования, как и в высшем образовании, следует ожидать определенного профицита мест.
По охвату высшим образованием город Москва - один из мировых лидеров. Около 1 миллиона студентов обучаются в 82 государственных образовательных организациях высшего образования, в том числе в 5 государственных образовательных организациях высшего образования города Москвы, и в 120 частных образовательных организациях высшего образования. В городе Москве обучаются более 300 тыс. человек из других субъектов Российской Федерации, в том числе более 40% из них - из Московской области. При этом 48% студентов московских вузов обучаются по очной форме обучения. Почти 90% выпускников общеобразовательных организаций города Москвы после освоения образовательной программы среднего общего образования поступают в государственные образовательные организации высшего образования.
Город Москва достиг значительных результатов в создании условий для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В государственных образовательных организациях города Москвы, в том числе специализированных, входящих в структуру крупных образовательных комплексов, в настоящее время обучаются 20,5 тыс. детей-инвалидов. Количество государственных образовательных организаций города Москвы, реализующих адаптированные образовательные программы в рамках инклюзивного образования, с 2010 года увеличилось в три раза - сегодня более 300 общеобразовательных организаций города Москвы реализуют инклюзивную практику, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. Вместе с тем, если к началу программного периода в 59% зданий государственных общеобразовательных организаций города Москвы не была обеспечена безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья, то к 2014-2015 учебному году входные группы и первые этажи практически 100% общеобразовательных организаций города Москвы приспособлены для нужд этой категории детей, во многих школах имеются стационарные и мобильные лестничные подъемники.
Многообразие типов, форм деятельности государственных образовательных организаций в городе Москве обусловили дифференцированное финансирование этих организаций. Поэтапная реализация пилотного проекта по развитию общего образования позволила отойти от практики "финансирования организации" и перейти к практике "финансирования обучающегося". Введение подушевого норматива финансового обеспечения государственных гарантий на получение общего образования и его выравнивание по наибольшему значению позволило преодолеть неоднородность финансирования, значительно увеличить финансовое обеспечение ранее недофинансированных государственных образовательных организаций города Москвы и создать условия для повышения качества образования, обеспечить гарантии равного доступа граждан к получению образования и позитивную консолидацию общества.
Значительное увеличение расходов бюджета города Москвы на сферу образования, укрепление материально-технической базы, переход на новые принципы финансирования государственных образовательных организаций города Москвы, внедрение новой системы оплаты труда педагогических работников позволили в период 2011-2015 годов создать уверенный фундамент для успешной реализации стратегических задач и достижения основной цели Государственной программы.
За четыре года реализации Государственной программы более чем в 1200 зданиях системы образования проведен капитальный, а более чем в 4000 - текущий ремонт, и осуществлены работы по благоустройству территории, во все государственные общеобразовательные организации города Москвы поставлено новое компьютерное оборудование, интерактивные доски, каждый учитель обеспечен персональным ноутбуком.
Таким образом, в первые два года реализации Государственной программы была создана материально-техническая основа для успешного решения задач повышения качества образования, его доведения до уровня международных стандартов. В настоящее время подход к распределению ресурсов меняется: обеспечив в 2012-2014 годах оборудованием первоочередные потребности школ, оснащение которых в предыдущий период носило выборочный и нерегулярный характер, система переходит на прямые заказы школ под конкретные проекты в интересах учеников.
Актуальным остается эффективное использование модернизированной базы для достижения высоких образовательных результатов.
Широкое применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике уже не новинка. В процессе наполнения единая общедоступная региональная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Государственная программа нацелена на создание технических и технологических условий, которые позволяют педагогическим работникам и обучающимся получать эффективный доступ к источникам актуальной и достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.